Налоговые споры и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.
Задачами будут являться изучение понятия «налогового спора», его разновидности, возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров …………....4
2. Административный порядок разрешения налогового спора………………..8
3. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………….19
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы................

Файлы: 1 файл

новое курсовое.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

 

Д.ю.н., доцент

____________

Болотина Е.В.

 

Должность, учёная

степень

Подпись, дата

Ф.И.О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Налоговое право

На тему: Налоговые споры и пути их разрешения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовую работу выполнил

 

Студент группы

 

____________

 

 

 

Санкт-Петербург

2007


План

 

 

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров …………....4

2. Административный порядок разрешения налогового спора………………..8

3. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………….19

Заключение.............................................................................................................35

Список литературы................................................................................................36


Введение

 

 

За последние годы резко возросло количество судебных споров, связанных с налогообложением. Это явление связано с неясностью и противоречивостью налогового законодательства нашей страны. В такой ситуации у налогоплательщика есть возможность обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц.

Целью этой работы является анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.

Задачами будут являться изучение понятия «налогового спора», его разновидности, возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки.

Актуальность данной темы постоянно растёт, так как ежедневно возрастает количество юридических лиц, увеличивается объём нормативно-правовой базы, а  вместе с этим и количество налоговых конфликтов.

Практическое значение состоит в том, что специфика налоговых споров такова, что они затрагивают экономические интересы государства в целом и значительного круга налогоплательщиков. В связи с этим правильное разрешение данного вида  споров имеет существенное общественное значение. 

 


1.       Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров

 

 

 

За последние годы наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налоговые споры являются, без всякого преувели­чения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел.

Лупарев Е.Б. даёт следующее определение этого явления: «Налоговый спор следует по­нимать как конфликтное публичное правоотношение, свя­занное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых пла­тежей, направленное на защиту интересов налогоплатель­щика, с одной стороны, и публичных финансовых ин­тересов государства и муниципальных образований, выра­жаемых посредством установления и сбора налогов, сбо­ров и иных обязательных налоговых платежей, с другой».[1]

Смысл налогового спора, то есть то, что данное явление обозначает, определяется как правоотноше­ние, включающее в себя финансово-правовые материаль­ные составляющие и административно-правовые процес­суальные составляющие. Иногда сюда могут включаться и конституционно-правовые составляющие, например, когда речь идет о проверке Конституционным Судом РФ конституционности тех или иных положений налогового законодательства.[2]

Анализ судебной практики позволяет разделить сов­ременные налоговые споры на три основные категории:[3]

1)  споры по вопросам права — это такие споры, в ко­торых возникшие между налогоплательщиком и на­логовым органом разногласия связаны с различным

толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);

2)  споры по вопросам факта — это такие споры, в ко­торых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагае­мой деятельности налогоплательщика (например, касающихся содержания, сущности и параметров со­вершенных налогоплательщиком хозяйственных опе­раций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов налогообложения; касающихся достоверности представленных налогоплательщи­ком документов в обоснование своего права на применение налоговых льгот и т. д.);

 

3) процедурные споры — это споры, в которых нало­гоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налого­вых правонарушениях.

 

Следует отметить, что на практике дела по налого­вым спорам обычно имеют комплексный характер (т.е. содержат разногласия как по вопросам права, так и по вопросам факта и (или) по процедурным вопросам).

Кроме того, в последнее время появилась новая раз­новидность споров между налогоплательщиками и на­логовыми органами, которые, хотя и не относятся к налоговым, однако очень сильно схо­жи с ними по своему предметному содержанию - это споры по делам об административных право­нарушениях в области налогов[4].

 

             

 

Так же понятие «налоговый спор» включает в себя[5]:

      споры в связи с взысканием недоимок и пеней по на­логам и сборам;

      споры в связи с взысканием санкций за нарушение налогового законодательства;

      споры в связи с применением предупредительных и пресекательных мер административного принуждения в налоговой сфере;

      споры в связи с проверкой конституционности нало­гового законодательства.

 

Следующим основанием классификации налоговых спо­ров выступает критерий деления споров по органам, их разрешающим.  Налоговые споры можно классифицировать следующим образом:

1. Налоговые споры, разрешаемые в судебном порядке:

а)  налоговые споры, разрешаемые Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизвод­ства;

б)   налоговые споры, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке производства по делам, вытека­ющим из административно-правовых отношений, за­крепленном ГПК РФ[6], а также в порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов, закрепленном ст. 30.1—30.8 КоАП РФ;

в)  налоговые споры (включая обжалование наложен­ных административных наказаний в сфере налогообло­жения), разрешаемые арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ[7];

г)  административно-правовые споры, разрешаемые конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

 

2.  Налоговые споры, разрешаемые в административ­ном порядке.

