Налоговое право Российской Федерации, его источники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении, а также изучение субъектов налогообложения.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

—   нарушение порядка  открытия счета (в частности, открытие счета без предъявления свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе);

—   нарушение срока  исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

—   неисполнение решения  налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;

—   неисполнение  банком  решения о взыскании  налога,  а также пени;

—   непредставление  налоговым органам сведений о  финансово-хозяйственной   деятельности   налогоплательщиков-клиентов банка.

Ответственность банков по НК РФ за эти нарушения законодательства установлена Кодексом в виде санкций, выраженных в разных формах и размерах: штрафах в твердых денежных суммах

Помимо этого, КоАП РФ устанавливает  ответственность должностных лиц банков в виде наложения административного штрафа: за нарушение порядка открытия банком счета организации или индивидуальному предпринимателю от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога (или сбора) — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.7, 15.8, 15.9 Кодекса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Ответственность и защита прав налогоплательщиков.

 

Неисполнение налогоплательщиками  своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством санкций как мер ответственности за налоговые правонарушения, а также мер к принудительному взысканию недоимок по налогам. Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество налогоплательщика. Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день. Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном. Налоговые санкции выражены в форме денежных штрафов.

Постановлением Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. признаны конституционными нормы п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О федеральных  органах налоговой полиции» о  взыскании в бесспорном порядке  недоимок по налогам и пени с организаций. Однако применение такого порядка без  их согласия при взыскании штрафных финансовых санкций суд счел противоречащим Конституции РФ.

Налоговый кодекс РФ (раздел VI), введший понятия налогового правонарушения и налоговой санкции, существенно изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответственности за правонарушения в данной сфере.

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ст. 106 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут  организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса.

Физическое лицо может  быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Срок давности применения ответственности за совершение налоговых правонарушений составляет три года.

Кодекс предусматривает  виды налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. 116—129), включая  в их перечень правонарушения, совершенные  не только налогоплательщиками, но и другими лицами (свидетелями, экспертами и т.д.).

Особо следует отметить, что согласно Кодексу налоговым  правонарушением может быть признано лишь виновно совершенное противоправное действие (или бездействие), чем положен конец спорам о необходимости учета вины в данных правонарушениях.

Среди налоговых правонарушений называются: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление  налоговой декларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и др. Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах.

Налоговые санкции применяются  по решению налоговых органов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда. Это относится ко всем налогоплательщикам — и организациям, и физическим лицам.

Рассмотренные налоговые  санкции представляют разновидность финансово-правовых санкций.

Следует иметь в виду, что за совершенные в сфере  налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Что касается организаций, то привлечение их к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Так, КоАП устанавливает  ответственность должностных лиц  организаций в виде административного  штрафа за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; за нарушение  срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; за нарушение срока представления  декларации; за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Вместе с тем, при нарушении  прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности их защиты в административном или судебном порядках.

К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов относится  обжалование действий налоговых  органов. НК РФ, опираясь на ранее принятое законодательство и Конституцию  РФ, конкретизировал процедуру их обжалования.

Кодекс закрепляет право  каждого налогоплательщика (или  налогового агента) обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента они нарушают его права.

По усмотрению налогоплательщика  с жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), то есть в административном (внесудебном) порядке, или в суд.

При этом жалоба в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую  подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предусмотренном федеральным  законодательством, могут быть обжалованы и нормативные акты налоговых  органов.

Организации и граждане при  использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как публичных правоотношениях) согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ  вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статуса юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При других обстоятельствах  граждане могут подать исковые заявления  в суд общей юрисдикции, в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Рассмотрение этих дел  производится в порядке гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных вышеназванным законодательством.

Важная роль в защите прав налогоплательщиков (как и других субъектов налогового права) принадлежит Конституционному Суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Это относится и к сфере налоговых правоотношений. Конституционный Суд РФ разрешил ряд таких дел (например, касающихся порядка принудительного взыскания недоимок по налогам и связанных с ними санкций, сроков введения в действие норм законодательства о налогах, не конституционности некоторых актов об установлении сборов и др.).

Широко используется и  административный порядок обжалования действий налоговых органов, как более оперативный. К тому же, как отмечалось выше, налогоплательщик не лишается права обратиться в суд. Этот порядок урегулирован ПК РФ. Он состоит в следующем.

Жалоба на акт налогового органа, действие или бездействие  его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины его пропуска.

