Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.
Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56
СОДЕРЖАНИЕ
Переход к рыночной
организации экономики вызывает
необходимость
Актуальность исследования проблемы трудоустройства подтверждается программными документами государства. Как отмечалось в Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест, способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, направленного на обеспечение правовых условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах, предотвращения роста массовой безработицы и др. Представляется, что решение указанных задач невозможно без совершенствования правового регулирования трудоустройства в целом и деятельности служб занятости в частности.
Именно вышесказанным обусловлена актуальность избранной для исследования темы.
Объектом настоящего исследования являются отношения, возникающие в сфере содействия трудоустройству. Предмет исследования – нормативная основа деятельности органов службы занятости РФ.
Теоретическую основу работы
составили труды таких
Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная
цель достигается путем решения
следующих исследовательских
Структура работы
обусловлена поставленными
Законодательство Российской Федерации о занятости населения определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации [1] защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[8] (далее - Закон о занятости) законодательство о занятости населения основывается на Конституции РФ Российской Федерации и состоит из указанного Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся:
1) осуществление контроля за:
- обеспечением
государственных гарантий в
- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
- регистрацией
инвалидов в качестве
2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
3) оказание в
соответствии с
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование
о положении на рынке труда
в субъекте Российской
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация
профессиональной ориентации
- психологическая
поддержка, профессиональная
- осуществление
социальных выплат гражданам,
признанным в установленном
- организация
проведения оплачиваемых
- организация
временного трудоустройства
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие
самозанятости безработных
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
- выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
4) разработка
и реализация региональных
5) организация
и проведение специальных
6) проверка, выдача
обязательных для исполнения
предписаний об устранении
7) принятие мер
по устранению обстоятельств
и причин выявленных нарушений
законодательства о занятости
населения и восстановлению
8) обобщение
практики применения и анализ
причин нарушений законодательс
Анализ правовой
базы в области занятости
Поэтому все чаще мы говорим о гармонии не только в законодательстве, но и в праве. Право, регулирующее реальные отношения в жизни людей, ориентируясь на нужды ее отдельных сторон, редко предстает в своей целостности и стройности. Законодательство, дробясь на отрасли, институты, акты, нормы в государственном масштабе, на семейства отраслей, отрасли, подотрасли права в науке, создает сложную систему, части которой наслаиваются друг на друга, сталкиваются в частных конфликтах в процессе служения обществу [13; 23-27]. Поэтому цель гармонизации правовой системы - добиться согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части - в законодательстве (даже одного государства).
Сам по себе вопрос о месте норм о содействии трудовой занятости и их месте в системе права вызывает определенные затруднения в юридической науке [11; 54-60]. Закон не может достичь преследуемой цели, если сознательно или неосознанно не соблюдается лицами, которым он адресован, а также не всегда ведется полный учет его нарушений.
Анализ законодательства России с начала XX в. по настоящее время свидетельствует, что законодательство о занятости населения всегда состояло из правовых норм, не относящихся к какой-то одной отрасли права. Так, нормы, определяющие источники финансирования общественных работ, можно отнести к финансовому праву; нормы об установлении льгот по уплате промыслового, подоходного налога при организации кооперативных объединений безработных инвалидов - к налоговому праву; нормы, предусматривающие всеобщность наказания в виде лишения свободы за занятие бродяжничеством, попрошайничеством либо тунеядством - к уголовному праву; о создании артелей безработных - к гражданскому праву; о выплате пособий по безработице - к праву социального обеспечения; о предоставлении другой работы лицам, утратившим способность к труду, - к трудовому праву.
Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере содействия трудовой занятости населения в настоящее время, содержатся также в законодательстве различных отраслей права. Примерами могут служить Трудовой кодекс Российской Федерации [7] (далее – ТК РФ), Закон об основах социального страхования [9] и др.
С середины 1990-х гг. институт обеспечения (содействия) занятости (без термина «трудовой» и т.п.) стали признавать и в литературе. В настоящее время это делается многими авторами учебников по трудовому праву. Правда, в разной интерпретации и с неодинаковым содержанием. При этом забывая добавить слова: «трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (имеющей целью заключение такового)». Кроме того, нередко отождествляют институт обеспечения (содействия) занятости с институтом трудоустройства, по сути, объединяя их. Так, К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова пишут об «институте содействия занятости и трудоустройства», при этом выделяя в качестве самостоятельного еще один - «институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве».
Это давало возможность специалистам в области трудового права считать правоотношения по трудоустройству и занятости или предшествующими трудовым, или производными от трудовых и включать их в предмет трудового права. А.Д. Зайкин, например, выделял правоотношения по трудоустройству и занятости как единство трех взаимосвязанных, но разных видов отношений, которые являются «факультативными спутниками» трудовых и являются отношениями, предшествующими трудовым, возникающими до их появления [27; 124].
Представляется, что при таком делении не охватываются все отношения, складывающиеся в сфере содействия трудовой занятости населения. Следует согласиться с точкой зрения М.С. Строговича, по мнению которого субъективное право (в том числе права каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на защиту от безработицы, провозглашенные в ст. 37 Конституции РФ) существует вне правоотношения, до его возникновения и после его прекращения, а в период существования правоотношения оно входит в его состав, является элементом правоотношения. Указанные в ст. 37 Конституции РФ права российского гражданина продолжают существовать и после вступления лица в трудовое правоотношение. В период работы гражданин имеет право искать другую работу или работу по совместительству. Поэтому можно сказать, что наряду с трудовыми возникают другие правоотношения, относящиеся к сфере содействия трудовой занятости населения.
В современной научной литературе применительно к правоотношениям по содействию занятости и трудоустройству часто используется формулировка «правоотношения, тесно связанные с трудовыми» [33; 4-5]. Действительно, часть отношений в сфере содействия трудовой занятости населения являются тесно связанными с трудовыми, но это только правоотношения по содействию в обеспечении занятости и трудоустройства.
Нельзя не согласиться с А.И. Процевским, который считает, что трудоустройство нельзя рассматривать как форму реализации права на труд. Трудовое законодательство знает только одну форму реализации права на труд: ею выступает трудовой договор. Однако обеспеченность работой может быть достигнута и без вступления гражданина в трудовые отношения. Например, это возможно, когда гражданин начинает заниматься подсобными промыслами и реализацией продукции по договорам; предпринимательской деятельностью; выполнять работы по договорам гражданско-правового характера и в других случаях, упомянутых в ст. 2 Закона о занятости населения. Если к трудоустройству подключаются органы службы занятости, то возникают правоотношения между органом службы занятости и организацией, в которую направляется трудоустраиваемый, между трудоустраиваемым и организацией, которая впоследствии примет его на работу.