Государственное управление социальной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение государственного управления социальной сферой.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Дать определение государственному управлению и социальной политике.
2.Проанализировать государственное управление социальной сферой.
3.Рассмотреть методологию государственного управления социальной политикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Государственное управление как система и как процесс
1.1 Понятие государственного управления, его основные принципы и функции
1.2 Государственное управление как система и как процесс
1.3 Сущность социальной политики государства
1.4 Функции и модели социальной политики государства
Глава 2. Специфика государственного управления в социальной сфере современной России
2.1 Социальная эффективность государственного управления
2.2 Государственная социальная политика
2.3 Проблемы социальной политики России и пути их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт государственного управления и предпринимательства

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Государственное управление социальной политикой

Курсовая работа по учебной дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки II курса

Шулевой В.А.

Научный руководитель:

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Государственное управление как система и как процесс

1.1 Понятие государственного управления, его основные принципы и функции

1.2 Государственное управление как система и как процесс

1.3 Сущность социальной политики государства

1.4 Функции и модели социальной политики государства

Глава 2. Специфика государственного  управления в социальной сфере современной России

2.1 Социальная эффективность государственного управления

2.2 Государственная социальная политика

2.3 Проблемы социальной политики России и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, напряженная ситуация на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, серьезные проблемы в демографии, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной медицинской помощи и качество оказываемых услуг, количество безработных с каждым днем увеличивается, качество жизни россиян находится на низком уровне.

Все это делает актуальным и необходимым изучение государственного управления социальной политики и требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведением эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Цель курсовой работы: изучение государственного управления социальной сферой.

Для достижения поставленной  цели  были решены следующие задачи:

1.Дать определение государственному  управлению и социальной политике.

2.Проанализировать государственное  управление социальной сферой.

3.Рассмотреть методологию  государственного управления социальной  политикой.

4.Осуществить анализ эффективности управления социальной сферой.

5.Выявить проблемы социальной  политики России и пути их  решения.

Объект исследования - отрасли социальной сферы, обеспечивающие непосредственную реализацию социальной функции государства.

Предмет исследования –механизмы государственного управления  отраслями социальной сферы.

Теоретико-методологической базой исследования государственного управления социальной политикой выступает анализ статистических данных, работы ученых по вопросам государственного управления социальными сферами.

Анализ разработанности темы в литературе. Данную проблему рассматривали ряд российских и зарубежных ученых. Дункан Д. считал, что административное  управление является наиболее заметной сферой деятельности государства, оно есть правительство в действии, оно есть исполнительная власть, деятельная, наиболее видимая сторона государства. Атамчук Г.В. определял государственное управление как деятельность звеньев исполнительной власти на общенациональном уровне, на уровне штатов, округов и городов. Афанасьева В.Я. утверждала, что процесс государственного управления представляет собой действия, направленные на достижение намерений или потребностей правительства. Пикулъкин А.В. определял  государственное управление как обширную  и аморфную комбинацию теории и практики, служащая лучшему пониманию правительства и его отношений с обществом, которым оно правит. Радченко А.И писала, что система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность.

Анализ структуры работы:

В первой главе данной работы мы займемся решением первых двух выдвинутых нами задач, то есть рассмотрим понятие и сущность социальной политики, а также определим ее функции и модели, так же рассмотрим такое понятие как «государственное управление», как оно осуществляется, его формы и методы.

Вторая глава будет посвящена решению остальных задач данной работы, а именно рассмотрению основных направлений социальной политики в России, исследованию проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

 

 

Глава 1 Теоритические аспекты государственного управления социальной политикой.

1.1 Понятие государственного  управления, его основные принципы  и функции

Что же понимается под государственным управлением как деятельностью и наукой? Приведем здесь ряд суждений по данному вопросу.

«Административное управление является наиболее заметной сферой деятельности государства; оно есть правительство в действии; оно есть исполнительная власть, деятельная, наиболее видимая сторона государства, и является, конечно, такой же старой, как и само государство».1

«В общеупотребительном смысле под административным управлением понимается деятельность звеньев исполнительной власти на общенациональном уровне, на уровне штатов, округов и городов; независимых управлений и комиссий, создаваемых Конгрессом и законодательными органами штатов; государственных корпораций; некоторых других ведомств специализированного характера».2

«Процесс государственного управления представляет собой действия, направленные на достижение намерений или потребностей правительства. Это есть, таким образом, непрерывно осуществляемый через процессы организации и управления "бизнес" правительства, связанный правом, произведенным законодательным телом (или иными властными агентами) и интерпретированным судом».3

Государственное управление — «обширная и аморфная комбинация теории и практики, служащая как лучшему пониманию правительства и его отношений с обществом, которым оно правит, так и поощрению более чувствительной к общественным потребностям государственной политики и институционально-управляющих практик государственной бюрократии, которая субстанциально должна быть направлена на эффективность, производительность и все более глубокие качества гражданства. Оно является отраслью с двумя родителями: мать дисциплины — политическая наука; воспитывающий отрасль родитель — менеджмент».4

Эти принципы отражают  основные признаки государственного управления, основанной на бюрократии, иерархии и централизации. Государственное управление модифицировалось как с внутренней структуры и принципов, так и в аспекте отношений между обществом и государственным управлением

Государственное управление направленно на удовлетворение интересов общества. Среди них выделяются функции верховной власти (оборона, поддержание международных связей, полицейская служба, судопроизводство, организация политического процесса и др,), экономические функции (регулирование денежного обращения, организация трудовых отношений, регулирование капиталовложений, общая координация экономической политики и др.), социальные функции (здравоохранение, жилищная и городская политика, перераспределение доходов, и др.), функции в сфере культуры (поддержка культуры и образования, просвещение, регулирование информационных потоков, организация отдыха и др.). Командные функции заключаются в определении и осуществлении административной политики. Они относятся к исследованиям, прогнозированию и планированию, включают в себя стратегию организационного реформирования, связаны с государственным контролем и организацией отношений с общественностью. Дополнительные функции связаны с организацией собственной деятельности органов государственного управления. Среди них можно отметить управление персоналом, имущественные функции, нормативно-юридические функции, документирование.

Термин “государственное управление” характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и “собственно” государственное управление (как делать и при помощи чего).

Началом для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в общество и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.5

Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной .властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.

Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и привнесение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ. Например, министерство финансов выделяет деньги на трансферты регионам или на конкретные государственные программы согласно утвержденному парламентом бюджету. Или правительство провозгласило политику приватизации и чиновники министерства государственного имущества и его территориальные органы проводят аукционы по продаже государственной собственности.

Такой подход к управлению означает, во-первых, необходимость и правообеспеченность намечаемых действий; во-вторых, согласованность масштабов предполагаемых мер с объемами реальных ресурсов; в-третьих, выбор мер воздействия, адекватных конкретной ситуации; в-четвертых, объективный контроль выполнения намеченных действий исключительно с точки зрения достижения предполагаемых результатов. Отсюда сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль.

Окружающая социальная среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и должна обеспечить политико-правовые рамки самой возможности, а также допустимых форм и методов, направлений и объектов государственного управления. Эти элементы включают конституцию и законы, определяющие государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и социальные обязательства государства, бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и т.п.

Информация о работе Государственное управление социальной политикой