Нации и народы, борющиеся за свою независимость, как субъекты современного международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение наций и народов, борющихся за свою независимость как субъектов международного права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть субъектов международного права: понятие, признаки и виды. Раскрыть содержание международной правосубъектности;
• дать понятие международной правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость. Национальный суверенитет: понятие и способы его осуществления;
• рассмотреть принцип самоопределения наций и народов, его соотношение с принципом территориальной целостности государств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………….…………………………………………….3
1. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ….6
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НАЦИЙ И НАРОДОВ, БОРЮЩИХСЯ ЗА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ……..…13
3. ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИЙ И НАРОДОВ. ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРИНЦИПОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ.......................................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..…26
ЗАДАЧА……………………………………...……………………………….….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВОЙ.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

Национальный суверенитет означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путём добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили своё право на самоопределение - путём объединения в союзные государства и путём федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путём обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путём охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Следовательно, государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИЙ И НАРОДОВ. ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРИНЦИПОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ.

 

На конференции в Сан-Франциско СССР выступил с инициативой включения в Устав ООН принципа самоопределения народов, которую поддержали представители Великобритании, США и Китая. В результате этот принцип перестал быть исключительно политическим принципом и превратился в принцип позитивного международного права (ст. 1 пар. 2 и ст. 55 пар. 1 Устава ООН). В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) содержании данного принципа раскрывается следующим образом: "В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава". В этой же Декларации говорится о том, что способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса".

 Кроме  того, принцип самоопределения народов  нашёл отражение в документах  Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе - Хельсинкском  Заключительном акте 1975 года, Итоговом  документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания  Конференции по человеческому  измерению СБСЕ 1990 года, а также  других международно-правовых актах.

 Право  народов на самоопределение является  одним из фундаментальных прав  человека. Так, в Международном пакте  об экономических, социальных и  культурных правах и Международном  пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие... Все участвующие в настоящем Пакте государства... должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право".

 На  связь между правом на самоопределение  и правами человека обращено  внимание в резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН под названием "Всеобщая  реализация права народов на  самоопределение" (1994), где подчёркивается, что реализация права народов  на самоопределение "является  коренным условием для эффективного  обеспечения и соблюдения прав  человека". Важно отметить, что  Международный суд ООН в целом  ряде своих решений подтвердил  тезис о том, что принцип самоопределения "является одним из основных  принципов современного международного  права".

 Так  каково же конкретное содержание  права народов на самоопределение? Для того чтобы ответить на  этот вопрос, необходимо иметь  в виду, что это право может  быть реализовано в одной из  трёх форм:

1) статус  автономии в рамках существующего  государства (т.е. обеспечение определённому  народу соответствующего представительства  в центральных органах государственной  власти наравне с населением  всего государства);

2) создание  собственного государства;

3) выход  из состава (отсоединение) того государства, в которое входит данный народ.

 При  этом принципиально важное значение  имеет то, что право на самоопределение  предполагает свободу выбора между этими тремя возможностям4. Без такой свободы выбора невозможно говорить о подлинном праве народа на самоопределение. В этом как раз и состоит подлинная суть принципа самоопределения народов, которую пытаются выхолостить в угоду соображениям имперской политики и идеологии.

В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:

1) принцип  территориальной целостности имеет  приоритет по отношению к принципу  самоопределения народов;

2) принцип  самоопределения народов имеет  приоритет по отношению к принципу  территориальной целостности;

3) оба  принципа обладают равной юридической  силой.

 Как  полагают польские авторы Владислав  Чаплинский и Анна Вырозумска, "право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В практике принцип самоопределения был подчинён принципу территориальной целостности"5.

 Интересную  позицию относительно соотношения  между принципами самоопределения  народов и территориальной целостности  занял Конституционный суд РФ, который в своём постановлении от 13 марта 1992 года заявил: "Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека". Эта позиция скорее поддерживает примат принципа территориальной целостности над принципом самоопределения. Однако такой подход фактически делает принцип самоопределения излишним, либо, в лучшем случае, низводит этот принцип до права народа на автономию в рамках единого государства.

