Налоговые споры и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.
Задачами будут являться изучение понятия «налогового спора», его разновидности, возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров …………....4
2. Административный порядок разрешения налогового спора………………..8
3. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………….19
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы................

Файлы: 1 файл

новое курсовое.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

      о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплатель­щика — физического лица, зарегистрированного в качестве индиви­дуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

      о привлечении к административной ответственности.

Дела о взыскании с организаций и индивидуальных предприни­мателей сумм налогов, сборов, пени, штрафов рассматриваются со­гласно ст. 212 АПК РФ арбитражным судом.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным плате­жам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций пода­ется в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций пода­ется в письменной форме и должно соответствовать общим правилам.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматри­ваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и при­нятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседа­ния лиц, участвующих в деле.

Неявка участвующих в деле лиц, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятст­вием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседа­ние для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основа­нием для взыскания обязательных платежей и санкций, на основании положений возлагается на налоговый орган.[26]

В случае непредставления налоговым органом доказательств, не­обходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитраж­ный суд может истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санк­ций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия орга­на, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правиль­ность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в гла­ве 20 АПК РФ.

Решение о взыскании обязательных платежей и санкций подле­жит исполнению после того, как это решение вступит в силу.

Дела по заявлениям налоговых органов о взыскании административ­ных санкций рассматриваются с учетом положений главы 25 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту житель­ства лица, в отношении которого составлен протокол об администра­тивном правонарушении.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается налоговым органом в письменной форме и должно по об­щим правилам содержать указание на наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя, его место нахождения.

В заявлении могут сообщаться и иные сведения, в том числе номе­ра телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необхо­димы для правильного и своевременного рассмотрения дела. К заяв­лению могут прилагаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

К заявлению о привлечении к административной ответственности прилагаются следующие документы:

      уведомление о вручении или иные документы, подтверждаю­щие направление копии заявления лицу, в отношении которого со­ставлен протокол об административном правонарушении;

      протокол об административном правонарушении.

Дела о привлечении к административной ответственности рассмат­риваются судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления соответствующего заявления в арбитраж­ный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбиратель­ству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседа­ния лиц, участвующих в деле.

Неявка вышеуказанных лиц, извещенных надлежащих образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседа­ние для дачи объяснений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления налоговым органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитраж­ный суд может истребовать их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает в судебном заседании, происходило ли событие административного правонарушения и имел ли место факт его совершения лицом, в отношении которого состав­лен протокол об административном правонарушении, имелись ли ос­нования для составления протокола об административном правона­рушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответствен­ность за совершение данного правонарушения и имеются ли основа­ния для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. Арбитражный суд опреде­ляет также меры административной ответственности.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Решение о привлечении к административной ответственности всту­пает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Рассмотрим возможные варианты действий организаций и индивидуальных предпринимателей при обращении налоговых органов в арбитражные суды с исками и заявлениям к ним.

Принятие арбитражным судом опре­деления о принятии иска, заявления свидетельствует о возбуждении арбитражным судом производства по иску, заявлению. В опре­делении указываются дата, время и место судебного разбирательства, приводятся перечень действий, которые лица, участвующие в деле, должны совершить до судебного заседания, и перечень документов, которые надлежит представить вышеуказанным лицам в судебном заседании.

Данное определение направляется истцу, заявителю (налоговому органу), ответчику (организации, индивидуальному предпринимате­лю) и иным лицам, участвующим в деле, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Отметка о вручении данного определения, проставленная на уведомлении о вручении, является доказательством того, что истец, заявитель, ответчик и иное лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте разбиратель­ства дела.

АПК РФ предусматривает возможность рассмотрения споров как при явке истца, заявителя, ответчика, так при их отсутствии.

При этом согласно п. 2 ст. 119 АПК РФ при неявке в заседание арбитражного суда ответчика (индивидуального предпринимателя, представителей организации), надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсутствие. При этом ответчик вправе представить свои возраже­ния письменно.

