Виды договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Договор - одна из наиболее древних правовых конструкций. Ранее его в истории складывавшегося обязательственного права возникли только деликты. Развитие различных форм общения между людьми выдвинуло потребность в предоставлении им возможности по согласованной сторонами воле использовать предложенные законодателем или самим создать правовые модели. Такими моделями и стали договоры (контракты).

Содержание работы

1.Виды договоров
1.1.Понятие договора….2
1.2.Основные и предварительные договоры….5
1.3.Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьего лица..8
1.4. Односторонние и взаимные договоры….11
1.5. Возмездные и безвозмездные, свободные и обязательные договоры…12
1.6. Взаимосогласованные и договоры присоединения….15
2.Правовая охрана товарных знаков
2.1.Законодательная база правовой охраны товарного знака….17
2.2. Определение, функции и виды товарных знаков…19
2.3. Требования к охраноспособности обозначений…21
2.4. Субъекты и исключительное право на товарный знак…28
2.5.Использование и передача товарного знака….29
Список литературы….32

Файлы: 1 файл

гражд право.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Деление договоров на свободные  и обязательные происходит по основаниям их заключения. Свободными являются такие  договоры, заключение которых полностью  зависит от усмотрения сторон. Обязательные договоры являются обязательными для  одной или обеих сторон, что  вполне логично следует из их названия. Большая часть договоров носит свободный характер и заключается по желанию обеих сторон, что соответствует потребностям развития рынка. Однако, следует заметить, что в наше время встречаются и обязательные договоры. Как правило обязанность заключения договора исходит из самого нормативно-правового акта. Так, в законе прямо указано, что в случае создания юридического лица заключение договора банковского счета становится обязательным как для банка, так и для созданного юридического лица.

Среди обязательных договоров  следует выделить публичные договоры. В законодательстве РФ данный вид  договора предусмотрен ст. 426 ГК РФ, которая  предполагает, что публичный договор  характеризуется следующими признаками:

1) коммерческая организация  является обязательным участником  публичного договора;

2) коммерческая организация  должна осуществлять деятельность  по продаже товаров, выполнению  работ либо оказанию услуг; 

3) деятельность коммерческой  организации должна осуществляться  по отношению к каждому кто  к ней обратиться;

4) предмет договора есть  осуществление коммерческой организацией деятельности названной выше.

В том случае, если отсутствует  хотя бы один из названных выше признаков  договор рассматривается как  свободный и не является публичным.

Пример публичного договора приводит Кашанин А.В.: «…если предприятие  розничной торговли заключает с  гражданином договор купли-продажи  канцелярских товаров, которыми торгует  это предприятие, то данный договор  является публичным. Если же предприятие  розничной торговли заключает договор  с другим предприятием о продаже  последнему излишнего торгового  оборудования, то это - свободный договор, поскольку его предметом не является деятельность коммерческой организации  по продаже товаров, осуществляемая в отношении каждого, кто к  ней обратится»12.

Важное значение публичных  договоров состоит в том, что  к публичным договорам применяются  правила отличающиеся от общих норм договорного права. К данным правилам относятся следующие:

1) коммерческая организация  не имеет права отказаться  от заключения публичного договора  если имеется возможность предоставить  потребителю испрашиваемые товары, услуги, выполнить соответствующие  работы;

2) в случае необоснованного  уклонения коммерческой организации  от заключения публичного договора  другая сторона имеет право  в судебном порядке требовать  заключения договора в обязательном  порядке;

3) коммерческая организация  не имеет права оказывать предпочтение  одному лицу перед другим по  отношению к заключению публичного  договора, за исключением случаев,  когда законом или иными нормативно-правовыми  актами предусмотрено предоставление  льгот отдельным категориям потребителей;

4) цены товаров, работ  и услуг как и иные условия  публичного договора устанавливаются  одинаковыми для всех потребителей  за исключением случаев, когда  законом или иными нормативно-правовыми актами предусмотрено предоставление льгот отдельным категориям потребителей;

5) в предусмотренных законом  случаях правительство РФ имеет  право издавать являющиеся обязательными  для сторон при заключении  и исполнении публичных договоров;

6) условия публичного  договора не соответствующие  п.п. 4, 5 ничтожны13.

