Государственное управление социальной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение государственного управления социальной сферой.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1.Дать определение государственному управлению и социальной политике.
2.Проанализировать государственное управление социальной сферой.
3.Рассмотреть методологию государственного управления социальной политикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Государственное управление как система и как процесс
1.1 Понятие государственного управления, его основные принципы и функции
1.2 Государственное управление как система и как процесс
1.3 Сущность социальной политики государства
1.4 Функции и модели социальной политики государства
Глава 2. Специфика государственного управления в социальной сфере современной России
2.1 Социальная эффективность государственного управления
2.2 Государственная социальная политика
2.3 Проблемы социальной политики России и пути их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

2.3 Проблемы социальной  политики России и пути их  решения

I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере  и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем:

Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.

Системы управления, ценообразования и финансирования отрасли в современных социально - экономических условиях не обеспечивают не только развитие, но и стабилизацию существующего уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов. Темпы роста доли платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, без заметного улучшения их качества, все чаще вызывают неудовлетворение низкодоходной части населения. При этом во многом высокие эксплуатационные затраты жилищно - коммунального хозяйства вызваны низким качеством проектирования и строительства объектов, применением недолговечных материалов, пренебрежением к последующим затратам на ремонт.

Во-вторых, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Действующим законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) возникают обязательства государства по содействию в улучшении жилищных условий иных категорий граждан (работники бюджетной сферы, молодые семьи, сельское население и т.д.). Принятие таких решений не всегда соответствует бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. При этом не сформированы единые принципы определения объема поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмы реализации государственных обязательств.

В-третьих, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.

Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере.

Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой на 2002 - 2012 годы с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях.

С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

1) развитие сферы содержания  и обслуживания жилищного фонда;

2) реформирование сферы  жилищного строительства, землепользования  и градостроительного регулирования;

3) развитие рынка жилья  и финансовых механизмов, обеспечивающих  доступность жилья;

4) реализация обязательств  субъекта Российской Федерации  по обеспечению жильем отдельных  категорий граждан.

II. Проблемы, существующие  в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем  размеров пенсий, ненадежной системой  инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы возможно решить :

Во-первых, введением обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников на будущее пенсионное обеспечение последних;

во-вторых, предоставлением гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);

в-третьих, созданием условий для развития негосударственных систем пенсионного обеспечения (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также уплачиваются работниками или работодателями;

Во всех случаях создаются механизмы гарантирования текущих пенсионных выплат и, что особенно важно для будущих пенсионеров - сохранности их пенсионных накоплений, в том числе и в негосударственной части пенсионной системы. Очевидно, что уровень таких гарантий должен превышать уровень гарантий по вкладам населения в финансово-кредитных учреждениях страны.

III. В области здравоохранения  можно выделить следующие проблемы:

- доступность бесплатной  медицинской помощи;

- недостаточная эффективность  финансирования здравоохранения;

- нехватка кадров;

- обеспечение лекарственными  препаратами;

- качество оказываемых  услуг.

В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие пути решения :

1) повышение реальной  доступности медицинской помощи  для широких слоев населения: создание правовых, экономических  и организационных условий для  предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых  соответствуют уровню заболеваемости  и запросам населения, современному  уровню медицинской науки и  технологии, а также ресурсам, располагаемым  государством и гражданами.

2) обеспечение сбалансированности  объемов государственных гарантий  предоставления населению бесплатной  медицинской помощи с финансовыми  возможностями государства.

3) развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.

4) реформирование системы  финансирования здравоохранения,

включающее:

* обеспечение устойчивости  и прозрачности многоканальной  системы финансирования сферы  здравоохранения;

* внедрение механизмов  финансового планирования и механизмов  оплаты медицинской помощи, стимулирующих  рост эффективности использования  ресурсов в здравоохранении;

* завершение перехода  к преимущественно страховой  форме мобилизации финансовых  средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;

* усиление государственного  регулирования платной медицинской  помощи, оказываемой в государственных  и муниципальных медицинских  учреждениях;

• постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.

5) проведение реструктуризации  сети медицинских организаций.

6) обеспечение хозяйственной  самостоятельности государственных  и муниципальных медицинских  учреждений и расширение спектра  организационно-правовых форм медицинских  организаций.

7) изменение подходов  к организации и оплате труда  медицинских работников.

8) создание рациональной  системы государственных гарантий  лекарственного обеспечения населения.

9) развитие научных исследований  и технологических разработок  для улучшения качества предоставляемых  медицинских услуг и лекарственных  средств.

10) укрепление институтов  защиты прав пациентов и медицинских  работников.

IV. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему  образования РФ в состояние  общей стагнации :

1. Неопределенность школьного  образования. Школьника учат всему  понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое  ребенку предлагают современные  российские школы, как правило, носит  сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе  становления личности человеку  требуются как раз практические  навыки.

2. Сомнительная эффективность  единого государственного экзамена. Пройдя первую ступень образовательной  системы (завершив обучение в  школе), молодой россиянин сталкивается  с проблемой сдачи единого  государственного экзамена. Многие  российские школы просто не  готовы к такой форме проведения  экзаменов. Ведь принятие решения  об оценке теперь возлагается  на компьютер, а не на конкретного  человека. Знания оцениваются исключительно  исходя из заполненного бланка  ЕГЭ, а не на основе представления  учителя о потенциале и степени  развития учащегося.

3. Снижение качества высшего  образования. В РФ на 1000 человек  приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150.

В связи с этим необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в системе непрерывного образования нужно организовать систему управления качеством образования для широкой сети учебных заведений, различных по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования, формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, позволит решить большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет правовую и финансово-экономическую самостоятельность учебным заведениям, а с другой - объединяет эти учреждения через общую систему управления качеством образовательного процесса .

Принципиальная схема финансирования образования должна выглядеть следующим образом:

а) за счет средств государственного бюджета финансируются программы:

- обучения в рамках  государственного образовательного  стандарта;

- подготовки специалистов  со средним специальным и высшим  образованием в соответствии  с государственным заказом;

- профессиональной переподготовки  специалистов со средним и  высшим образованием в соответствии  с государственным заказом;

б) за счет средств работодателей негосударственного сектора экономики финансируются образовательные программы подготовки и переподготовки для работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы у данного работодателя после прохождения программ обучения;

в) за счет бюджетов домохозяйств финансируются образовательные программы, превышающие минимальный уровень обязательный уровень, установленный государственным образовательным стандартом .

V. На данный момент  в РФ существует проблема высокой  безработицы и низкого уровня  занятости населения.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.

Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Число занятых в ряде отраслей российской экономики действительно избыточно. Так, в нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был раздут вследствие сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы. Не блещут эффективностью и некоторые другие отрасли.

Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы.

 

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Кризис, наконец, заставит власти правильно считать число безработных, повысить адресность выдачи пособий по безработице, улучшить качество профессиональной переподготовки кадров.

Информация о работе Государственное управление социальной политикой