Налоговые платежи предприятий в бюджет и вопросы их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема "переноса налогового бремени" (чаще всего богатых обвиняют в том, что они "перекладывают" налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов.

Файлы: 1 файл

Чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой  каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема "переноса налогового бремени" (чаще всего богатых обвиняют в том, что они "перекладывают" налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация -- обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов  налоговых платежей -- проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов -- это только часть более крупной -- главной -- задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента -- финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в  долгосрочном и краткосрочном периоде  при любом выпуске) и недопущение  штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью  начисления и своевременностью уплаты налогов.

"Минимизация налогов" -- термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер "прибыли для целей налогообложения".

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет  достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой  оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед  внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Цель минимизации налогов -- не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги "в лоб", т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта  зависимость не всегда бывает такой  прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов  приведет к увеличению других, а  также к финансовым санкциям со стороны  контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

В соответствии с выше изложенным, цель курсовой работы - рассмотреть налоговые платежи и особенности их оптимизации.

Актуальность темы исследования. В  течение последних лет основой  государственной политики в области  налогообложения, являлось стремление к совершенствованию налоговой  системы, которая по-прежнему избыточно  ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим - прежде всего, функции  стимулирования роста конкурентоспособности. В Бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию РФ из года в год глава государства указывает на это, выделяя среди основных направлений налоговой политики снижение совокупной налоговой нагрузки на предприятия [послание], отмечая при этом то, что налоговая система должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и увеличения инвестиционной активности предприятий [1, c.98].

В то же время предпринимаемые на протяжении двух последних десятилетий  меры, связанные с изменением российской налоговой системы, не привели к  развитию стимулирующей функции  налогов. Российскую систему налогообложения  в процессе ее реформ не избавили от такого серьезного недостатка, как  высокий уровень изъятия доходов  и недостаток налоговых льгот. Это  привело к потере предприятиями, вынужденными отчислять большую  часть доходов в бюджет в виде налоговых платежей, финансовой устойчивости, произошел спад инвестиционной активности, отмечены низкие темпы развития и  внедрения новых технологий, образование  большой кредиторской задолженности  у предприятий по налоговым платежам. На макроуровне высокая налоговая  нагрузка привела к формированию и интенсивному развитию теневого сектора  экономики. Система же налогообложения, напротив, призвана способствовать выходу предприятий из "тени" и не должна разорять тех, кто уплачивает налоги в соответствии с законодательством. Кроме того, для российской экономики  характерно то, что сырьевые и обслуживающие  их отрасли имеют высокую конкурентоспособность, которая обеспечивается не только благодаря  возрастающему уровню управленческих решений руководителей компаний, но и мировыми ценами на нефть, газ, металлы. Эти отрасли находятся  в более благоприятных условиях, чем другие. Эффективная налоговая  система обеспечивает финансовыми  ресурсами необходимые потребности  бюджета, стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов [17, с.99]. Её влияние в последнем случае во многом определяется налоговой нагрузкой, которая является существенным и  иди кагором налогового климата. Налоговая нагрузка важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, ею взаимодействие с бизнесом. Этим объясняется всеобщий живой интерес  к налоговой нагрузке на экономику  страны в целом и ее определению  на микроуровне.

В настоящее время в России налоговая  нагрузка на макроуровне характеризуется  долей налогов в валовом внутреннем продукте (далее -- ВВП), исчисляемой на базе показателей развития экономики страны. В то же время нет единого подхода в отношении методологии её определения на микроуровне -- на уровне хозяйствующих субъектов. Сегодня нет общепринятой методики исчисления абсолютной и относительной налоговой нагрузки организации.

В литературе имеются методики определения  налоговой нагрузки на экономические  субъекты, которые различаются составом налогов, включаемых в расчет, а также  выбором базового показателя деятельности организаций, с которым соотносится  сумма налогов. В этой связи представляет немалый интерес анализ налоговой  нагрузки на экономику России, характеризующей  эффективность её налоговой системы, а также определение универсальною  показателя налоговой нагрузки, позволяющего сравнивать уровни налогообложения  в организациях различных отраслей народного хозяйства.

Общепринятая методика расчета  налоговой нагрузки позволяла бы организациям самостоятельно рассчитывать и оценивать ее уровень, обосновывать управленческие решения, а также  прогнозировать эту нагрузку на перспективу. В случае необходимости организации смогли бы оптимизировать налоговую нагрузку путем применения различных законных методов.