 

Все налоговые споры могут быть разрешены в судебном порядке независимо от предварительного адми­нистративного обжалования, хотя ранее для актов нало­говых органов устанавливалось предварительное админи­стративное обжалование.[8]

              Таким образом, понятие «налоговый спор» можно определить как «конфликтное публичное правоотношение, свя­занное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых пла­тежей, направленное на защиту интересов налогоплатель­щика, с одной стороны, и публичных финансовых ин­тересов государства и муниципальных образований, выра­жаемых посредством установления и сбора налогов, сбо­ров и иных обязательных налоговых платежей, с другой». Классифицировать налоговые споры можно следующим образом: по объекту (право, факт, процедура), по причине (налог и сбор, взыскание санкций, применение мер, проверка конституционности законодательства), по способу разрешения (административный, судебный).

 


2.       Административный порядок разрешения налогового спора

 

 

Внесудебные налоговые споры возникают по инициативе органи­заций и индивидуальных предпринимателей и сводятся к обжалова­нию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных, лиц налоговых органов вышестоящему должностному лицу налогово­го органа либо в вышестоящий налоговый орган.

Для такого рассмотрения споров в налоговых органах ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США и в Главном налоговом управлении Фран­ции действуют соответствующие службы; в Дании существуют специ­альные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ попытка досудебного урегулирования спора является обязатель­ным условием принятия дела к судебному рассмотрению[9].

В законодательстве большинства стран Организации Экономического и Социального Развития (ОЭСР) условием возникновения у налогоплательщика права на обращение в суд с жалобой на решение налоговых органов является предварительное обжалование в административном порядке.[10]

Согласно действующему законодательству организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов путем подачи жалобы должностному лицу вы­шестоящего налогового органа либо вышестоящему должностному лицу налогового органа, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуется[11].

При применении данных положений следует учитывать, что Налоговый кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплатель­щиком, плательщиком сборов, налоговым агентом в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного (претен­зионного) порядка урегулирования налогового спора.

Кроме того, согласно ст. 138 Налогового кодекса подача налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом — юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем жалобы в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц которого обжалуются, не исключает права вышеуказанных юриди­ческого лица, индивидуального предпринимателя на одновременную или последующую подачу заявления в арбитражный суд в отноше­нии того же предмета и по тем же основаниям.

При этом необходимо учитывать, что такая жалоба может быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом, вышестоящим должност­ным лицом налогового органа, акты, действия, бездействие должност­ных лиц которого обжалуются, только до момента вступления в силу решения арбитражного суда, принятого по заявлению о признании не­законным указанного в жалобе акта налогового органа, действий, без­действия должностных лиц налогового органа. Если в процессе рассмот­рения жалобы на акт налогового органа, действия, бездействие должностных лиц налогового органа рассматривающему жалобу лицу станет известно о вступлении в силу решения арбитражного суда по за­явлению, лицу, подавшему жалобу, будет отказано в ее рассмотрении.

 

Необходимо также принимать во внимание, что на основании ст. 137 Налогового кодекса налогоплательщикам, плательщикам сбо­ров, налоговым агентам — организациям, индивидуальным предпри­нимателям предоставлено право обжаловать только те акты налого­вых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые нарушают их права.

В связи с вышеизложенным акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 Налогового кодекса, не является актом, кото­рый может быть обжалован.

Вместе с тем из положений ст. 140 Налогового кодекса следует, что под ненормативным актом налогового органа, который может быть обжалован налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом — организацией, индивидуальным предпринимателем в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, следует понимать решение налогового органа.

Иные акты налоговых органов, не относящиеся к решениям налого­вых органов, такие как письмо, которым сообщается организации, индивидуальному предпринимателю об отказе в постановке на учет, письмо об отказе в проведении зачета излишне уплаченных сумм налога и т.д., могут быть обжалованы посредством подачи жалобы на действия долж­ностного лица налогового органа, выразившихся в принятии акта, на­рушающего права налогоплательщика, плательщика сборов, налогово­го агента — организации, индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Налоговые споры и пути их разрешения