Индивидуальные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе действующего порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникших в процессе трудовых отношений.
Задачами данной курсовой работы являются:
- анализ причин возникновения индивидуальных трудовых споров;
- раскрытие понятия и сущности индивидуальных трудовых споров;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
Понятие и классификация трудовых споров
6
1.1
Понятие трудовых споров
6
1.2
Классификация трудовых споров
8
ГЛАВА 2.
Понятие индивидуального трудового спора. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров
12
2.1
Понятие индивидуальных трудовых споров, причины и условия их возникновения. Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
12
2.2
Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
20
ГЛАВА 3.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров
26
3.1
Разрешение индивидуальных трудовых споров путем переговоров с работодателем. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам
26
3.2
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке. Пересмотр решений по индивидуальным трудовым спорам
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Индивидуальные трудовые споры.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.

Понятие и классификация  трудовых споров

6

1.1

Понятие трудовых споров

6

1.2

Классификация трудовых споров

8

ГЛАВА 2.

Понятие индивидуального трудового спора. Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров

12

2.1

Понятие индивидуальных трудовых споров, причины и условия их возникновения. Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров

12

2.2

Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность индивидуальных трудовых споров

20

ГЛАВА 3.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

26

3.1

Разрешение индивидуальных трудовых споров путем переговоров  с работодателем. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

26

3.2

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебном порядке. Пересмотр решений по индивидуальным трудовым спорам

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

53


 

 

 

 

 

Введение

 

В современном правовом государстве подлежит защите право человека на самостоятельное принятие решения о профессиональной деятельности в условиях найма, на свободный выбор работодателя и согласование условий труда, так же как и работодатель обладает свободой найма лица: выбора нанимаемого лица и определения срока его работы. Все эти положения, согласно статье 34 Конституции РФ, являются выражением свободы экономической деятельности.

Между тем именно на рынке труда существует опасность неравенства положения сторон на переговорах и согласования социально неприемлемых условий труда. Если действует неограниченная свобода соглашений, то следует опасаться преобладания позиций работодателей так как соискатель, ищущий работу: часто подвержен давлению в силу необходимости быстрого трудоустройства в целях обеспечения себя и своей семьи; плохо информирован об условиях труда на конкретном предприятии; противостоит в качестве партнера по переговорам могущественным предприятиям, обладающим достаточными ресурсами, чтобы контролировать ситуацию на рынке труда.

Защита трудовых прав работника организации приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели стремятся снизить издержки на труд, что нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Данная тема курсовой работы выбрана не случайно, ведь практически  каждый человек осуществляет или  будет осуществлять трудовую деятельность, а именно в процессе осуществления трудовой деятельности возникают трудовые споры. Столкновения противоречивых интересов работодателя и работника, нарушение работодателем трудовых прав работника или недобросовестное отношение работника к своим обязанностям и порождают разногласия между ними, перерастающие в индивидуальный трудовой спор.

Актуальность темы данной курсовой работы представляется в возникновении  множества споров, которые не могут  быть урегулированы работником и  работодателем без посредника, что приводит к обращению того или другого за защитой своих прав в уполномоченные органы.

Цель курсовой работы заключается в анализе действующего порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникших в процессе трудовых отношений.

Задачами данной курсовой работы являются:

- анализ причин возникновения  индивидуальных трудовых споров;

- раскрытие понятия  и сущности индивидуальных трудовых  споров;

- анализ разрешения  индивидуальных трудовых споров  путём переговоров с работодателем;  изучение процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам и судах.

Объектом исследования выступают индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения. Предметом исследования является нормативная  правовая база, применяемая на практике для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы явились нормативно-правовые акты, комментарии к ним и другие научные и учебно-методические издания, касающиеся вопросов индивидуальных трудовых споров.

Курсовая работа написана на 55 листах печатного текста; состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, который насчитывает 29 источников.

Первая глава посвящена  рассмотрению понятия, сущности и классификации  трудовых споров.

Во второй главе дается понятие индивидуальным трудовым спорам. В этой главе рассматриваются причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров, перечислены принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Также в данной главе приведены нормативные акты и органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Третья глава посвящена  рассмотрению порядка разрешения индивидуальных трудовых споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и классификация трудовых споров

 

1.1 Понятие трудовых  споров

 

Предметом трудового  права являются трудовые и тесно  с ними связанные отношения (производные  от трудовых). В процессе регулирования  этих отношений нормами права  между их субъектами могут возникнуть разногласия. Это может быть как  спор между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации (например, в связи с наложением взыскания или увольнением), так и разногласие между администрацией и трудовым коллективом по поводу невыполнения тех или иных условий коллективного договора.

