Налоговое право Российской Федерации, его источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении, а также изучение субъектов налогообложения.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на первом месте  называется обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы.

Вместе с тем, налогообложение  некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязанности.

Это касается субъектов предпринимательской  деятельности (инвесторов) в области  пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и  государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции, взимание ряда налогов и других обязательных платежей (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.) заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции».

Налоговым кодексом РФ урегулированы  и обязанности налоговых агентов (ст. 24), за неисполнение которых они несут ответственность. К обязанностям этих участников налоговых правоотношений отнесено:

1) правильно и своевременно  исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2)  в течение одного  месяца письменно сообщать в  налоговый орган по месту своего  учета о невозможности удержать  налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3)  вести учет выплаченных   налогоплательщикам доходов, удержанных  и перечисленных в бюджеты  (внебюджетные фонды) налогов,  в том числе персонально по  каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый  орган по месту своего учета  документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность налогоплательщика  по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.

НК РФ (ст. 44) установил  следующие основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора:

1) уплата налога и (или)  сбора налогоплательщиком или  плательщиком сбора;

2) возникновение обстоятельств,  с которыми законодательство  о налогах и (или) сборах  связывает прекращение обязанности  по уплате данного налога и  сбора;

3)  смерть налогоплательщика  или признание его умершим  в порядке, установленном гражданским  законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

4)  ликвидация организации-налогоплательщика  после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Неспособность юридического лица — коммерческой организации или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом1. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов. НК РФ (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов):

1)  получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию о действующих налогах  и сборах, законодательстве о  налогах и сборах и об иных  актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков,   полномочиях   налоговых   органов   и   их должностных лиц;

2)  получать от налоговых  органов и других уполномоченных  государственных органов письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5)  на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

8)  присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

9)  получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;

10) требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11)  не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном  порядке решения налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

13) требовать соблюдения  налоговой тайны;

14) требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не является исчерпывающим. НК РФ подчеркивает, что налогоплательщики имеют также иные права, установленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Особо отмечается, что плательщики  сборов имеют те же права, что и  налогоплательщики.

Основной задачей налоговых  органов является обеспечение поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы на основании НК РФ наделены следующими правами (ст. 31):

—   требовать от налогоплательщика  или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и  уплаты налогов;

—   проводить налоговые  проверки;

—   при проведении налоговых проверок у налогоплательщика  или налогового агента производить  выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

—   вызывать  в  налоговые  органы  налогоплательщиков  и  иных обязанных лиц для дачи пояснений  в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов  или налоговой проверкой;

—   приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;

—   осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;

—   определять суммы  налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем, на основании имеющейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений;

—   требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, контролировать выполнение указанных требований;

—   взыскивать недоимки по налогам и пени в порядке, установленном Кодексом;

—   контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

—   требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании  сумм налогов  и пени;

—   привлекать для  проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

—   вызывать в качестве свидетелей лиц для проведения налогового контроля;

—   заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

—   создавать налоговые  посты.   

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

—   о взыскании налоговых  санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

—   о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

—   о ликвидации организации  и в других случаях, предусмотренных НК РФ;

—   о признании сделок недействительными и о взыскании  в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества;

—   о взыскании задолженности  по налогам, пеням и штрафам, числящейся за дочерними предприятиями, с соответствующих основных организаций;

—   о досрочном расторжении  договора о налоговом кредите  и об инвестиционном налоговом кредите  и в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

В круг обязанностей налоговых  органов входят:

—   соблюдение законодательства о налогах и сборах;

—   осуществление контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

—   ведение в установленном  порядке учета налогоплательщиков;

—   проведение разъяснительной  работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, разъяснение порядка заполнения отчетности и исчисления и уплаты налогов и сборов;

—   осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм налогов, пеней  и штрафов;

—   соблюдение налоговой  тайны;

—   направление налогоплательщику  и иному обязанному лицу копии  акта налоговой проверки и решения  налогового органа, а также налоговое  уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Министерство РФ по налогам  и сборам и его территориальные  органы ведут единый государственный  реестр налогоплательщиков. Правила его ведения утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

СЗРФ. 1999. №11. Ст. 1307.

При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение преступления в области налогообложения налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ).

Аналогичные права и обязанности  имеют таможенные органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.                                                  

Важная роль в реализации законодательства о налогах и  сборах принадлежит банкам. Впервые на законодательном уровне были специально урегулированы Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» обязанности и ответственность банков в области налогообложения. Теперь такие нормы содержатся в НК РФ (ст. 60, 86, 132—136 и др.), получив более детальное содержание с рядом уточнений и изменений.

Банки выполняют в области  налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ).

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании  налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

На банки возложен и  ряд обязанностей, обусловленных  проведением мер по противодействию легализации полученных преступным путем доходов, негативно отражающейся и на процессе налогообложения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) Доходов, полученных преступным путем» банки должны обеспечивать фиксирование и хранение информации об операциях с денежными средствами на сумму 600 тыс. руб. и выше, а также представление ее уполномоченному органу — Комитету по финансовому мониторингу. При этом банкам запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных Налоговым  кодексом обязанностей он устанавливает  ответственность банков.

В связи с проведением  налоговыми органами учета налогоплательщиков в целях налогового контроля банки не вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок.

НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся:

Информация о работе Налоговое право Российской Федерации, его источники