При неявке в заседание арбитражного суда истца, заявителя (налогового органа), надлежащим образом извещенного о времени и месте разбирательства дела, спор может быть разрешен в его отсут­ствие при наличии заявления истца, заявителя о рассмотрении дела в его отсутствие.

В случае предъявления налоговым органом иска (заявления) организация (индивидуальный предприниматель) имеет два вари­анта дальнейших действий: признание требований налогового орга­на либо защита своих прав посредством опровержения позиции налогового органа.

Организация (индивидуальный предприниматель) может защищать свои права в рамках производства по делу в арбитражном суде двумя способами.[27]

Первый способ заключается в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового, посредством только представления возражений против доводов, обосновывающих заяв­ленные налоговым органом требования.

Второй способ заключается как в отстаивании организацией (индивидуальным предпринимателем) своих интересов в рамках судебного производства, возникшего по инициативе налогового органа, посред­ством представления возражения против доводов, обосновывающих заявленные налоговым органом требования, так и в одновременном предъявлении организацией (индивидуальным предпринимателем) в рамках данного судебного производства встречного требования к на­логовому органу, направленного на зачет первоначально предъявлен­ного требования либо устранение оснований для удовлетворения предъявленного требования.

Применительно к спорам между налоговыми органами и органи­зациями (индивидуальными предпринимателями), возникающим из правоотношений по осуществлению налоговыми органами меропри­ятий налогового контроля, встречные требования организаций (ин­дивидуальных предпринимателей) имеют целью, как правило, призна­ние недействительным акта налогового органа (например, решения о привлечении к налоговой ответственности), на основании которого данным налоговым органом предъявлено первоначальное требова­ние (например, требование о взыскании сумм санкций).

Встречный иск (заявление) может быть заявлен только к истцу, заявителю (налоговому органу).

Встречный иск (заявление) может быть предъявлен только при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, то есть право на предъявление встречного иска (заявления) не может быть использовано организацией (индивидуальным предпринимателем) при рассмотрении дела в апелляционной, кассационной инстанциях, а также при пересмотре решений по вновь открывшимся обстоятель­ствам и в порядке надзора.

При этом встречный иск (заявление) может быть заявлен ответ­чиком на любой стадии судебного разбирательства до момента выне­сения арбитражным судом решения по заявленному истцом (заявите­лем) требованию.

Предъявление встречного иска (заявления) производится по об­щим правилам предъявления исков (заявлений).[28]

Встречный иск (заявление), поданный в соответствии с положе­ниями ст. 125,126 АПК РФ, должен быть принят и рассмотрен арбит­ражным судом совместно с первоначальным иском (заявлением) в одном судебном производстве.

Арбитражный суд выносит определение как при принятии встреч­ного иска (заявления), так и при отказе в его принятии.

По результатам рассмотрения арбитражным судом дела по иску (заявлению) налогового органа суд принимает решение об удовлетворении (час­тичном удовлетворении) или об отказе в удовлетворении требований.

 

Другим судебным органом, играющим большую роль при разрешении налоговых споров, является Конституционный Суд Российской Феде­рации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о Конституционном Суде Россий­ской Федерации ему подведомственны дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Речь идет о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Конституционный Суд РФ вправе:[29]

•    рассматривать жалобы органи­заций, чьи конституционные. права были нарушены приме­нением не соответствующего Конституции РФ закона;

•  принимать решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкова­нием или сложившейся право­применительной практикой.

Конституционный Суд РФ не рассматривает дела, в которых речь идет о несоответствии нормативных правовых актов за­кону. Поэтому чаще всего вопрос о том, будет соответствующий норма­тивный правовой акт действовать или будет признан недействительным, решают другие судебные органы.

 

О преимуществах судебного разрешения налогового конфликта можно сказать следующие:

      относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налого­вого ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

      возможность (если позволяет существо иска) при­нятия судом мер по обеспечению исковых требова­ний в виде, например, запрещения налоговому орга­ну списывать недоимку и пени до разрешения спо­ра по существу;

      детальная урегулированность всех стадий судопро­изводства процессуальным законодательством;

Информация о работе Налоговые споры и пути их разрешения