Налоговые платежи предприятий в бюджет и вопросы их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема "переноса налогового бремени" (чаще всего богатых обвиняют в том, что они "перекладывают" налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов.

Файлы: 1 файл

Чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка[17,].

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Экономическое развитие большинства  стран к концу XX в. столкнулось  с рядом серьезных трудностей, и одним из приоритетных направлений  выхода из сложившейся ситуации явилось  расширение сферы и масштабов  деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой по структуре  и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским  предпочтениям, производить широкую  номенклатуру конкурентоспособных  изделий и услуг, использовать современную  технику и технологию.

Необходимость адекватной реакции  на изменения рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса  и выход на первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности  малых предприятий может быть реализована лишь через налоговую  политику, которая учитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.

Налогообложение в РФ

История налогообложения насчитывает  тысячелетия. С момента возникновения  государства налог стал единственно  возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных  основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты. Суть налогов всегда была плата юридических и физических лиц в пользу государства за право  тои или иной деятельности, за имеющееся  в их собственности имущество.

Государство, как получатель налогов, устанавливало правила их исчисления и уплаты налогоплательщиками, то есть форма, и порядок их взимания всегда были узаконены в том или ином виде. Закон определял плательщиков налогов, объекты налогообложения, размер и способы взимания налогов. Налоги стали мощным орудием в  руках тех, кто вырабатывает социально-политические и экономические ценности и приоритеты в государстве.

Но наряду с законами в Российской Федерации действует целый ряд  других нормативных документов по вопросам налогообложения (инструкции Госналогслужбы, законы субъектов РФ, решения органов  власти местного самоуправления, письма и разъяснения Госналогслужбы и  Высшего арбитражного суда и т.д.). Работа с таким количеством нормативных  документов требует знаний теоретических  основ налогообложения и большого практического опыта.

Закон Российской Федерации "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" [4,] определяет общие принципы построения налоговой системы в  Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины  и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В нем в частности  говорится, что "под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемыми законодательными актами".

Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории  плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги"[4].

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.

"Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  отдельных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика,  операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами,  имущества юридических и физических  лиц, передача имущества, добавленная  стоимость продукции, работ и  услуг и другие объекты, установленные  законодательными актами"[4].

По налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум объекта  налога;

- изъятие из обложения определенных  элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога  отдельных лиц или категории  плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный  период);

- целевые налоговые льготы, включая  налоговые кредиты (отсрочку взимания  налогов);

- прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие "налоговое бремя".

Налоговое бремя - это величина налоговой  суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика. В 80-х-90-х  годах на Западе в большинстве  стран идет снижение ставок налогов. В результате, если в целом по ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) фирмы выплачивали  в 1986 году в счет налогов 46% своей  прибыли, то в 1990 году - 36, а в 1993 году - 31%. В России сейчас налоговое бремя  распределено крайне неравномерно. Основная масса его приходится на юридические  лица.

Законом "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" [4] введена трехуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц.

Первый уровень -- это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень -- налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот еще несколько лет назад. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень -- местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Перечисленные  налоги создают основу финансовой базы государства.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует  мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом  на имущество юридических лиц  и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется  и такая практика, как в России.

Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, налог на рекламу и далее -- большая группа прочих местных налогов.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании -- это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и  организаций делится между федеральным (11%), региональным (19%) и местным (5%) бюджетами.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических  лиц является местным налогом  и 100% его поступлений направляется в местные бюджеты.

Начиная с древних времен и практически  до XVIII века, налоги в России носили исключительно фискальный характер. Об этом свидетельствуют исторические факты существования дани с конца IX века, различного рода податей, сборов и повинностей: в эпоху Золотой  Орды - выход, ям, дорожная пошлина и  другие; в XII-XIX вв. - оброчная система; с XV века - система откупов (таможенные, соляные и винные), представляющих собой передачу купцам-откупщикам права на взимание государственных сборов с населения, а также права па осуществление реализации определенных товаров; посошное и подворное обложение; в XVI-XVII вв. - система натуральных повинностей (дорожная, трудовая, гужевая, земские и мирские повинности) [24].

При Петре I в сфере налогообложения  происходят радикальные изменения - вводятся новые виды налогов (горная подать, гербовые сборы, гильдейский  сбор, пробирная пошлина, налог на бороды), реформируется организационная  система сбора налогов (учреждаются  финансовые коллегии), были заложены основы системы местных налогов и  сборов. В это же время начинает формироваться система научных  представлений о налогах, что  находит отражение в работе русского экономиста и публициста И. Т. Посошкова Древнерусские летописи употребляют термин ?дань? прежде всего в смысле военной контрибуции, которой облагались покоренные племена и первые русские князья, впоследствии дань приобретает характер подати, уплачиваемой населением государству.

В XII-XIII вв. получает распространение  натуральный оброк - один из видов  феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. В XV-XVI вв. натуральный  оброк заменяется денежным оброком. После реформы 1861г. оброк был заменен  на выкупные платежи.

Посошное обложение получил свое название от ?сохи? - единицы обложения в Московском государстве, под которой понималось либо количество труда (фиксированное количество крестьян-работников), либо определенный размер обрабатываемой земли, либо самостоятельные хозяйственные единицы (кузницы, невода, лавки и др.). В 1679г. посошное обложение окончательно заменено подворным, существенно расширившим круг налогоплательщиков за счет ?задворных? и ?деловых? людей, обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство.

Книга о скудости и богатстве (1724г.). Автор предлагал содействовать  развитию отечественной промышленности, строительству промышленных предприятий  за счет государства и частных  лиц, выступал за усиление протекционизма в сфере торговли и более равномерное  распределение налогового бремени. Таким образом, можно сказать  о том, что в этот период значения регулирующей функции налогов повышается. В период правления Александра III (1881-1894) министрами финансов Н. X. Бунге, а впоследствии И. А. Вышнеградским в сфере налогообложения были осуществлены следующие мероприятия: снижаются выкупные платежи для улучшения благосостояния сельского населения, для уменьшения налогового бремени издается Высочайший Манифест о прошении недоимок по окладным сборам, для усиления протекционистской политики повышаются ввозные таможенные пошлины [27].

Деятельность С. Ю. Витте на посту  министра финансов (1892-1903) в период царствования Николая II ознаменовалась огромным увеличением  бюджета, широким развитием государственного хозяйства и реформами в области  финансового законодательства. Так, за период с 1892 по 1902 гг. рост государственного бюджета составил 114,5%, среднегодовое  увеличение - 10,5%, тогда как в предшествуюшие годы среднегодовое увеличение бюджета составляло от 2,7 до 5% . При С. Ю. Витте были заключены торговые договоры с иностранными государствами (Франция, Германия, Австро-Венгрия и др.), которые предусматривали взаимные торговые преференции. В числе мер, предложенных П. А. Столыпиным для увеличения доходов государственного бюджета, были намечены такие, как повышение акцизов на водку и вина с целью уменьшения их потребления населением; введение прогрессии в подоходном налогообложении с тем, чтобы малоимущие классы были бы по возможности совершенно освобождены от всяких налогов; установление сравнительно небольшого налога с оборота, как в пользу государственного бюджета, так и в пользу местных бюджетов [27].

Информация о работе Налоговые платежи предприятий в бюджет и вопросы их оптимизации