Контрольная работа по "Праву социального обеспечения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии. В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений».

Файлы: 1 файл

право социал.обеспечения.doc

— 168.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

         По дисциплине : Право социального обеспечения

           

             Вариант 1

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса

9 семестра

 

 

 

 

 

 

 

                                  Тюмень,2014

 

 

     1.

Пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений»

На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько.

Первая - возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования.

Вторая - существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров.

Третья - не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.

Основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в следующем:

1) каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным предприятием. Другими словами, это система принудительная. Принуждение осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной;

2) все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.

В чем же заключается экономическая и социальная сущность обязательного социального страхования?

Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.

Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.

Отсюда следует несколько выводов и принципиальных положений:

-пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

-пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

-уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

-страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

-деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

-государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования.

Таковы общие подходы к проблемам пенсионного обеспечения, на основе которых функционирует общеобязательная страховая пенсионная система.

В нашей стране более 38 миллионов пенсионеров, причем большинство - 37 миллионов человек - получают пенсию по данному закону. После введения его в действие положение пенсионеров сначала существенно улучшилось. Однако затем, в следствии либерализации цен и их небывалого всплеска оно стало стремительно ухудшаться, особенно с конца 1993 года, когда значительно ослабла защита пенсионных выплат от инфляции, обесценивающей их реальную ценность.

В последнее время особенно наглядно проявляются негативные тенденции, практически подрывающие сложившуюся страховую пенсионную систему:

-подчинение пенсионного фонда Правительству;

-использование средств Пенсионного фонда не по их прямому назначению, неопределенному законом;

-задержка платежа в Пенсионный фонд, в частности по государственному сектору экономики или ввиду несвоевременной оплаты государственного заказа за счет бюджета;

-заведомая неполная индексация пенсионных выплат и замена полной индексации пенсий низкими компенсационными выплатами к ним и т.д.

Результат всего этого-дальнейшее снижение уровня доходов пенсионеров, нищенская пенсия у большинства из них.

Объяснить сложившееся положение пытаются несовершенством пенсионного закона, принятого в 1990 году. Это не так: российский пенсионный закон - типичный страховой закон, не хуже подобных законов других стран мира. Причина же в нашей экономике и социальной сфере в целом. Нужен эффективный постоянно работающих механизм защиты пенсионных выплат от продолжающейся инфляции, который, во-первых, исключит снижение реальной ценности таких выплат; во-вторых, позволит существенно подтянуть минимальные размеры пенсии, приблизив их к прожиточному минимуму; в-третьих, возродить разумную, хотя бы минимальную на первом этапе, дифференциацию пенсии в зависимости от трудового вклада человека. Вот три проблемы, которые необходимо незамедлительно решить.

Структура пенсионного обеспечения и виды пенсий

Пенсионное обеспечение можно разделить на две большие части: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу договора). К системе обязательного пенсионного обеспечения и страхования относят государственные и трудовые пенсии.

Обязательное пенсионное страхование и обеспечение

Государственная пенсия

Государственная пенсия выплачивается обычно государственным служащим (в том числе военнослужащим, милиционерам и т.п.), а также социально незащищенным гражданам, не имеющим право на трудовые пенсии.

Виды государственной пенсии:

- за выслугу лет

- по старости

- по инвалидности

- социальная пенсия

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается государственным федеральным служащим, военнослужащим и приравненным к ним профессиям при достижении ими стажа государственной службы не менее 15 лет. Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, получившим инвалидность. Социальная пенсия выплачивается нетрудоспособным гражданам.

Трудовая пенсия:

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случаях потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Виды пенсии:

- по старости

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия выплачивается при получении пенсионных оснований. Пенсионными основаниями могут быть достижение пенсионного возраста (в том числе льготного) или получение инвалидности.

Трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется для граждан 1967г.р. и моложе. Граждане имеют право выбрать страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение

Пенсия от предприятия (корпоративная пенсия):

Пенсионными основаниями для назначения пенсии, как правило, являются основания для назначения трудовой пенсии.

Виды пенсии:

- по старости

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

Условия назначения Корпоративной пенсии часто закрепляются коллективным трудовым договором и Пенсионной программой предприятия, и входит в так называемый «Социальный пакет» сотрудника. Размер пенсии зависит от должности и стажа работы на предприятии.

Личные пенсии:

Пенсионными основаниями для назначения пенсии, как правило, являются основания для назначения трудовой пенсии.

Виды пенсии:

- по старости

- по инвалидности

- по случаю потери кормильца

Пенсии формируются за счет накоплений осуществляемых человеком в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться не только пожизненно, но и в течении установленного срока. В этом случае добровольные пенсии часто наследуются.

Допускается одновременное получение нескольких добровольных и государственной или трудовой пенсии.

Совместное использование систем обязательного и добровольного пенсионного обеспечения, дает возможность достичь высокого уровня жизни пенсионеров, аналогичного, в сравнительном отношении, уровню жизни пенсионеров развитых стран.

2.

1 января 2011 г. вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Общий алгоритм определения размера пособий по временной нетрудоспособности в 2011 г. практически не отличается от применявшегося ранее:

- рассчитывается средний дневной заработок;

- определяется размер дневного пособия в процентах от среднего дневного заработка.

Дневное пособие составляет:

- 60% среднего дневного заработка, если страховой стаж работника составляет менее 5 лет;

- 80% среднего заработка, если страховой стаж работника составляет более 5, но менее 8 лет;

- 100% среднего заработка, если страховой стаж работника составляет более 8 лет.

Продолжительность страхового стажа устанавливается на день начала временной нетрудоспособности;

- рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности путем умножения дневного пособия на количество календарных дней нетрудоспособности.

Наиболее существенные изменения коснулись порядка исчисления среднего дневного заработка, который с 2011 г. определяется путем деления суммы всех выплат, включаемых в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ, произведенных в пользу застрахованного лица за расчетный период - два (а не один!) календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730. Нет больше никаких периодов, исключаемых из расчетного, т.е. количество календарных дней в расчетной формуле всегда одинаково - 730, даже если работник часть этого периода вообще не состоял в трудовых отношениях ни с одной организацией или находился в отпуске без сохранения заработной платы, болел и пр. Но если в расчетном периоде был отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком, то годы, на которые пришлись указанные отпуска, могут по желанию работника быть заменены предшествующими, полностью отработанными годами (2008, 2007 и т.д.). Теперь в расчете пособия учитываются не только суммы заработной платы, но и все выплаты в размере среднего заработка, сохраняемого за работниками в периоды отпуска, командировок, перевода на нижеоплачиваемую должность и т.п., а также любые виды выплат социального характера. Исключение - только те выплаты, которые не могут включаться в базу для начисления страховых взносов.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву социального обеспечения"