 Кроме  того, как свидетельствует история  международных отношений (например, возникновение независимых национальных  государств в Европе), право на  самоопределение народа превалировало  в отношении принципа территориальной  целостности. Как пишет в этой  связи профессор Г.М. Мелков: "Принцип  равноправия и самоопределения  народов, явившийся первоначально  инструментом борьбы против колониализма  в Новом свете и примером  для народов, находящихся под  колониальным игом на других  континентах, равно как и принцип  уважения прав и свобод человека, впервые появились в Декларации  независимости США, принятой 4 июля 1776 г., в Билле о правах (первых  десяти поправках и дополнениях  к Конституции США), принятом 17 сентября 1787 г., и во французской Декларации  прав человека и гражданина, принятой  в 1789 г. Впоследствии эти принципы  нашли отражение в Декрете  о мире, принятом в России 26 октября (8 ноября) 1917 г., и в Декларации  прав народов России, принятой 2 (15) ноября 1917 г. Во всех этих документах  главными положениями являлись  суверенность народов и их  право на самоопределение, которые  никак не связывались с необходимостью  соблюдать территориальную целостность  США, Англии и России".

 Вторая  точка зрения представляется  более обоснованной и более  соответствует смыслу принципа  самоопределения. Вот что говорится  по этому поводу в статье "право  на самоопределение" в электронной  энциклопедии Википедия: "Между  тем, существует мнение, что принцип  территориальной целостности направлен  исключительно на защиту государства  от внешней агрессии. Именно с  этим связана его формулировка  в п. 4 ст. 2 Устава ООН: "Все члены  ООН воздерживаются в их международных  отношениях от угрозы силой  или её применения как против  территориальной неприкосновенности  или политической независимости  любого государства, так и каким-либо  другим образом, несовместимым с  Целями Объединённых Наций", и в Декларации о принципах международного права: "Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств "ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов". Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов".

 Вместе  с тем, следует иметь в виду, что между основными принципами  международного права нет иерархии, что вообще характерно для  принципов права как такового. "Принципы, - пишет американский  учёный Рональд Дворкин в своей  книге "О правах всерьёз", - обладают  особенностью, отсутствующей у норм, - они могут быть более или  менее весомыми или важными. Когда  два принципа приходят в столкновение..., те, кому приходится разрешать  этот конфликт, должны учитывать  относительный вес каждого из  этих принципов. Здесь нельзя, конечно, произвести точного измерения, и  решение в пользу большей важности  какого-то конкретного принципа  или стратегии часто вызывает  споры. Тем не менее, в самом  понятии принципа содержится  указание на то, что у него  есть такая особенность и что имеет смысл говорить о том, насколько он весом или важен"6.

 С  этой точки зрения принцип  равноправия и самоопределения  народов следует рассматривать  в контексте других основных  принципов международного права, в первую очередь таких, как  принцип территориальной целостности, принцип неприменения силы, принцип  мирного разрешения споров, принцип  уважения прав человека, а также  принцип демократии, который иногда  рассматривается в качестве общего  принципа права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, – категория субъектов международного права, обладающих некоторыми правами в области международных отношений, реализуемых по мере признания конкретного из таких субъектов какими-либо государствами, и при условии наличия у него территории, населения, государственности и способности нести международную ответственность в связи с правонарушениями, в которые он может вступать с другими субъектами международного права.

Крушение колониальной системы привело к возникновению новых независимых государств в результате самоопределения наций. Круг субъектов международного права непрерывно расширяется, и этот процесс ещё не завершён. В 1990 году государственной независимости добился народ Намибии на юге Африки, продолжается в разных формах процесс самоопределения палестинского народа.

В ходе рассмотрения первого вопроса данной курсовой работы, было установлено, что любой субъект международного права обладает: правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью.

После изучения второго вопроса можно сделать вывод о том, что правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

Выводом из третьего вопроса данной изучаемой темы является – право народов на самоопределение является одним из фундаментальных прав человека. Принцип равноправия и самоопределения народов следует рассматривать в контексте других основных принципов международного права, в первую очередь таких, как принцип территориальной целостности, принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения прав человека, а также принцип демократии, который иногда рассматривается в качестве общего принципа права.

Особенностью современного международного права с точки зрения его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права признаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государственную независимость.

Информация о работе Нации и народы, борющиеся за свою независимость, как субъекты современного международного права