Валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 179.14 Кб (Скачать файл)

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ):

выдавать предписания  об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

применять установленные  законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях осуществления  валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3)   документы,  удостоверяющие  статус  юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4)  свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5)  документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6)  документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций,  открытие  счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7)  уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8)  регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11)  таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12)  паспорт сделки.

Арбитражной практикой подтвержден  вывод о том, что справка о  подтверждающих документах и грузовая таможенная декларация относятся к  формам учета и отчетности по валютным операциям, которые должны представляться агентам валютного контроля в целях учета валютных операций по внешнеэкономическому контракту и осуществления контроля за их проведением34.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления  только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

Все документы должны быть действительными на день представления  агентам валютного контроля. По запросу  агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих  от официальных органов иностранных  государств35, необходимо прохождение специальной процедуры — консульской легализации36, если официальные документы и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.)37 (далее — Гаконвенция 1961 г.) и если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию совершают консульские учреждения РФ за границей и Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Юридическое значение процедуры  консульской легализации состоит  в подтверждении соответствия легализуемых документов законодательству страны их происхождения. Легализовать 1 документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории РФ.

Легализация документа на территории страны его происхождения проходит два этапа. На первом этапе документ заверяется в министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении РФ в данном государстве.

Легализация документа в Российской Федерации проходит также два этапа. На первом этапе иностранный документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан. На втором этапе документ легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Консульская легализация  не исключает представления нотариально заверенного перевода документа на русский язык. После консульской легализации документ оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.

Официальные документы и  акты, исходящие от государств —  участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются  без консульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп — апостиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения. Документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран — участниц Гаагской конвенции 1961 г.

Официальные документы, исходящие  из стран Содружества Независимых  Государств, принимаются без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)38)- В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально удостоверенный перевод. Аналогичные правила действуют в отношении документов, исходящих из стран, с которыми Российская Федерация заключила договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Документы представляются агентам  валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом  заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки  отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом перечисленных выше документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются  агентами валютного контроля для  ознакомления и возвращаются представившим  их лицам. В материалы валютного  контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими  функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено39. Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Ответственность за нарушение валютного  законодательства

 

 

 

2.1 Понятие валютного  правонарушения, виды ответственности

 

 

В теории права юридическая  ответственность понимается как  реакция государства на совершенное нарушение установленного порядка общественных отношений.    

   При выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.                                                                                                             

При привлечении лица к  ответственности определяющее значение имеет наличие в его действиях  состава правонарушения, содержание которого дает возможность конкретизировать, идентифицировать его.

При наличии юридического факта — правонарушения — включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание, т.е. в наложение на правонарушителя административного взыскания, а при наличии состава преступления — в возбуждение уголовного дела.40

Для анализа юридической  ответственности за нарушения валютного  законодательства рассмотрим понятие  валютного правонарушения.

Признаки правонарушения в сфере валютного законодательства:

1)  правонарушение - акт поведения субъекта валютных правоотношений, который выражается в совершении каких-либо активных действий (валютная операция нарушает требования валютного законодательства) либо в бездействии (отсутствует учет проводимых валютных операций);

2)  правонарушение - только волевое действие, т. е. зависящее от воли и сознания участников, осуществляемое ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением действие, не контролируемое сознанием или совершаемое в ситуации, когда  субъект лишен выбора иного поведения, кроме противоправного;

3)  валютное правонарушение — действие противоправное, т. е. нарушающее требование норм валютного законодательства;

4)  правонарушением признается такое деяние, совершая которое субъект сознает, что его действия противоречат валютному законодательству, наносят ущерб общественным и государственным интересам, являются виновными;

5) валютное правонарушение всегда социально вредно. Как и всякое правонарушение, оно наносит вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (принятие банком контракта на обслуживание, предусматривающего совершение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающего сроки расчетов свыше 90 дней; хотя фактически расчеты были осуществлены в течение 90 дней, тем не менее создана реальная угроза интересам государства, установившего такие сроки в Законе). Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно, чтобы признать его правонарушением.

Система признаков правонарушения в единстве его четырех элементов, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности, определяется как состав правонарушения. Состав включает субъект правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону правонарушения.

Субъектом валютного правонарушения может выступать как резидент, так и нерезидент.

 Новеллой КоАП РФ от 30.12.01 № 195-ФЗ стала введенная статьей 2.10 административная ответственность юридических лиц.

Именно расширение субъектного  состава лиц, подлежащих административной ответственности, позволило законодателю систематизировать в рамках одного кодифицированного нормативного акта различные виды административной ответственности, предусмотренные ранее действовавшим  законодательством РФ, в том числе, и привлечение к ответственности  за нарушение валютного законодательства.41

Ответственность наступает  только у правоспособного юридического лица (ст. 49 ГК РФ), т. е. с момента его создания и государственной регистрации.

Одной немаловажной особенностью является то, что субъектом валютного  правонарушения может быть и филиал юридического лица, так как согласно подп. "в" п. 5 ст. 1 Закона №173-ФЗ к резидентам относятся предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии  законодательством РФ, с местом нахождения в Российской Федерации.

В случаях, когда нормативными актами применение мер ответственности  предусмотрено и к физическим лицам, для оценки правосубъектности последних применяются общие правила гражданского законодательства о дееспособности и деликтоспособности. То есть субъектами правоотношений, имеющими способность осуществлять свои права, нести обязанности, а также отвечать за свои действия в соответствии со ст. 17—18, 21—24 ГК РФ, являются дееспособные, а в некоторых случаях — и ограниченно дееспособные граждане.

С точки зрения субъективной стороны, которая определяется таким понятием, как "вина", т. е. предвидением или непредвидением последствий своего деяния, отношением субъекта к деянию и его последствиям, валютное правонарушение может быть совершено в форме умысла или неосторожности. Неосторожность предполагает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить, либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела. Такой вывод может быть сделан исходя из анализа нормативных актов, регулирующих валютные правоотношения (законодатель не поставил применение санкций в зависимость от формы вины нарушителя — умысла либо неосторожности).

Информация о работе Валютный контроль в РФ