Валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в применении, системного исследования правового обеспечения валютного контроля
Задачи исследования:
сформировать понятие и определить содержание валютного контроля;
рассмотреть особенности валютного контроля;
исследовать систему органов государства осуществляющих валютный контроль;
определить понятие валютного правонарушения, виды ответственности, особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере валютного законодательства.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 179.14 Кб (Скачать файл)

действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной  организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных  государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в  иностранной валюте.

Привлечение к уголовной  ответственности должностного лица не освобождает юридическое лицо от административной ответственности (ч.З ст.2.1 КоАП).45

Подводя итоги:

Для правонарушения  в  сфере валютного законодательства характерны следующие признаки:

акт поведения субъекта валютных правоотношений выражается в совершении каких-либо активных действий, либо в бездействии

только волевое действие

действие противоправное

правонарушением признается такое деяние, совершая которое субъект  сознает, что его действия противоречат валютному законодательству, наносят  ущерб общественным и государственным  интересам, являются виновными

валютное правонарушение всегда социально вредно.

Содержание валютного правонарушения характеризуется наличием четырех  признаков (объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения). Отсутствие одного из них исключает наличие состава правонарушения и, следовательно, на основании ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном  правонарушении.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» было определено, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную , административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

 

2.2 Особенности привлечения к административной ответственности за отдельные правонарушения валютного законодательства

 

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Частью 1 ст.15.25 КоАП предусмотрена oответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специальнoго счета и требований о резервировании, а равнo списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.46

Понятие валютной операции дано в п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Валютные операции - это:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей  в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз  с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Законом предусмотрены жесткие  требования к валютным операциям, которые  зависят от субъектного состава  лиц, их совершающих. При этом очень  важно отметить, что с 1 января 2007 года значительная часть запрещенных  до этого момента операций были легализованы.

Статья 14 Закона №173-ФЗ устанавливает требования к осуществлению валютных операций резидентами. В связи с этим участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением Закона со стороны последних не является. Вместе с тем при доказывании наличия вины резидента в нарушении положений ст.14 Закона №173-ФЗ необходимо установить, что субъект правонарушения знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом.47

При выявлении достаточных  данных, указывающих на совершение резидентами незаконных расчетов в  наличной валюте на территории Российской Федерации, должностным лицам уполномоченных органов следует возбуждать дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.15.25 КоАП в случае, если указанные расчеты проведены по возмездным договорам между резидентами и нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях информация о таких расчетах подлежит передаче в Росфиннадзор.

В соответствии со ст.15 Закона №173-ФЗ единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.

В случае вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в  сумме, превышающей 10 тысяч долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или  иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию, вывоз валюты квалифицируется по ч.1 ст.15.25 Кодекса как осуществление  валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации.

Интересными представляются выводы, содержащиеся в Постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 1644/06, вынесенному по следующему делу. Предприниматель Зукеев С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области (далее - управление) от 17.06.2005 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении. В качестве объективной стороны состава административного правонарушения предпринимателю вменено осуществление незаконной валютной операции, выразившейся в оплате наличными денежными средствами в иностранной валюте в сумме 460000 казахских тенге (эквивалентной 98712 рублям 32 копейкам) охлажденной рыбы, приобретенной по контракту от 14.12.2004 N 6 у производственного кооператива им. Амангельды (Казахстан) и ввезенной на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10311040/171204/0002528.

Согласно части 3 статьи 14 Закона №173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением ряда валютных операций, осуществляемых в соответствии с Законом.

Частью 3 статьи 15 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что физические лица-резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тысяч долларов США или не превышающей этой суммы. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей согласно подпункту "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ относится к валютным операциям.

Указанные правовые положения  означают, что легальный вывоз  физическим лицом-резидентом иностранной  валюты с территории Российской Федерации  предполагает право ее свободного использования  за пределами Российской Федерации  в законных целях.

Из анализа содержания и смысла правовых положений части 3 статьи 14 Закона №173-ФЗ в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона №173-ФЗ следует, что предписание об осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации с соблюдением требований Закона.

Таким образом, Президиумом  Высшего Арбитражного Суда РФ было решено, что совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  ч.2 ст.15.25 КоАП РФ.

 

Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Закона №173-ФЗ резиденты вправе без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом с 1 января 2007 года об открытии или закрытии счетов, открытых во всех банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, резиденты обязаны в месячный срок со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) уведомлять налоговые органы по месту своего учета в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Объективную сторону состава  административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 15.25, может  образовать неуведомление в установленный срок налоговых органов об открытии счета (вклада) в банке, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение требований о предварительной регистрации и о резервировании .48

Субъектом административного  правонарушения могут являться граждане и юридические лица, являющиеся резидентами  РФ, а также должностные лица таких  юридических лиц. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в данном случае по общему правилу  несут административную ответственность  как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).

Совершается рассматриваемое  административное правонарушение умышленно.

 

 Административная ответственность  за правонарушения, предусмотренные  ч.3 ст.15.25 КоАП РФ.

 

Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона №173-ФЗ. Порядок обязательной продажи части валютной выручки устанавливается Инструкцией Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И Банком России.

Объективную сторону состава  административного правонарушения по ч.3 комментируемой статьи может  образовать неосуществление обязательной продажи части валютной выручки, продажа ее в меньшем объеме или  в меньшей сумме, чем это установлено  в соответствии с законом, либо с  превышением установленных сроков, продажа части валютной выручки  ненадлежащему контрагенту, другие нарушения установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи  части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации  не распространяется на поступления  юридических лиц, государственная  регистрация которых осуществлена в Калининградской области и  которые получают выручку в иностранной  валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных (созданных) в Особой экономической зоне (статья 18 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).

Субъектом административного  правонарушения может являться лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами РФ.

Однако необходимо иметь  в виду, что ст.21 Закона №173-ФЗ, закреплявшая требования по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации действовала до 1 января 2007 года, поэтому актуальна будет в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Информация о работе Валютный контроль в РФ