Налоговые споры и практика их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение самого понятия налоговый спор и его классификации. Основными задачами исследования являются:
изучение понятия налогового спора;
определение классификации налоговых споров;
рассмотрение административного порядка разрешения налогового спора;
рассмотрение судебной практики по налоговым спорам.

Содержание работы

ВВЕДНИЕ................................................................................................................3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ
СПОРОВ………………………………………………………………………….5
1.1ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО СПОРА…………………………..……………. 5
1.2.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ …….…………………………………….. 7
1.3.ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ……………...10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ …….13
2.1.АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО СПОРА…………………………………………………………………………...13
2.2.СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО
СПОРА……………………………………………………………………...……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................41

Файлы: 1 файл

налоги курсовая точка.docx

— 84.25 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 154 АПК РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в месячный срок со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству.

Порядок в судебном заседании регламентирован ст. 154 АПК РФ.

Судебные споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами по инициативе налоговых органов могут возникнуть только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Применительно к спорам, вытекающим из правоотношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, такие споры могут возникнуть только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.

Основной перечень исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суд, установлен в подпункте 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса.

Пунктом 3 ст. 46 Налогового кодекса предусмотрено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса налоговые органы также вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Одновременно п. 11 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражные суды иски:

  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Кроме того, налоговые органы вправе обращаться в арбитражный суд за взысканием административного штрафа. Порядок обращения налоговых органов в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о привлечении к административной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности установлен в разделе 1 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности" главы 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ.

Обращение налогового органа в арбитражный суд с соответствующими требованиями производится согласно с АПК РФ в рамках двух порядков:[11 стр.68]

  • Общий порядок (в рамках искового производства).

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;
  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
  1. Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (в рамках производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений).

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

    • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пениям и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также заорганизациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
    • о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени;
    • о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика —      физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
    • о привлечении к административной ответственности.

Дела о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей сумм налогов, сборов, пени, штрафов рассматриваются согласно ст. 212 АПК РФ арбитражным судом.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в письменной форме и должно соответствовать общим правилам.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.

Неявка участвующих в деле лиц, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, на основании положений возлагается на налоговый орган.[2 стр.321]

В случае непредставления налоговым органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Решение о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит исполнению после того, как это решение вступит в силу.

Дела по заявлениям налоговых органов о взыскании административных санкций рассматриваются с учетом положений главы 25 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается налоговым органом в письменной форме и должно по общим правилам содержать указание на наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя, его место нахождения.

В заявлении могут сообщаться и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела. К заявлению могут прилагаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

К заявлению о привлечении к административной ответственности прилагаются следующие документы:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении.

Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.

Неявка вышеуказанных лиц, извещенных надлежащих образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления налоговым органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает в судебном заседании, происходило ли событие административного правонарушения и имел ли место факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Решение о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Рассмотрим возможные варианты действий организаций и индивидуальных предпринимателей при обращении налоговых органов в арбитражные суды с исками и заявлениям к ним.

Принятие арбитражным судом определения о принятии иска, заявления свидетельствует о возбуждении арбитражным судом производства по иску, заявлению. В определении указываются дата, время и место судебного разбирательства, приводятся перечень действий, которые лица, участвующие в деле, должны совершить до судебного заседания, и перечень документов, которые надлежит представить вышеуказанным лицам в судебном заседании.

Данное определение направляется истцу, заявителю (налоговому органу), ответчику (организации, индивидуальному предпринимателю) и иным лицам, участвующим в деле, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Отметка о вручении данного определения, проставленная на уведомлении о вручении, является доказательством того, что истец, заявитель, ответчик и иное лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте разбирательства дела.

АПК РФ предусматривает возможность рассмотрения споров как при явке истца, заявителя, ответчика, так при их отсутствии.

При этом согласно п. 2 ст. 119 АПК РФ при неявке в заседание арбитражного суда ответчика (индивидуального предпринимателя, представителей организации), надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсутствие. При этом ответчик вправе представить свои возражения письменно.

При неявке в заседание арбитражного суда истца, заявителя (налогового органа), надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсутствие при наличии заявления истца, заявителя о рассмотрении дела в его отсутствие.

В случае предъявления налоговым органом иска (заявления) организация (индивидуальный предприниматель) имеет два варианта дальнейших действий: признание требований налогового органа либо защита своих прав посредством опровержения позиции налогового органа.

Организация (индивидуальный предприниматель) может защищать свои права в рамках производства по делу в арбитражном суде двумя способами.[2 стр.132]

Первый способ: заключается в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового, посредством только представления возражений против доводов, обосновывающих заявленные налоговым органом требования.

Информация о работе Налоговые споры и практика их разрешения