Если лицо, подавшее жалобу, отзовет ее до принятия решения, то оно лишается права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Жалоба должна быть рассмотрена  в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней.

Однако подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но налоговый орган (должностное лицо) вправе приостановить полностью или частично их исполнение, если имеются достаточные основания считать данные акты или действия не соответствующими законодательству.

Права налогоплательщиков на защиту своих законных интересов обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. За неправомерные действия или бездействие они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Существенной стороной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков являются предусмотренные законодательством гарантии возмещения им убытков, причиненных неправомерными действиями (решениями) или бездействием работников налоговых органов при исполнении своих служебных обязанностей. Эти убытки должны возмещаться за счет средств федерального бюджета .

В целях защиты своих прав налогоплательщик может обратиться в органы прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за исполнением законов, включая и налоговое законодательство, за соблюдением прав гражданина, в том числе органами контроля и их должностными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная тема, о субъектах налогового права их прав и обязанностей позволяет сделать ряд выводов:

  • Правовой статус субъектов в данной сфере не равны и подчиняются методу императивного воздействия, одних субъектов (РФ (уполномоченные органы и должностные лица), ее субъекты (их уполномоченные органы) и ОМС (их должностные лица)) на других субъектов (физических лица и их представителей, юридических лица (в т.ч. налоговых резидентов), налоговых агентов и налоговых представителей).
  • Уплата налога - это обязанность налогоплательщика, при этом у него сохраняется возможность снижения или ликвидации налогового бремени посредством использования льгот.
  • Налогообложение и совокупность правоотношений, с ним связанных, возникают не на основе политико - правовой связи субъектов налогообложения (гражданство) а на основе из финансового взаимодействия.
  • Субъекты налогового права несут ответственность за совершение преступлений и / или правонарушений в сфере налогообложения.
  • Защита нарушенных прав осуществляется посредством обращения заинтересованных субъектов в административном порядке (налогоплательщики) в вышестоящие налоговые органы; и в суд (налогоплательщики и налоговые органы).
  • Многократное налогообложение одного и того же субъекта по одному и тому же основанию не допускается.
  • Налогообложение является монополией управомоченных субъектов (налоговые органы) и поэтому влияние на этот процесс неуправомоченных на то субъектов (налогоплательщики) отсутствует.

Так же выводом служит факт внесения изменений в НК РФ в декабре 2010 года, который свидетельствует  о приоритетности регулирования  данной сферы законодательства по сравнению с остальными отраслями права. Обоснованием данного вывода служит факт формирования бюджета преимущественно из налоговых поступлений.

Основным же вывода данной работы является констатация факта  недостаточной информированности  населения страны о системе налогообложения, наличия льгот, расходования бюджетом средств налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник под ред. Алехина Э.В. Пенза 2010

2. Гражданское право. В 3 томах. Том 2 под ред Аверченко Н.Н., Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Арсланов К.М.М.: ТК-Велби, 2009. - 880 с.

3. Камеральная налоговая проверка / Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А. - М.: Финансовая газ., 2010. - 47 с.

4. Комментратий к налоговому кодексу РФ/ Под ред. С.В. Земляченко. - М.: Кодекс, 2011. - С. 24.

5. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений. Евтушенко В.Ф. Юриспруденция -2009

6. Налоговое право: Учебное пособие. Демин А.В. - Юрлитинформ, 2010.

7. Налоговое право (учебник) - Крохина Ю.А.: Юрайт 2011 г.

8. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 451 с.

9. Налоговое право России. (учебник) под ред Еналеева И.Д., Сальникова Л.В: Издательство Юстицинформ: 2009

10. Налоговое право России - Учебник для ВУЗов - Крохина Ю.А. - 2010

11. Налоги и налогооблажение: теория и практика. учебник под ред Пансков В.Г. 2011 год.

12. Налоги и налогообложение. / И.М. Александров. - М.: «Дашков и Ко», 2009.

13. Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 45. М., 2010

14. Финансовое право Российской Федерации: Учебник для вузов. / Под ред. М.В. Карасевой. - М.: НОРМА, 2010. - С. 122 - 126.

15. Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. Химичевой. Н.И.М.: Норма, 2011. - С. 284

16. http://www.alleng.ru/d/jur/jur067.htm

17. http://base.garant.ru/10900200/

18. http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

19. http://constitution.kremlin.ru/


Информация о работе Налоговое право Российской Федерации, его источники