Степень разработанности проблемы. В отечественной экономической  литературе сущность налогов и процессы налогообложения, рассмотрены в  научных трудах А. В. Аронова, А. Д. Аюшиева, А. В. Брызгалина, В. В. Глухова,И. В. Дольдэ, Е. Н. Евстигнеева, Г. Карпова, А. П. Киреенко,Г. П. Комаровой, И. М. Кулишера, И. X. Озерова, Л. П. Окуневой,Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, М. В. Романовского, Б. М. Сабанти,В. Л. Салина, Т. В. Сорокиной, Г. М. Тарасовой, И. И. Тургенева,М. И. Фридмана, Д. Г. Черника, Т. Ф. Юткиной, П. И. Янжула и др.

Теоретическим и практическим вопросам налогообложения посвящены также  труды зарубежных ученых: А. Вагнера, К. Гока, К. Маркса, У. Петти, Д. Рикардо, К. Родбертуса, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стиглица.

Недостаточная изученность теоретического и практического материала приводит к тому, что нераскрытыми остаются методология и конкретные механизмы  влияния налоговой нагрузки. В  связи с этим все более актуальными  становятся проблемы совершенствования  налоговой системы России, законодательства о налогах и сборах, уровня налоговой  нагрузки на основе целенаправленного  взаимодействия органов исполнительной и законодательной властей.

Практическая потребность в  изучении влияния налоговой нагрузки, определила цели, задачи, объект, и предмет  данного исследования.

Целью дипломной работы является изучение налоговых платежей организации  и разработка предложений по ее снижению.

Исходя из определенной цели, были определены и решены следующие задачи:

1. раскрыта сущность и рассмотрены  существующие методы оценки налоговой  нагрузки;

2. раскрыто содержание налоговой  оптимизации как метода снижения  налоговых платежей организации;

3. проведен анализ международной  практики оптимизации налогообложения;

4. раскрыто влияние налоговой  политики государства на налоговую  нагрузку предприятий;

5. проведен анализ системы налогообложения  на исследуемом предприятии;

6. проведен расчет налоговой  нагрузки РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч" по методике Министерства финансов, …;

7. разработаны рекомендации по  оптимизации налоговой нагрузки  РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч";

8. рассмотрено применение информационных  технологий в налогообложении  на предприятии.

Хронологические рамки исследования: период 2007-2009 гг.

Объектом исследования является РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч"

Предметом исследования - система  отношений, складывающихся в процессе оптимизации налоговых платежей предприятия.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют фундаментальные  положения, посвященные вопросам оценки налоговых платежей и схем оптимизации  налогов. При разработке основных положений  и рекомендаций учитывались научные  исследования отечественных ученых в области налогового контроля, а  также законодательные и нормативные  акты, регулирующие различные аспекты организации налоговых органов и тематические публикации в периодической печати.

В работе использовались следующие  методы научных исследований: системный  подход, методы классификации, анализ и синтез, метод аналогий, метод  наблюдения и сравнения, методы статистической обработки данных.

Информационной базой дипломной  работы послужили статистические данные Российской службы государственной  статистики, сборники статистических материалов по Карачаево-Черкесской республике, нормативные и правовые документы, интернет-ресурсы, документы бухгалтерской отчетности и налоговые декларации РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч".

Практическая значимость дипломной  работы. В рамках дипломной работы проведен анализ налогообложения конкретного  предприятия, а так же произведены  расчеты его налоговой нагрузки. По результатам проведенного анализа  выявлены основные проблемы налогообложения  организации и пути его совершенствования, через оптимизацию налогообложения.

Объем и структура работы обусловлены  целью и задачами исследования.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, включает 1 приложений, 12 таблиц, 9 рисунков, 7 формул расчета общим  объемом 103 страниц машинописного  текста.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  налогообложения предприятий

1.1 Генезис налогообложения организаций  в РФ

В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стране возникает  сеть государственных учреждений, в  том числе финансовых, и государство  берет часть функций на себя: устанавливает  квоту обложения, наблюдает за процессом  сбора налогов, определяет этот процесс  более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет  в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила  обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Информация о работе Налоговые платежи предприятий в бюджет и вопросы их оптимизации