Налоговое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налогового планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне, т.е. планирования доходов государственного бюджета. Изучение поставленного вопроса буду проводить исходя из поставленных задач:
иучить основы планирования налоговых поступлений,бюджетного планирования, налогового прогнозирования;
раскрыть понятия методологии оценки налогового потенциала регионов;
определить методику расчетов поступлений по каждому виду налогов и факторов влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений;
предолжить пути совершенствания налогового планирования и прогнозирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ
Налоговое прогнозирование -------------------------------------------------------------------5
Виды и методы налогового планирования на макроуровне -------------------------
Методы оценки налогового потенциала регионов --------------------------------------
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАСЧЕТУ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ В 2013 г.
Определение методики расчетов поступлений по налогам и сборам, формирующих бюджетную систему РФ ---------------------------------------------------------
Особенности расчетов налогов ---------------------------------------------------------------------
Налог на прибыль организаций -------------------------------------------------
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории РФ ---------------------------------------
Налог на добычу полезных ископаемых -----------------------------------
Водный налог ---------------------------------------------------------------------------
Единый социальный налог -------------------------------------------------------
Прочие платежи ----------------------------------------------------------------------
Анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования
и планирования налоговых поступлений ------------------------------------------------------------
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ
3.1 Применение новых методов налогового прогнозирования ------------------------
3.2 Проблемы администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути их решения ------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------------
Список используемой литературы ------------------

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Налоговое прогнозирование.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

- единому социальному  налогу, зачисляемому в ФФОМС; 

- единому социальному  налогу, зачисляемому в ТФОМС. 

Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам составляют прогнозный расчет сумм единого социального налога на основании прогнозируемого фонда заработной платы, сложившегося из фонда заработной платы каждого налогоплательщика, состоящего на учете в МРИ ФНС России по КН и общей численности их работников. При этом межрегиональные инспекции в приложении N 4 не заполняют п/п 9, 15-16. [  5 ]

2.2.6  Прочие налоги и сборы

При прогнозировании  поступлений в федеральный бюджет по группе "Остальные налоги и сборы" на 2013 год необходимо учитывать поступления по следующим платежам и сборам:

- государственной  пошлине; 

- регулярным  платежам за пользование недрами  при пользовании недрами (ренталс)  на территории Российской Федерации;

- регулярным  платежам за пользование недрами  (ренталс) при пользовании недрами  на континентальном шельфе Российской  Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации и  за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

- плате за  предоставление информации по  Единому государственному реестру налогоплательщиков;

- плате за  предоставление сведений, содержащихся  в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

- сборам за  выдачу лицензий и право на  производство и оборот этилового  спирта, спиртосодержащей и алкогольной  продукции, зачисляемым в федеральный бюджет;

- денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства о налогах и сборах

- денежным взысканиям (штрафам) за административные  правонарушения в области налогов  и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- денежным взысканиям (штрафам) за нарушение валютного  законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

Расчет поступлений по государственной пошлине на 2013 год производится из оценки поступлений 2005 года с учетом темпов экономического роста и инфляции.

Более 41,7 % всех налоговых  сборов  в Федеральный бюджет это – налог на добавленную  стоимость (НДС), налог на прибыль, 37,6% налог на добычу полезных ископаемых.

По данным ФНС, основная масса администрируемых ФНС доходов  федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (41,7%) и налога на добычу полезных ископаемых (37,6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-феврале составили 31,9 млрд рублей, увеличившись на 56,1%. Зачисление ЕСН в федеральный бюджет за первые два месяца снизилось на 6,1% до 37 млрд рублей.

Снижение поступлений  обусловлено тем, что в январе 2005 года производилась уплата налоговых платежей года по более высокой ставке - 14%. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-феврале поступило на 194,8 млрд рублей, что на 29,2% превышает прошлогодние показатели. Возмещено налогоплательщикам по налоговой ставке 0% 99 млрд рублей, что в 2,1 раза больше соответствующего периода 2005 года.

Поступление акцизов  в федеральный бюджет составило 15 млрд рублей и выросло на 32,9%. Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию было администрировано на 0,5 млрд. рублей, что на 24,8% меньше, чем в 2005 году. Поступление акцизов на табачную продукцию, производимую в РФ, увеличилось в 1,3 раза, или на 5,7 млрд. рублей, акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) - на 25,6% , или на 7,7 млрд рублей.

НДПИ поступило в  федеральный бюджет на 175,4 млрд рублей, в том числе на добычу: нефти - 15723 млрд рублей; газа горючего природного - 15,8 млрд рублей; газового конденсата из всех видов месторождений - 1 млрд рублей. По сравнению с прошлым  годом поступления НДПИ как в целом, так и по налогу на добычу нефти выросли в 2,2 раза.

Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд РФ, поступило  на 95,4 млрд рублей, что на 32,9% больше, чем в январе-феврале 2005 года. В  Фонд социального страхования поступило 8,6 млрд рублей (рост на 31,3%), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6,1 млрд рублей (рост в 2,2 раза) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 13 млрд рублей (рост на 7,9%). [ 5]

 

    1. Анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений

Налоговая система Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

Одним из основных факторов увеличения налоговых поступлений  является работа МНС России по совершенствованию  методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и созданию рационального механизма планирования поступлений налогов и с боров в бюджетную систему Российской Федерации.

Особое значение приобретает  анализ поступления налогов и  сборов при осуществлении налогового планирования, разработок прогнозных оценок поступлений в бюджетную систему России на перспективу.

