Виды правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Разным общественно-экономическим формациям свойственны разные противоречия. При существовавшем у нас советском строе главное противоречие было между индивидуальными интересами людей и всеобщей регламентацией жизни, созданной командно-административной системой. А при капитализме главное противоречие – между общественным характером труда и частным присвоением его результатов. Как видно, при любом известном человечеству общественном строе объективные социальные противоречия сохраняются, порождая правонарушения и преступность.

Содержание работы

Введение
Понятие и признаки правонарушения
Состав правонарушения
2.1Объект и объективная сторона правонарушения.
2.2 Субъект и субъективная сторона правонарушения.
Виды правонарушений и их особенности.
Конституционные правонарушения.
Преступления.
Гражданско-правовые правонарушения.
Дисциплинарные правонарушения.
Финансовые правонарушения.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Общественный  вред правонарушений может связываться как с самим фактом совершения противоправного поведения, так и с наступившими в результате него общественно вредными последствиями. Некоторые ученые полагают, что общественную опасность характеризуют только уголовные преступления. Общественная опасность - свойство любого правонарушения. Правонарушения по характеру общественной опасности (вредности) подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные гражданские и т. д.). Критерием разграничения преступлений и проступков является не отсутствие общественной опасности, а ее характер и степень. Например, уклонение от уплаты налогов как уголовное преступление и как налоговое правонарушение отличаются друг от друга по размеру уклонения (размеру ущерба), который, в свою очередь, является одной из характеристик общественной опасности.

Если деяние не представляет опасности для общества, т.е. не причиняет вред общественным отношениям и не ставит их под угрозу причинения вреда, его нельзя признать правонарушением.

Общественная  опасность обладает своими признаками. Признаки, характеризующие общественную опасность, целесообразно разделить на две группы: относящиеся к характеру общественной опасности и к степени общественной опасности. Характер общественной опасности правонарушения определяется направленностью деяния против того или иного объекта, размером ущерба, формой вины. Характер - это отличительное свойство особенности, качество чего-либо. Степень общественной опасности - это количественное выражение сравнительной общественной опасности. [с.262-263***]

Поскольку правонарушения вредны для общества и ущемляют интересы различных субъектов правовых отношений, они запрещены государством под угрозой применения к правонарушителю мер государственного воздействия.

5. Предусмотренность юридической ответственности - следующий признак правонарушения. Этот признак еще иногда называют наказуемостью. В определенной степени он произволен от признака противоправности, но одновременно имеет и самостоятельное значение. Предусмотренность (запрещенность) общественно опасного деяния законом не означает лишь декларирование запрещенности деяния, но предопределяет обязательное установление за его совершение мер юридической ответственности. Например, это положение прямо закреплено в ст. 106 НК РФ, где указывается, что «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Только все  признаки в совокупности и образуют понятие правонарушения. [с.364***]. Правонарушение влечет за собой привлечение правонарушителя к юридической ответственности, которая представляет собой специфическую меру государственно-принудительного воздействия.

 

2 Виды правонарушений

Правонарушения  очень многообразны, что определяется различными объектами посягательства, субъектами их совершающими, особенностями объективной и субъективной стороны, характером и степенью общественной опасности и т. д. Такой широкий аспект различных характеристик правонарушений позволяет их квалифицировать по самым различным основаниям.

В зависимости от объекта посягательства различают: а) правонарушения в сфере экономики; б) правонарушения в сфере управления; в) правонарушения, посягающие на права и законные интересы человека (личности); г) правонарушения, посягающие на общественную безопасность; д) правонарушения в финансовой сфере; е) правонарушения, против государственной власти и т. д.

В зависимости от характеристик субъекта правонарушения различают: а) должностные правонарушения; б) правонарушения, совершаемые гражданами РФ; в) правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства; г) правонарушения, совершаемые физическими и юридическим лицами; д) правонарушения, совершаемые должностными лицами коммерческих организаций; е) правонарушения совершаемые лицами мужского пола; ж) правонарушения, совершаемые лицами женского пола и т. д.

■ :    -



В зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения классифицируются на две большие группы. В первую группу входят проступки, а во вторую - преступления. Наиболее распространенной является классификация правонарушений в зависимости от отраслевой принадлежности. В этой связи выделяют конституционные, административные, экологические, финансовые, гражданско-правовые, дисциплинарные, материально-правовые, уголовные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные правонарушения. Следует отметить   условность такой классификации, так как одной отраслью права могут быть предусмотрены несколько разновидностей правонарушений. Так, нормами трудового права предусмотренные дисциплинарные и материально-правовые правонарушения.

Кратко рассмотрим некоторые виды правонарушений.

