«Гражданское общество» в Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Необходимость такого дискурса обусловлена призывами как лидеров государства, так и демократической общественности к ускоренному развитию гражданского общества, к формированию его институтов.
Демократические процессы в современной России сталкиваются с теми же проблемами, над которыми мы бились в начале 90-х годов, и, как нам казалось тогда, нашли конституционный вариант их решения. К сожалению, в ныне действующей Конституции Российской Федерации раздел «Гражданское общество» отсутствует. И это нередко становится препятствием для разрешения правовых коллизий, возникающих между государственными структурами и формирующимися элементами гражданского общества.

Содержание работы

Введение 2
1.«Гражданское общество» в Конституции Российской Федерации. 4
2. Жизнь личности в гражданском обществе 4
3. Гражданское общество и правовое государство: личность и гражданин 14
4. Свобода и ответственность человека и гражданина 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

гражданское общество.docx

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Гражданин, с одной стороны, суверенная личность, она наделена целой системой свобод, но, с другой — это личность ответственная, обладающая самосознанием, способностью самоотчета о своих  поступках и действиях.

Свобода и ответственность —  это грани гражданского поведения. В условиях переходного общества чрезвычайно важно воспитывать  граждан в духе уважения к конституционному строю, формировать законопослушность  в повседневной жизни.

Принципами конституционного строя, провозглашенными в Конституции  Российской Федерации, уважение которых  должно стать основой гражданского воспитания, являются народовластие как основа государства, федерализм, государственный суверенитет, права и свободы граждан как высшая ценность, верховенство права, политический и идеологический плюрализм, разделение властей, многообразие форм экономической деятельности и полномасштабное участие России в мировом сообществе.

Права и свободы граждан, прежде всего те, которые мы относим к  «естественным» (они не дарованы государством, а человек начинает владеть ими  с момента рождения, и при отсутствии их человек перестает быть человеческой личностью), составляют правовой фундамент  экономической, политической и идеологической свободы человека и гражданина. Главной  задачей государства является обеспечение  их соблюдения и гарантия реализации. С этой точки зрения государство  выступает как орган, инструмент общества по защите свободы человека.

Свобода человека и гражданина многогранна, поэтому многоаспектно ее рассмотрение, но мы выделим два главных аспекта. Первый аспект свободы — это внешняя свобода, она проявляется во взаимодействии гражданина и государства. Внешняя свобода в экономической сфере заключается в свободе от эксплуатации, нищеты. Она гарантируется целой системой прав. Вполитической сфере — свобода от угнетения государством или какой-либо политической партией, социальной группой. Она обеспечивается политическим плюрализмом и конституционными гарантиями от узурпации власти. В духовно-идеологической сфере свобода заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве общегосударственной или общеобязательной.

Заключение

Практическое правосознание включает в себя правовые чувства, навыки, привычки и знания. Этот уровень сознания называется практическим потому, что он относится к сфере повседневного бытия, формируется стихийно в результате непосредственного опыта и проявляется в реальных поступках, действиях, поведении. Гражданин при этом может и не осознавать, что он вступает в правовые или нравственные отношения, совершает правовой акт, использует правовые знания. То есть фактически граждане поступают в соответствии с правилами и нравственными нормами, не отдавая себе в этом отчета. Это первый признак, что они стали культурой граждан.

Теоретическое правосознание (равно  и нравственное) является процессом  и результатом специализированной интеллектуальной деятельности людей, имеющих теоретическую подготовку в области юриспруденции, теории морали и занимающихся анализом и  обобщением правовой и моральной  практики.

Цель этого уровня сознания заключается  не в регуляции поведения и  действий конкретных индивидов, а в  систематизации, совершенствовании  соответствующего знания, в изменении  самого сознания.

Мы не имеем возможности дать характеристику всем компонентам правосознания  и нравственного сознания, это  можно найти в соответствующей  литературе. Но даже из самого общего анализа  указанных форм сознания становится очевидной сложность формирования правовой и нравственной культуры.

Трудность состоит в следующем  парадоксе: с одной стороны, реальная практическая жизнь формирует с  ранних лет соответствующую правовую и нравственную культуру, а с другой стороны, в повседневную жизнь надо ввести правовые и моральные начала, поскольку таковые в ней могут  отсутствовать. Иными словами, чтобы  действительная жизнь воспитывала  в нас уважение к праву и  нравственности, она сама должна быть правовой и нравственной. Поэтому  правовое и нравственное воспитание включает в себя две стороны: нравственно-правовое просвещение и изменение, преобразование самой жизни на началах права  и морали.

В заключение отметим следующее. Проектируя присутствие раздела «Гражданское общество» в структуре будущей  Конституции Российской Федерации, выстраивая теоретическую модель самой  идеи гражданского общества как конституционно-правовой конструкции, мы не должны проявлять  правовой нигилизм к нормам ныне действующей  Конституции. При всей очевидности  ее компромиссного и переходного  характера, необходимо формировать  у граждан уважительное отношение  к ней. Преодоление правового  нигилизма — необходимое условие  становления зрелого гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Билинская М.Н. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия / М.Н. Билинская, В.В. Моисеев, В.Ф. Ницевич; Орловская региональная академия гос. службы. -Орел, 2011. -438 с.

2.Вовлеченность институтов гражданского общества в антикоррупционную деятельность органов публичной власти Республики Татарстан: аналитический доклад / Рук. авт. коллектива П.А. Кабанов; под науч. ред. П.А. Кабанова и И.И. Бикеева. – Казань, 2011. – 27 с. (публикация доступна на личном блоге П.А.Кабанова http://crimpravo.ru/blog/1064.html)

3.Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" по итогам реализации проекта "Индекс гражданского общества — CIVICUS" / Л.И. Якобсон, И.В. Мерсиянова.

4.О.Н. Кононыхина и др. — М., 2011. — 60 с. (публикация доступна на сайте НИУ ВШЭ по адресу http://www.hse.ru/data/2011/10/24/1268873714/ CIVICUS%20Russia%20RUS.pdf)

5.Гражданское общество: зарубежный опыт и российская практика / Ин-т экономики РАН; под ред. А. Е. Лебедева, А. Я. Рубинштейна. -СПб., 2011. -346 с.

6.Доценко И.А. Возможности применения в России зарубежных и международных антикоррупционных механизмов: автореф. дис. ... канд. экон. наук / И.А. Доценко. – М., 2011. - 24 с. (издание из фондов Российской государственной библиотеки)

7.Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика / А.В. Кудашкин; Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации. -М., 2012. -366 с.

8.О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год: доклад/ Обществ. палата Рос. Федерации. -М., 2011. -141 с. (публикация доступна на сайте Общественной палаты Российской Федерации http://www.oprf.ru/)

9.Опыт разработки и реализации антикоррупционных программ на местном уровне/ Амер. ассоц. юристов в России. -М., 2011. -182 с.

10.Политико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса: опыт России и зарубежных стран: материалы Международной научно-практической конференции (1-2 июля 2011 г., в г. Саратове): [сборник статей/ редкол.: Г. Н. Комкова (отв. ред.) и др.]. -Саратов, 2012. -252 с.

11.Проблемы имплементации международных норм в области противодействия коррупции в российское законодательство / Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации; [под ред. О.С. Капинус, А.В. Кудашкина]. -М.. -2011. - Ч. 1. -2011. -118 с.; Ч. 2. -2011. -94 с.

12.Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения / подгот. Е.А. Мохов, И.В. Макаренкова / Аналитический вестник / Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. - М.: Изд. Совета Федерации, 2012. -77 с.

 


Информация о работе «Гражданское общество» в Конституции Российской Федерации