Государственный строй России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

1. Проекты преобразований государственного строя. Деятельность Негласного комитета и М.М. Сперанского.
2. Создание новых органов управления.
3. Система местного управления.

Файлы: 1 файл

kontr_raboty_gos i prava.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Кафедра «Истории Отечества, государства и права»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История отечественного

государства и права»

на тему: «Государственный строй России в первой

половине XIX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Проекты преобразований государственного  строя. Деятельность Негласного  комитета и М.М. Сперанского. 

2. Создание новых органов управления.

3. Система местного управления.

 

Список литературы

 

1. Выскочков Л.В. Апогей и кризис  самодержавия во второй четверти XIX в. // История России: народ и  власть. – СПб., 1997. – С. 384–410.

2. Манифест об учреждении министерств  // Хрестоматия по истории государства и права России. / Сост. Ю. П. Титов. – М., 2003. – C. 232.

3. Образование Государственного  Совета. Манифест // Там же. – С. 235.

4. О присоединении особой канцелярии  Министерства внутренних дел  к Собственной Его Величества  канцелярии // Там же. – С. 235

5. Томсинов В.А. Светило российской  бюрократии. - М.,2002.

6. Тютюкин С.В. Интеллект, побежденный  властью: Александр I и М.М. Сперанский // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С. 29– 38

7. Флоринский М.Ф. Российская  государственность в эпоху «просвещенного абсолютизма» // История России: народ и власть. – СПб., 1997. – С. 369–386.

 

 

 

 

 

1. Проекты преобразований  государственного строя. Деятельность  Негласного комитета и М.М.  Сперанского. 

 

В первые годы царствования перед  Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с новым "духом времени" - с влиянием идей Века Просвещения на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования.

Для проведения нового политического  курса Александру I были нужны энергичные и деятельные советники. Уже в первый год своего царствования он призвал к себе "друзей юности" - представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: Павла Строганова, его двоюродного брата Николая Новосильцева, молодого графа Виктора Кочубея и Адама Чарторыйского. Они и составили летом 1801 г. "интимный кружок", или Негласный комитет. Комитет не носил официального статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра имел значительный вес и в основных чертах определил программу преобразований.

После рассмотрения в Негласном  комитете в 1802 году была проведена реформа  высших государственных учреждений. Вместо коллегий были учреждены восемь министерств: военное, военно-морское, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. Руководители этих ведомств составляли Комитет министров.

    В крестьянском вопросе  Александр 1 не спешил с радикальными  мерами, боясь недовольства помещиков  и крестьянских волнений. В 1803 году был издан указ «О вольных  хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп. Правительство впервые продемонстрировало свое намерение отменить крепостное право. Но за весь период царствования Александра 1 в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5 % крепостных.

     Более успешными оказались  реформы в области образования.  В 1803 году было утверждено новое  положение об устройстве учебных  заведений. Руководить созданием  единой системы образования было  призвано министерство народного  просвещения.

      Хотя комитет был "негласным", но о нем знали и говорили многие, да и сам Александр I не делал из него тайны. С июня 1801 г. по май 1802 г. комитет собирался 35 раз, но в 1803 г., проведя всего 4 заседания, был закрыт. Александр I к этому времени уже достаточно прочно чувствовал себя на троне и намеченную программу преобразований проводил сам, не нуждаясь в советниках.

Для продолжения реформ Александру 1 требовались новые люди. Одним  из таких людей стал  Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

Историческая значимость того, что сделано Сперанским, определяется не только разработкой им далеко идущих планов государственного преобразования России, но и его многогранной деятельностью политика-практика, талантливого администратора, а также кодификатора законов и теоретика права.

Выходец из семьи бедного сельского  священника Владимирской губернии, Сперанский, благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии  и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную  карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В.П. Кочубей.

Поворот в дальнейшей карьере Сперанского  произошел в связи со следующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Сперанского. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I.. Сначала Александр приблизил к себе Сперанского как "делового секретаря", а затем сделал его своим ближайшим помощником.

1808-1811 г. - время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Он назначается членом Комиссии для составления законов, товарищем министра юстиции, входит в состав многочисленных комитетов, учреждавшихся по разным вопросам.

В конце сентября 1808 г. Александр I, отправляясь на встречу с Наполеоном в г. Эрфурт, взял с собой Сперанского. Здесь Сперанский имел несколько "приватных" бесед с Наполеоном, который после отзывался о Сперанском как о "единственно светлой личности" в России. По возвращении из Эрфурта Сперанский становится наиболее приближенным к императору лицом.

В декабре 1808 г. Александр I поручил ему составление плана государственного преобразования России.

В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был готов и представлен императору. В вводной части проекта Сперанский подчеркнул неотложность преобразований.

В основу государственного устройства страны по плану Сперанского  был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную при верховенстве власти самодержавного монарха.