 Конституционное правонарушение - это виновное, общественно опасное деяние субъекта конституционно-правовых отношений, нарушающее нормы конституционного права, за совершение которого предусмотрена конституционная ответственность. Например, Правительство должным образом не выполняет возложенные на него обязанности или депутат Государственной Думы нарушает запрет осуществления им предпринимательской дельности. Проблема конституционных правонарушений носит весьма сложный характер, так как является еще не до конца разработанной в юридической науке. Суть в том, что достаточно часто нарушение конституционной нормы является одновременно и нарушением нормы с иной отраслевой принадлежностью. От иных разновидностей правонарушений они отличаются субъектным составом , а по своим характеристикам субъекты конституционной ответственности и субъекты конституционных правонарушений совпадают.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности. Они посягают на наиболее значимые общественные отношения, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Законодательное понятие преступления дается в ст. 14 УК РФ. Так, «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Преступления  причиняют наиболее тяжкие последствия, а зачастую причиненный ими ущерб является невосполнимым. Объектами преступлений выступают права и свободы человека и гражданина, отношения собственности, общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй Российской Федерации, окружающая среда, мир и безопасность человечества. В связи с высокой степенью общественной опасности уголовный закон устанавливает за их совершение наиболее строгие меры ответственности, а исчерпывающий перечень преступлений содержится только в Уголовном кодексе Российской Федерации.

  Уголовные преступления. Особое место в системе уголовных преступлений занимают посягательства на отношения по установлению и взиманию налогов: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (ст. 198); неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 198.1); сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 198.2).

В период разработки уголовного кодекса вносились предложения сделать субъектами преступлений не только физических, но и юридических лиц. Однако законодатель не изменил сложившихся традиций, установив в качестве субъектов преступления исключительно физических лиц.

Административные  правонарушения. Административным правонарушением (проступком) по действующему законодательству признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Сходство  и общая сущность административных правонарушений и преступлений породили многочисленные споры ученых о том, обладает ли административное правонарушение свойством общественной опасности.

В литературе по теории государства и права, по уголовному и административному праву мнения ученых по данному вопросу разделились на следующие основные позиции:

  1. Административные правонарушения обладают признаком общественной опасности и отличаются от преступлений по степени общественной опасности.
  2. Административные правонарушения вредны для общества, но не общественно опасны.
  3. Отдельные административные правонарушения общественно опасны, другие же таковыми не являются.

Сторонниками  первой позиции являются А.Е. Лунев, Л.Л. Попов, О.Ф. Шишов, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, А.П. Шергин, А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и многие другие ученые-административисты.

В обоснование  своей позиции указанными авторами приводятся следующие доводы:

  1. отсутствие признака общественной опасности в определении     административного     правонарушения есть не отрицание, а всего лишь умолчание законодателя;
  2. характеризуя в ч. 2 ст. 14 УК РФ малозначительность деяния, законодатель имеет в виду отсутствие общественной   опасности,   свойственной  преступлению, т.е. в уголовно-правовом смысле; есть и другая точка зрения, в соответствии с которой под деянием, указанным в ч. 2 ст. 14 УК РФ, предлагается понимать деяние, вообще не влекущее юридической ответственности ;
  3. о том, что административные правонарушения опасны для общества, свидетельствует указание в законе на то, что они   посягают   на определенные общественные отношения, причиняя им вред ;

4) преступления и административные правонарушения посягают на одинаковые по своему характеру объекты, и именно в этом состоит их общественная опасность;

5) административное правонарушение, как и преступление, способно причинить вред общественным; отношениям, а причинение вреда есть не что иное, как признак общественной опасности деяния;

6) в соответствии с ч. 2 ст. 2 УК РФ "Кодекс определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями", следовательно, понятие общественно опасного шире понятия преступного;

7) в целом ряде случаев административные наказания гораздо ощутимее и весомее мер уголовного наказания.

8) процессуальный порядок привлечения к административной и уголовной ответственности имеет общие черты ;

9) социальная опасность  административных деликтов кроется в их массовом характере;


10) постоянный  процесс криминализации и декриминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений подтверждает принципиальную  социальную однородность преступлений и административных правонарушений;

11) отрицание общественной опасности административного правонарушения ставит под  сомнение обоснованность установления административной ответственности, умаляет социальную ценность права;

  1. наличие составов преступлений с административной позиции свидетельствует о том, что одно и го же деяние в зависимости от наличия или отсутствия факта привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение может рассматриваться как преступление или административное правонарушение;

 

 К административным  правонарушениям относятся проступки  в области охраны окружающей  среды, памятников истории и  культуры, нарушения ветеринарно-санитарных  правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.с.86.г и право. 4-07г.

За совершение административных правонарушений могут применяться  предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными  средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Характерная особенность административных правонарушений заключается в том, что правонарушитель не состоит с органами или должностными лицами, принимающими решения о наложении административного наказания, в служебных или трудовых отношениях. Если правонарушитель привлекается к ответственности органом (должностным лицом), которому он подчинен по службе, то значит, имеет место не административное правонарушение, а дисциплинарный проступок [14,*** с. 590].

Во многом перечень объектов посягательств административных правонарушений совпадает с объектами преступлений. Так, объектами административных правонарушений могут выступать: права и свободы человека и гражданина, общественная нравственность, окружающая среда, порядок управления, общественная безопасность, отношения собственности, экономические отношение и т. д. Однако административные правонарушения причиняют меньший вред общественным отношениям, нежели преступления, но некоторые административные правонарушения стоят на грани с преступлениями. Например, в Уголовном кодексе сформулировано понятие хищения, а Кодексе об административных правонарушениях - понятие мелкого хищения. Соответственно различаются и правовые последствия совершения этих правонарушений.

Информация о работе Виды правонарушений