Налоговые проверки как основная форма проведения налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении процесса планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение сущности, цели и задач налогового контроля;
- рассмотрение законодательного регулирования выездных налоговых проверок;
- выявление методики проведения выездных налоговых проверок;
-рассмотрение процедуры налоговых проверок и привлечения к ответственности;

Содержание работы

Введение 2
1. Налоговый контроль в системе налогового администрирования…………………………….....................................................2 1.1 Сущность, цели и задачи налогового контроля.; 3
1.2.Функции налогового администрирования. 5
1.3 Виды налогового контроля. 8
2. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 12
2.1. Виды налоговых проверок и их сравнительная характеристика. Особенности осуществления налоговых проверок и оформление их результатов. 12
Выездная налоговая проверка. 22
Заключение. 31
Список используемых источников. 33

Файлы: 1 файл

курсач по налоговому администрированию.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

2. По объекту налоговый  контроль можно разделить на комплексный и тематический:

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематическая  проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.

3. По характеру контрольных  мероприятий налоговый контроль  подразделяется на плановый и  внеплановый (внезапный):

Плановый  контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

4. Кроме этого, налоговый  контроль можно также определить  как сплошной и выборочный:

Сплошной  налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.

Выборочный  налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

Однако если выборочной проверкой  устанавливаются серьезные нарушения  налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия  провести сплошную проверку.

5. Также налоговый контроль  подразделяется на камеральный и выездной:

Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа.

Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют  налоговому органу использовать разнообразные  методы контрольной деятельности и  соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно  на предприятиях способствуют повышению  уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой  контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой  аппарат работников налоговых органов  не в состоянии одновременно проверить  значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что  он позволяет с наименьшими затратами  времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых  деклараций и других документов.

6. Принимая во внимание  источники данных, предлагается  классифицировать налоговый контроль  на документальный и фактический:

Документальный  контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах.

При помощи фактического контроля достигается всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов.

Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые  органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно  документальный контроль, последнее  время все чаще прибегают к  контролю фактическому.

7. В зависимости от  субъектов налогового контроля  его можно подразделить на:

-контроль налоговых органов,

-контроль таможенных органов,

-контроль органов государственных внебюджетных фондов,

-контроль финансовых органов,

-контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

8. Налоговый контроль  подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.

9. По периодичности проведения  налогового контроля различаются  первоначальный и повторный.

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год.

Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

10. Наконец, отдельные  специалисты стали выделять такой  вид, как внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым экспертом организации-налогоплательщика. В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета.

 

 2. Налоговые проверки как основная форма налогового контроля.

2.1. Виды налоговых проверок  и их сравнительная характеристика. Особенности осуществления налоговых проверок и оформление их результатов.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  два вида налоговых проверок: камеральная  и выездная. Они различаются как  по месту и методу проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика  путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете  плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или  косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых  декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок

 
 

 

 
^ Камеральная налоговая 
 
проверка

 
Выездная налоговая 
 
проверка

 
1. Субъект

 
Территориальные налоговые 
 
органы

 
Налоговые органы всех уровней

 
2. Объект

 
Совокупность финансово-хозяйственных  операций только за отчётный период

 
Совокупность финансово-хозяйственных  операций за весь проверяемый период, но не более трёх лет, предшествующих году проведения проверки

 
3.Основание 
для проведения

 
Специального решения 
 
не требуется

 
Решения руководителя 
 
налогового органа

 
4. Периодичность

 
Регулярно с периодичностью представления  отчётности

 
Выборочно по 
 
мере необходимости

 
5.Место проведения

 
Место нахождения 
 
налогового органа

 
Место нахождения 
 
налогоплательщика

 
6. Категория проверяемых налогоплательщиков

 
Все налогоплательщики

 
Юридические лица и 
 
индивидуальные предприниматели

 
7. Используемые мероприятия

 
Мероприятия, не связанные с нахождением  на территории налогоплательщика

 
Любые, установленные 
 
НК РФ мероприятия


 

Кроме приведенной классификации, выделяет следующие виды проверок:

1. Встречная проверка.

2. Контрольная проверка - проверка устранения проверяемым  субъектом нарушений, выявленных  в ходе предыдущей проверки.

3. Совместная проверка - проверка, проводимая несколькими контролирующими  (надзорными) органами.

4. Дополнительная проверка - проверка обстоятельств, на которые  ссылается заявитель в возражениях  по акту проверки либо в  жалобе на решение по акту  проверки.

5. Внеплановая тематическая  оперативная проверка.

При проведении проверок должностные  лица налоговых органов обязаны:

- действовать в строгом  соответствии с законодательством;

- не нарушать права  и законные интересы плательщика  (иного обязанного лица), быть  вежливыми, внимательными и корректными  с плательщиком (иным обязанным  лицом) или его представителями,  не унижать их чести и достоинства;

- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, пеней, а также контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;

- в порядке, установленном законодательством, проводить налоговые и выездные проверки;

- требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранения выявленных нарушений налогового законодательства, а также иных правонарушений и контролировать исполнение этих требований;

- передавать (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым и иным законодательством сроки лично (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения или о дате направления соответствующей заказной корреспонденции по месту жительства или по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица);

- соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах) в соответствии со статьей 79 НК;

- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

- передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы проверок по фактам нарушений;

- взыскивать в порядке, установленном НК, неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, пеней;

- исполнять вынесенные должностными лицами налогового органа постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения и штрафа.

При проведении проверок должностные  лица налоговых органов имеют  право:

- получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимую для проверки информацию и (или) документы, касающиеся деятельности и (или) имущества проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

- вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

- заявлять ходатайства  о лишении организаций и индивидуальных  предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных  видов деятельности;

- заявлять ходатайства о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

- получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

- при проведении проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие документы бухгалтерского и (или) налогового учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке и случаях, установленных законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

- приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках в случаях и порядке, установленных статьей 53 НК;

- доступа проверяющих на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);

- назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

- в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

Информация о работе Налоговые проверки как основная форма проведения налогового контроля