Иск о понуждении публичной  организации к заключению публичного договора в праве подать только контрагент коммерческой организации, обязанной  заключить договор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Взаимосогласованные и договоры присоединения

Указанные договоры различаются  в зависимости от способа их заключения. При заключении взаимосогласованных  договоров их условия устанавливаются  всеми сторонами, участвующими в  договоре. При заключении же договоров  присоединения их условия устанавливаются  только одной из сторон. Другая сторона  лишена возможности дополнять, или  изменять их и может заключить  такой договор, только согласившись с этими условиями (присоединившись  к этим условиям). В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК договором присоединения  признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и  могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения  к предложенному договору в целом. Примером договоров присоединения  могут служить договоры перевозки, заключаемые железной дорогой с  клиентами, договоры проката, договоры бытового подряда и т. д. Брагинский М.И. выделяет две характерные особенности, присущие договору присоединения: (3, ст. 428)

· условия договора присоединения  должны быть определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных  формах. К числу таких стандартных  форм и формуляров не могут быть отнесены растиражированные образцы  текстов договоров, которые используются многими организациями. В этих случаях  вторая сторона вправе заявить о  разногласиях по отдельным пунктам  или по всему тексту договора в  целом и, в конечном итоге, условия  договора будут определяться в обычном  порядке, то есть по соглашению сторон;

· условия договора, определенные в соответствующем формуляре или содержащиеся в стандартной форме, могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям. Это требование исключает возможность сторон в договоре присоединения формулировать условия, отличающиеся от условий, выраженных в стандартной форме или формуляре, а для присоединившейся стороны - и саму возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным условиям.

В Гражданском кодексе "не установлены случаи и порядок  разработки формуляров и стандартных  форм договоров, не предусмотрены также  какие-либо требования к организациям, разрабатывающим договоры присоединения". Поскольку условия договора присоединения определяются только одной из договаривающихся сторон, необходимо как-то защищать интересы другой стороны, не принимающей участие в определении условий договора. В этих целях п. 2 ст. 428 ГК предоставляет присоединившейся стороне право потребовать расторжения иди изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств, либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Так, если в договоре присоединения установлена ответственность присоединившейся стороны в виде значительной по сумме штрафной неустойки и исключена какая-либо ответственность другой стороны, то присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать либо исключения из договора условий о ее ответственности, либо установления соразмерной ответственности другой стороны. Однако, если сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, то предъявленное ею требование о расторжении или изменении договора не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся к договору сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключен договор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовая охрана товарных  знаков

2.1.Законодательная база правовой охраны товарного знака

В соответствии с первой статьей Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров”, “…товарный знак и знак обслуживания (далее  — товарный знак) — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых  услуг (далее – товары) юридических  или физических лиц ”. Иными словами, товарный знак служит для того, чтобы  потребитель среди многих товаров  и услуг мог четко определить, кто выпускает понравившийся  ему товар или услугу, а производитель  или продавец еще раз напомнил, что товар или услуга принадлежит ему. Согласно четвертой статье того же закона (на данный момент это уже статья 1484 ГК РФ – читайте комментарий в конце статьи), “Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя”. Иными словами, вы вправе запрещать другим лицам использовать это имя для обозначения вашего товара. Практика защиты брендов по товарным знакам наиболее распространена, этот инструмент защиты является одним из самых простых, надежных и понятных предпринимателям. Споров в области товарных знаков уже достаточно много. Многие из этих споров являются “громкими” и долгими. Например: водка “Смирнов”, “Столичная”, “Московская”.

Достоинством этого типа защиты является исключительность прав, подтвержденная государством в лице Патентного Ведомства России. К плюсам относится также то, что Патентное  Ведомство проводит экспертизу этого  обозначения и не позволит другому  лицу получить исключительные права  на один и тот же бренд в отношении  одного и того же товара. Третьим  преимуществом является возможность  выставления так называемого  патентного зонтика над вашим  брендом. Это означает, что в России (кстати, в отличие от ряда зарубежных стран) можно иметь товарный знак для большого количества товарных групп  и видов услуг (всего 45 групп). Четвертое  преимущество – товарный знак очень  устойчив и имеет наибольшую защиту от подделок. поскольку нарушением товарного знака является использование  не только тождественного обозначения (буква в букву), но и сходного до степени смешения. Например, замена одной буквы в слове “Панасоник”  — “Панасоникс”.