Трудовой конфликт не всегда трансформируется в трудовой спор, а спор редко становится предметом судебного разбирательства. Как известно, это происходит лишь в тех случаях, когда «обиженный» работник (а именно ему чаще всего закон предоставляет право возбуждения трудового спора, хотя виновником конфликта может быть любая из сторон) инициирует обращение в орган по рассмотрению трудовых споров, в том числе и в суд. Но зачастую работник не хочет или боится обращаться в органы по рассмотрению трудового спора, и, следовательно, конфликт остается неразрешенным.

Таким образом, трудовые споры - это разногласия между  субъектами трудового права по поводу установления условий труда или  заключения трудового договора, а  также применения норм трудового  законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган.

Иначе можно сказать, что трудовые споры - это неурегулированные  путем непосредственных переговоров  разногласия между работником (работниками) и работодателем (собственником) по поводу установления новых или изменения закрепленных в правовых актах и соглашениях условий труда, а также применения норм трудового и иного социального законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган, т.е. в орган, уполномоченный государством принять юридически

обязательное для сторон решение, например, трудовыми спорами считаются

разногласия о переводе работника на другую работу, увольнении и т.д.

Из данного определения  видно, что нельзя сводить трудовые споры только к разногласиям между  отдельными работниками и предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает конфликты и между другими субъектами трудового права, например, между трудовым коллективом и администрацией. Кроме того, споры по своему характеру могут быть связаны как с применением норм трудового законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых условий труда, еще не регулированных нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного договора. Наконец, трудовые споры - это не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение).

Возникновение на предприятиях трудовых споров объясняется, прежде всего, незнанием или неверным толкованием действующих норм трудового законодательства некоторыми представителями администрации или работниками. Наряду с этим, встречаются случаи, когда трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения отдельных работников к исполнению своих служебных обязанностей и предъявления ими незаконных требований (например, о лишении премии, снятии дисциплинарного взыскания и др.); или вследствие сознательного нарушения некоторыми руководителями действующего законодательства о труде (например, перенос или отмена выходных дней, превышение установленных норм на сверхурочные работы, отказ в предоставлении очередного отпуска в соответствии с утвержденным графиком и др.).

Порядок разрешения трудовых споров работников с работодателем  по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда регулирует Трудовой кодекс РФ.

 

1.2 Классификация трудовых  споров

 

Основания для классификации индивидуальных трудовых споров могут быть различными:   по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения.

По субъектному составу  и предмету все споры делятся  на индивидуальные и коллективные.

Субъектами индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель (руководитель, администрация). Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора. По заявлению работника индивидуальный спор может возникнуть, например, о неправомерности перевода или о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. Индивидуальные трудовые споры, как правило, возникают по поводу применения нормативных правовых актов, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, регулирующих трудовые отношения работников с работодателем, а также условий трудового договора.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники (их представители), а с другой - работодатель (его представители). Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Предметом коллективного спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима

рабочего времени и  времени отдыха, охраны труда и  другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников либо отдельных их категорий  или профессиональных групп. Эти  требования могут выдвигаться как в период заключения коллективного договора, соглашений, так и по поводу их исполнения и применения.

Классификация трудовых споров по правоотношениям, из которых  может возникнуть спор:

- споры из трудовых  правоотношений (их абсолютное большинство);

- споры из правоотношений  по трудоустройству (например, не  принятого по брони инвалида  или другого лица, с которым  работодатель обязан заключить  трудовой договор);

- споры из правоотношений  по надзору и контролю за  соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо);

- споры из правоотношений  по подготовке кадров и повышению  квалификации работников на производстве (например, направления на повышение квалификации в другую местность);

- споры из правоотношений  по возмещению материального  ущерба работником предприятию  (например, оспаривание размера произведенного

работодателем удержания  из заработной платы за нанесенный ущерб);

- споры из правоотношений  по возмещению работодателем  ущерба работнику в связи с  повреждением его здоровья на  работе или нарушением его  права трудиться;

- споры из правоотношений  профсоюзного органа с работодателем  по 

вопросам труда, быта, культуры (например, трудовые споры о сроках

пересмотра норм выработки);

- споры из правоотношений  коллектива работников с работодателем  (например, при выборах и утверждении  хозяйственных руководителей и  др.);

- споры из социально-партнерских  правоотношений.

По характеру спора  все трудовые споры подразделяются на:

Информация о работе Индивидуальные трудовые споры