План предлагал четкую структуру  всех трех видов власти на всех уровнях, начиная с волости - первичной  административной единицы. В волостном  центре один раз в три года созывается первое звено местного распорядительного  органа власти - Волостная дума, в которую избираются представители от всех владельцев недвижимой собственности (независимо от сословной принадлежности), а также от казенных крестьян - из расчета один представитель от 500 душ муж. пола. Волостная дума избирает своего председателя, секретаря, а также депутатов в Окружную думу. В центре округа - окружном городе (в составе губернии предполагалось образовать от двух до пяти округов) созывается также один раз в три года Окружная дума, которая избирает, помимо председателя, главного секретаря, Окружной совет, Окружной суд и депутатов в Губернскую думу. Точно так же один раз в три года в губернском городе созывается Губернская дума, избирающая председателя, Губернский совет, Губернский суд и депутатов в высший представительный орган империи - Государственную думу (она называлась также Думой империи). Председатель (или канцлер) Думы назначался императором из числа представленных ею трех кандидатов. В системе высших органов власти Государственная дума занимает положение, равное Сенату. За императором закрепляется право прервать сессию Думы или распустить ее, назначив новые выборы. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала законодательной инициативой. Последняя - прерогатива "одной державной власти", т. е. императора, который и вносил на ее обсуждение законопроекты. Таким образом, хотя Государственная дума и называлась "законодательным учреждением", ее законодательные функции были существенно ограничены. На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти - волостные, окружные и губернские правления, избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях. Высшей исполнительной властью являлись министерства; министры и их "товарищи" (заместители) назначались императором. Принцип выборности был положен и в основу формирования судебной власти: волостные, окружные и губернские суды избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Окружные и губернские суды состояли каждый из уголовного и гражданского отделений.

В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных заседателей и гласное судопроизводство. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат Судебный (при сохранении и Сената Правительствующего). В составе его были два департамента по гражданским и два по уголовным делам (по каждому из них в Петербурге и Москве). Сенат Судебный был высшей контрольной, кассационной и апелляционной инстанцией в империи. В него императором назначались лица из представленных губернскими думами кандидатов.

Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет - связующее звено между тремя ветвями власти и императором. Члены Государственного совета назначаются императором, который и председательствует в Совете. Ни один закон не может вступить в силу без утверждения его императором.

Сперанский считал правомерным "разделение состояний" (социальных категорий) по обладанию гражданскими и политическими  правами. Под гражданскими правами  он подразумевал личную свободу, право занятий, передвижений, участия в судебных исках от своего имени, заключать разного рода имущественные сделки, под политическими - участие в государственном управлении. Гражданские права предоставлялись всему населению, политические же только тем, кто владеет недвижимой собственностью.

В соответствии с этим Сперанский устанавливал следующее "разделение состояний": дворянство, как владельцы недвижимой собственности; "среднее состояние" (купцы, мещане, государственные крестьяне); "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, "домашние слуги, ремесленные и рабочие люди и поденщики").

Он допускал переход из "низших состояний" в "высшие" путем  приобретения недвижимой собственности, а также посредством выслуги  лет на военной или гражданской  службе. Проект обходил вопрос о крепостном праве, однако Сперанский, как видно по его другим запискам, стоял за его отмену в три этапа:

1) определение законом повинностей  крестьян,

2) предоставление им права перехода от одного помещика к другому

3) полная отмена крепостной зависимости.

Александр I признал проект Сперанского "удовлетворительным и полезным". Сперанский даже составил календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810-1811 гг.). Однако его проект встретил упорное сопротивление сенаторов, министров и других сановников, считавших его слишком радикальным и "опасным". Александр I, встретив сильное противодействие со стороны правящих кругов, отклонил одобренный им План Сперанского.

Из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного совета, и в тот же год состоялось его открытие. Это был высший законосовещательный орган при императоре. В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, разъяснение смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти, распределение по министерствам и ведомствам расходов на их содержание, рассмотрение годовых отчетов министров.

Государственный совет состоял  из четырех департаментов:

1) департамента законов,  рассматривавшего общегосударственные  законопроекты, 

2) гражданских и духовных  дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства,

3) государственной экономии, в ведении которого находились  вопросы финансов, промышленности, торговли и наук, и 

4) военного.

При Государственном совете существовали Комиссия составления  законов и Комиссия прошений. Для организации деятельности Государственного совета учреждалась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем - им был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию, где они "редактировались" перед обсуждением в Совете, канцелярия и особенно ее начальник Сперанский приобретали большой вес и влияние. Окончательное обсуждение законов проходило в Общем собрании Государственного совета - объединенном заседании департаментов. Законы вступали в силу только после утверждения их императором. При этом он мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Совета, мог отвергнуть и то, и другое, приняв собственное решение. В состав Государственного совета входили все министры (по их должности), а также назначаемые пожизненно императором лица из высших сановников. Во главе Государственного совета стоял назначаемый императором председатель, он же одновременно являлся и председателем Комитета министров.

Учреждением в 1810 г. Государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов центрального управления, которые с некоторыми изменениями просуществовали вплоть до 1917 г.

Приближалась "гроза  двенадцатого года". Необходимо было готовиться к тяжелой войне с  сильным противником - наполеоновской Францией. В первую очередь следовало укрепить финансовую систему. Из-за почти беспрерывных войн, которые вела Россия начиная с 1804 г., резко возросли военные расходы, а присоединение к континентальной блокаде Англии усугубило расстройство финансовой системы, находившейся в состоянии кризиса.

Оздоровление финансовой системы было поручено Сперанскому. Он привлек к разработке плана  финансовых реформ Н. С. Мордвинова и  ряд профессоров - знатоков финансового  дела. В первую очередь были изысканы пути сокращения государственных расходов. Затем были повышены прямые и косвенные налоги: удвоены размеры подушной подати с крестьян, утроены - с мещан; увеличены гильдейские сборы с купцов и за свидетельства на право торговли с "торгующих крестьян"; повышены "питейные сборы", в 2,5 раза поднята цена на соль; увеличены пошлины на паспорта, гербовую бумагу, почтовые услуги; в Москве и Петербурге была введена пошлина на недвижимость.

Информация о работе Государственный строй России в первой половине XIX века