Переход к рациональной системе бюджетно-налогового планирования и прогнозирования предусматривает  учет реальной налоговой базы и соответствующего налогового потенциала субъектов Российской Федерации, представляющего собой максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Исходной предпосылкой для объективного определения налоговой базы субъектов Российской Федерации и расчета на этой основе налогового потенциала должно быть формирование системы показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков, влияющих на состояние налоговой базы и перспективу ее развития.

Использование данных государственной  статистики по таким показателям  как объем ВВП (ВРП), объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, уровень инфляции (индекс потребительских цен), объем сельскохозяйственной продукции, розничный товарооборот, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий и многие другие, темпы их роста позволит выявить многие факторы, влияющие на поступление налогов и сборов и оценить степень их влияния.

За последние годы в налоговой системе произошел  отказ от планирования поступлений  налогов и сборов «от достигнутого»  к выработке определенных методов (алгоритмов) расчетов поступления налоговых платежей, основанных на анализе и оценке соответствующих налоговых баз и всего налогового потенциала региона. Указанные позиции закреплены в разработанных методиках анализа и планирования налоговых поступлений.[6]

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ

3.1. Применение новых методов налогового прогнозирования

Совершенствование методов  анализа и планирования поступлений  налогов и сборов имеют особое значение, поскольку нереальность (завышенность) плановых  показателей  по сбору налоговых  доходов вызывает  в последующем объективные трудности в их мобилизации, приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему,  а,  следовательно, ставит  под угрозу исполнение расходной части бюджетов.

Одним из основных инструментов, позволяющих поднять на новый  качественный уровень анализ и прогнозирование налоговых поступлений, является Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации, федерального округа и Российской Федерации в целом введенные в промышленную эксплуатацию в текущем году в Министерстве.

Налоговый паспорт в  его современном виде представляет собой информационную базу, позволяющую осуществлять сравнительный анализ по большой совокупности показателей за различные периоды времени как по отдельным годам, так и в динамике за ряд лет с одновременным построением статистических трендов и расчетами прогнозных значений показателей.

Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена с учетом наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов налогового администрирования и обеспечения их сопоставимости  за ряд лет, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов на налоговые характеристики региона в отдельные периоды. 

Кроме того, в программно-информационном комплексе имеется возможность моделировать показатели налоговой базы и поступлений налогов, как на основе динамики предыдущих лет, так и на основе изменения конкретных параметров налоговой базы, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения, а также оценивать влияние возможных изменений на налоговый потенциал отдельных регионов.

Являясь, прежде всего, инструментом для анализа и планирования налоговых органов, Налоговый паспорт будет востребован государственными органами управления субъектов Российской Федерации, финансовыми и экономическими органами как федерального, так и регионального уровня и, кроме того, может быть интересен налогоплательщикам с точки зрения оценки финансового и инвестиционного потенциала регионов. [2]

 
 3.2 Проблемы администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути их решения

Введение  особой процедуры учета крупнейших налогоплательщиков отразилось на них негативно. Фактически появился двойной учет и контроль за крупнейшими налогоплательщиками – и по месту нахождения, и в межрегиональных (межрайонных) налоговых инспекциях, что не предусмотрено налоговым законодательством.
Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков несет в себе риски, связанные с расширением возможностей для политического вмешательства во внутренние дела компаний. Имеет место дублирование системы налоговых органов, поскольку на местах уже создаются отделения межрегиональных (межрайонных) налоговых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, например в виде постов и т. п. К вышеприведенным негативным последствиям можно отнести снижение ответственности тех налоговых органов, на подконтрольной территории которых находятся налогоплательщики, состоящие на учете в другом, межрегиональном (межрайонном) налоговом органе. Качество ведомственной отчетности также ухудшилось, что привело к сложностям при анализе, оценке и прогнозировании состояния налоговых платежей.
Регистрация крупнейших налогоплательщиков в межрегиональных налоговых органах носит дополнительный, вспомогательный характер, а обязательным является только учет налогоплательщиков по их местонахождению, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новое положение о межрегиональных и межрайонных налоговых инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, который в скором времени будет подписан и направлен для государственной регистрации в Минюст России.
Приведем  некоторые данные налогового ведомства. По состоянию на октябрь 2005 г., количество крупнейших налогоплательщиков составляло 2400 организаций, в 2004 г. их было 1772, число компаний федерального уровня увеличилось почти вдвое – с 279 до 551. Крупнейшие налогоплательщики обеспечивают более 50% налогов и сборов в федеральный бюджет. Для осуществления контроля за крупнейшими налогоплательщиками создано 7 межрегиональных и 34 межрайонные налоговые инспекции. На учете в межрегиональных налоговых инспекциях налогоплательщики – организации состоят по отраслевому принципу: занятые в нефтяной, газовой отраслях, энергетике, металлургии, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, оказывающие транспортные услуги и услуги связи.

В целях совершенствования  законодательства и правоприменительной  практики в области налогового администрирования  крупнейших налогоплательщиков сборник материалов конференции будет направлен в Конституционный Суд РФ.[1 ]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По изучению основ  планирования налоговых поступлений  в бюджетную систему страны сделаем  следующие выводы:

-Налоговое прогнозирование включает определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства;

- Ключевым моментом  налогового прогнозирования являются  достоверность информации, методы выявления и досчета скрытого и неформального производства, теневого оборота; группировка корпораций и населения по экономически однородным агрегатам, структура доходов и расходов, дифференцированная структура налоговой базы и т. д.

-Процесс налогового планирования базируется на общеэкономических методах: экономического анализа поступления налогов,  экспертных оценок, корреляция, ранжирование и др.

Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование