Внешняя трудовая миграция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Реформы в политической и экономической сфере последнего десятилетий создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции. С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового обмена. Выявление и изучение этих новых явлений – предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рыке труда и в сфере занятости населения.

Файлы: 1 файл

Трудовая миграция в РФ.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ»

 

 

Факультет: юридический

 

 

 

Самостоятельная работа

по дисциплине: Государственно-правовые основы миграционной системы РФ

 

 

Тема: «Внешняя трудовая миграция в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2013

Внешняя трудовая миграция в России.

 

Реформы в политической и экономической сфере последнего десятилетий создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции. С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового обмена. Выявление и изучение этих новых явлений – предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рыке труда и в сфере занятости населения.

Десятилетие постсоветской  истории в России дает необходимый и вместе с тем неоднозначный фактический материал для анализа процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и ее регионах. При этом существует подчас диаметрально противоположные оценки этих процессов с точки зрения функционирования национального и регионального рынков труда, разработки мер государственного регулирования миграции населения.  
Что же происходит в сфере трудовой миграции в России и каковы ее последствия? Одна из распространенных точек зрения состоит в том, что расширение привлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой миграции. Поэтому необходимо активизировать иммиграционный контроль, создать иммиграционные инспекции, иммиграционную полицию, защищая национальный рынок труда от неконтролируемого притока иностранных работников. 
Другая часть специалистов делает упор на то, что активизация внешней трудовой миграции в Россию - это нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда. Допуск в страну иностранной рабочей силы экономически оправдан и целесообразен, он вносит элементы гибкости в использование трудовых ресурсов, выгодные как для работодателя, так и для экономики в целом. При этом находятся авторы, убежденные в том, что социально-экономическая роль незаконных мигрантов не является чисто негативной.  
Попытаемся в этой связи оценить реальную ситуацию в области привлечения и использования иностранной рабочей силы, сложившуюся в стране в результате экономических реформ, найти ответы на эти непростые вопросы. 

 

 

 Причины привлечения иностранной рабочей силы в российскую экономику.  
Экономический прогресс различных государств становится все более зависимым от мировых тенденций и закономерностей общественного развития, активного взаимодействия отдельных национальных экономик друг с другом. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи изолированной от мирового сообщества. Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых и финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере трудовой миграции. 

Все большее число  стран вовлекается в орбиту мирровых миграций и участвует в международном  обмене трудовыми ресурсами. Международная  трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств. В 90- е годы почти две трети стран мира в значительных масштабах направляли своих работников за рубеж или принимали иностранную рабочую силу. По оценкам МОТ, в средине 90-х годов численность экономически активных иностранцев в зарубежных странах составляла от 36 до 42 млн. человек, а с учетом членов семей - 80-97 млн. человек. 

Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые  в последние десятилетия достаточно четко появились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России. Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья. При этом в государственной политике регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы произошел поворот от идеологических соображений к экономическим.  
К началу проведения реформ в Российской Федерации находилось около 100 тыс. трудящихся-мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Трансформация политической и экономической системы, придание российскому обществу определенной степени открытости естественным образом способствовали увеличению притока в страну иностранной рабочей силы. 
В ходе реформирования российской экономики наша страна оказалась в двояком положении. С одной стороны, снижение уровня жизни широких масс населения, представителей ряда профессий, в первую очередь научных работников, ученых, творческой интеллигенции, привело в действие выталкивающие факторы, стимулировавшие выезд национальной рабочей силы за рубеж. В условиях жесточайшего кризиса упрощение выезда из страны способствовало росту оттока за рубеж многих профессиональных групп населения. С другой стороны, Россия относительно многих других стран, особенно в рамках СНГ, сохраняла в последние годы более прочное экономическое положение, что сделало российские рынки труда привлекательными для многих иностранных граждан.

Расширение использования  иностранной рабочей силы в экономике  России как результат включения  страны в систему международного рынка труда обусловлено целым  рядом факторов. С экономической  точки зрения причины внешней  трудовой миграции в России можно свести к двум основным межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. 
Первый важный фактор трудовой миграции в Россию - ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. В последнее десятилетие в Российской Федерации ВВП на душу населения значительно превышал аналогичный показатель основных стран – экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ.  
Второй важный фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, -ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики. 

В 90-е годы по уровню безработицы  большинство стран СНГ находилось на более высоком уровне, чем Россия. Как показывают данные, профессиональный состав трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, в основном соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций. Существующая в настоящее время на российском рынке труда структура вакансий в первую очередь ориентирована на рабочих и занятых физическим трудом, а не на представителей так называемых «белых воротничков». В 90-е годы в общем числе заявленных в службу занятости свободных рабочих мест вакансии для рабочих составили более двух третей. В последние годы в структуре потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест на долю отраслей материального производства приходилось свыше 60% общего числа вакансий. Именно в сферу материального производства направлена значительная часть потоков иностранных работников.

Как и в большинстве  стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей  силы, - относительная ее нехватка в  отдельных секторах экономики и  регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов. 

В условиях постепенной  стабилизации экономического положения  часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за низкого уровня оплаты, либо в силу недостаточной гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.  
В динамике трудовой миграции иностранных работников в Россию можно выделить два этапа. 

Первый этап (до середины 90-х годов) – период ускоренного роста трудовой миграции в Россию. Трансформация политической и экономической системы, международное экономическое сотрудничество, «прозрачность» внешних границ естественным образом способствовали увеличению притока в Россию иностранной рабочей силы. По сравнению с началом 90-х годов число трудящихся-мигрантов их ближнего и дальнего зарубежья возросло почти в 3 раза.

Второй этап (с 1996-по настоящее  время) характеризуется тенденцией сокращения легального использования  иностранной рабочей силы.  
Произошло резкое сокращение масштабов привлечения иностранной рабочей силы более чем в половине субъектов Российской Федерации, в первую очередь в таких крупных импортерах иностранной рабочей силы, как Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецкий АО, Краснодарский край, Амурская и Ростовская области. 

Тенденции к снижению во второй половине 90-х годов легальной  занятости иностранной рабочей  силы была свойственна как трудовым мигрантам из ближнего, так и дальнего зарубежья.  
Уменьшение трудовой иммиграции и легальной занятости иностранных граждан обусловлено главным образом экономическими факторами. К числу общих причин сокращения регистрируемой иностранной рабочей силы можно отнести:

-ухудшение финансового  положения предприятий, ранее успешно привлекавших трудовых мигрантов, сокращение объемов сезонных ремонтно-строительных работ, снижение производства сельхозпродукции, уменьшение гражданского строительства, которое является основной отраслью российской экономики, где используется иностранная рабочая сила; 
-резкое уменьшение объема иностранных инвестиций в связи с усилением кризисных тенденций в российской экономике;  
-ужесточение требований к приему иностранных работников на местах в связи с интенсивным ростом общего числа безработных;  
-переориентация потоков трудовой миграции иностранных граждан с легальных каналов на нелегальные направления и незаконную занятость.  

Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы в России.

Россия, в отличие от Советского Союза, – страна открытых границ и свободных миграционных перемещений. В то же время, отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России не позволяет назвать сколько-нибудь точную цифру нелегальной миграции. Имеющиеся оценки отличаются друг от друга на порядки. Все они далеки от истины. Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, ее социальную сферу. Незаконные иммигранты преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию. 
Обострение проблем иммиграции, в том числе и нелегальной, по мнению Л.Л. Рыбаковского, во-первых, связано с отсутствием адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию, как это принято во всех развитых странах, пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законному выдворению или интеграции в российское общество. Во-вторых, проникновение иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной границы со странами нового зарубежья открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией. 

 Экономическая функция миграции, справедливо считает Н.Н. Тоцкий, необходима для достижения количественного и качественного соответствия между наличной и необходимой рабочей силой на отдельных территориях. В настоящее время демографические условия в развитых странах складываются так, что собственного населения не хватает для обычного воспроизводства рабочей силы. В этих условиях миграция позволяет восполнять и даже перекрывать естественную убыль собственного населения страны. 
В соответствии с ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации «труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Как уже отмечалось выше термин «каждый» означает не только граждан Российской Федерации, но и всех лиц, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации. В ст. 13 «Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях» Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» эти две нормы Конституции своеобразно переплелись. Часть 1 ст. 13 указанного Закона гласит: «Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом». Однако иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов Субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.  
Иммиграционные законы большинства стран призваны охранять внутренний рынок рабочей силы путем ежегодного регулирования количества въездных квот и применения эффективных способов борьбы с незаконной иммиграцией. Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993г. № 2146 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002г. №1129, с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1994г. № 847), государство должно в первую очередь обеспечивать собственным гражданам право на труд, а привлечение иностранной рабочей силы возможно только в случае крайней необходимости, когда на территории Российской Федерации невозможно найти российских специалистов нужной квалификации или в необходимом количестве. 

Информация о работе Внешняя трудовая миграция в России