 

К минусам этого режима охраны можно отнести слишком  долгую процедуру регистрации. Даже в случае максимально ускорения  процесс регистрации занимает около  шести месяцев.

Примечание: В соответствии со статьёй 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или  индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Иными  словами, с введением в действие 4 части ГК, товарный знак может принадлежать юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, а ранее мог  принадлежать юридическим лицам  и физ. лицам без ограничений. Т.е. значительно сузился круг правообладателей товарного знака.   (подробнее  читайте внизу статьи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Определение, функции и виды товарных знаков

ТОВАРНЫЙ ЗНАК: Согласно определению, данному в ст.1477 Части  четвертой ГК РФ, товарный знак и  знак обслуживания - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых  услуг .юридическими лицами либо индивидуальными  предпринимателями.

Товарный знак может быть выполнен в виде слова, слогана, рисунка, этикетки и т.д. подробнее см. страницу виды товарных знаков.

Товарный знак может быть использован для размещения на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, фирменных бланках, вывесках, рекламных  материалах.

Часто в обиходе термин товарный знак подменяется такими понятиями  как торговая марка, торговый знак, логотип, фирменная эмблема, фирменный  знак, бренд и т.п. Несмотря на то, что эти понятия часто используют, в законодательстве РФ термины торговая марка, торговый знак. товарная марка  или фирменный знак и логотип  отсутствуют поэтому юридически правильно называть эти термины товарным знаком.

Основные функции товарного  знака.

I. функция индивидуализации.

 Товарный знак способствует  узнаванию товара и позволяет  отличить товары и услуги одних  производителей от однородных  товаров и услуг других производителей, облегчая потребителю выбор при  покупке товара или услуги.

II. функция указания на  источник происхождения товара 

Товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его производителя. Приобретая товары и услуги, маркированные одним  и тем же товарным знаком, потребитель  уверен, что они имеют одного производителя. Легко запоминающий товарный знак призван  ассоциироваться у потребителя  с конкретной фирмой.

 

III. функция указания на  качество товара 

 К товарному знаку  потребитель обращается в первую  очередь как к гарантии качества. Обладатель права на товарный  знак гарантирует, что все товары  и услуги, предлагаемые под данным  товарным знаком, соответствуют  определенным стандартам качества.

IV. рекламная функция товарного  знака.

Товарный знак незаменим, как средство рекламы и продвижения  товаров и услуг на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Требования к охраноспособности обозначений

В брэндинге, как и в  морском деле, необходимо учитывать  множество мелочей. Уже не раз  говорилось о том, что все усилия креативщиков могут разбиться о  юридические рифы действующего законодательства.  Многие авторы уже слышали о необходимости проведения проверки названия на т. н. патентную чистоту. Однако, к сожалению, мне на проверку зачастую приносят названия, которые в силу действующего законодательства не могут быть защищены. Обиженные креативщики считают это обстоятельство путами закона, а с моей точки зрения это — профессиональный брак. В данном материале я постараюсь поподробнее описать юридический риф охраноспособности в океане брэндинга.

Определение охраноспособности.

 Как ясно из самого  слова, охраноспособность — это  способность к охране. Охраноспособность  брэнда — это возможность его  регистрации в качестве товарного  знака. Согласно действующему  закону РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения” (далее —  Закон) «товарным знаком и знаком  обслуживания (далее - товарный знак) считаются обозначения, служащие  для индивидуализации товаров,  выполняемых работ или оказываемых  услуг (далее - товары) юридических  или физических лиц». Согласно  статье 4 указанного закона «Правообладатель  вправе использовать товарный  знак и запрещать использование  товарного знака другими лицами».  Однако прежде чем придуманное название, будучи заявленным в Патентное ведомство России на госрегистрацию, станет товарным знаком, эксперты ведомства обязаны провести экспертизу. По итогам этой экспертизы выносится либо решение о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, либо решение об отказе в регистрации.

Информация о работе Виды договоров