Налоговый контроль на примере МРИ ИФНС № 17 по Красноярскому краю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что налоговая система является на данный момент времени наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития. Трудности, связанные с тем, что налоги представляют собой основной источник дохода бюджета государства, всегда были актуальными и вызывали широкие дискуссии в научных кругах. Известно, что основной целью налоговых органов считается максимально масштабное и полное взимание налоговых платежей с налогоплательщиков в условиях действующего законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………..……..………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ………...9
1.1. Понятие и сущность государственного налогового контроля……9
1.2. Структура и основные принципы налогового контроля……………12
1.3. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………………………20
1.4. Сравнительный анализ налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой…………………………………………………………….28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ МРИ ФНС №17 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ…………………………………………..40
2.1. Организационная структура, задачи и функции МРИ ФНС № 17 по Красноярскому краю ……………………………………………………………40
2.2. Практика налогового контроля на примере МРИ ФНС №17……..46
2.3. Оценка налогового потенциала МРИ ФНС №17 по Красноярскому краю………………………………………………………………………………49
2.4. Проблематика осуществления налогового контроля в Красноярском крае……………………………………………………………………………….55
3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ………………………………………………………..62
3.1. Предложения по совершенствованию контролирующей функции налоговой системы и её элементов …………………………………………….62
3.2. Ожидаемый экономический эффект от усовершенствованной контролирующей функции налоговой системы по Краснодарскому краю…72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………81

Файлы: 1 файл

Diplom-s-korrektirovkami.docx.docx

— 413.29 Кб (Скачать файл)

Процедура финансового контроля, вне всяких сомнений, выступает как вид государственного контроля, который направлен на анализ и установление фактов расходования государственных средств, оценку своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности. Принято считать, что государственный контроль бывает общегосударственный, межведомственный, внутриведомственный.

Налоговый контроль является неотъемлемой частью общегосударственного финансового контроля, таким образом осуществляться он должен органами государственной власти и управления, в структуру которых входит Государственная налоговая служба Российской Федерации.

Основная цель работы налоговой инспекции – это контроль за сбором налогов. Любые проблемы, которые могут привести к рассогласованности в работе налоговых инспекторов непременно станут причиной прямых и косвенных потерь бюджета. Поэтому требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы актуально для каждого сотрудника. Основной задачей налоговых органов является создание и поддержание общей системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании. А именно:

- соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;

- бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

- осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

- соблюдение налоговой тайны;

- адресация налогоплательщикам или налоговым агентам копий актов налоговой проверки и решений налоговых органов, а также в случаях, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, налогового уведомления и требования об уплате налоговых сборов.

Органы Государственной налоговой службы, подчиняющееся Президенту РФ, включают в себя: Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. В соответствии с налоговым законодательством «налоговый контроль признается как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ» [2, с 82].

Для того чтобы раскрыть содержание налогового контроля, следует также установить его субъект, объект, предмет и направление контроля.

Главным субъектом налогового контроля в России является налоговый орган, который имеет достаточные контрольные полномочия в вопросах налогообложения. На данный момент времени налоговые органы - это Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Полномочия Федеральной налоговой службы обозначены Налоговым Кодексом РФ и Положением о Федеральной налоговой службе.

Объект налогового контроля должен рассматриваться в широком плане, в соответствии с финансовым контролем, в качестве разновидности денежных отношений публичного характера, которые возникают в процессе взимания налогов и привлечения к ответственности виновных в уклонении от уплаты налогов. В конкретном мероприятии налогового контроля объект определяется в соответствии с характером тех или иных конкретных контрольных действий.

Например, в качестве объекта налоговой проверки, могут быть определены действия проверяемых лиц по учету или совершению операций с объектами налогообложения, в соответствии с правилами соблюдения порядка уплаты налогов и сборов, в соответствии с правомерным использованием налоговых льгот и так далее. Указанные действия получают свою правовую оценку в акте налоговой проверки (итоговом документе налоговой проверки), а затем - в решении налогового органа, принимаемого на основе рассмотрения результатов проверки. Таким образом, объект налогового контроля – это отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Предмет налогового контроля определяется в соответствии с трактовкой объекта контроля. Во-первых, это правильность, своевременность и полнота выполнения налогоплательщиками своих обязанностей по отношению к государству (муниципальным образованиям). Во-вторых, предметом является тот материальный носитель, который подвергается проверке в ходе контрольных действий.    

Исходя, из вышеперечисленного можно дать следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

 

1.4. Сравнительный  анализ налоговых систем стран  с развитой рыночной экономикой

 

В развитых странах в настоящее время существует умеренная система налогообложения. Такая тенденция является следствием соответствующей налоговой политики, приоритетной задачей которой является достижение двух основных целей:

- организация благоприятного налогового  климата для хозяйственной деятельности (это определяет верхнюю границу  налогообложения);

- эффективное результативное решение  социальных проблем (это определяет  нижнюю границу налогообложения).

Налоговый сектор в структуре валового национального продукта (ВНП) большинства стран является довольно обширным. Самую жесткую налоговую политику практикуют страны ЕС, в которых уже в 2012 году средний показатель налоговых сборов составил 41 % ВНП (в Дании - 50 %) [15, с 8].

Одна из основных характеристик современных налоговых систем развитых стран заключается в структуре налогов и в соотношении прямых и косвенных налогов. В качестве примера можно привести такие страны, как: США, Япония, Канада, Великобритания, в которых преобладают прямые налоги. Во Франции преобладают налоги косвенные (они составляют 56,6 %; это универсальные и индивидуальные акцизы, взносы работодателей в фонды социального страхования) [28, с 45].

Процесс трансформации структуры налоговых систем развитых стран и современная практика налогообложения свидетельствуют о закономерной зависимости соотношения прямых и косвенных налогов от таких факторов:

- жизненного уровня большей  части населения;

- совершенствования механизма  взимания налогов, его способности  свести к минимуму уклонения  от налогообложения;

- уровня налоговой культуры;

- общей ориентации западного  общества на социальный компромисс, решение острейших социальных  проблем;

- традиций налогообложения.

В начале и середине XX в. в странах передового эшелона преобладали косвенные налоги, что было обусловлено низким уровнем доходов населения большинства стран мира, что объективно ограничивало масштабы прямых налоговых поступлений (которые требуют сложного механизма учета плательщиков и объектов налогообложения), а также относительной простотой сбора косвенных налогов. Процесс компьютеризации и внедрения автоматизированных систем обработки фискальной информации (первые элементы централизованной автоматизированной системы обработки налоговой информации в США были внедрены еще в 1964 г.) повысили эффективность прямого налогообложения и создали благоприятные условия для его развития [19, с 34].

Странам с развивающейся экономикой характерно преобладание косвенных налогов с высоким удельным весом индивидуальных акцизов и таможенной пошлины.

Примечательно, что существует некая связь между соотношением прямых и косвенных налогов и уровнем культуры. Налоговая культура влияет на эффективность сбора налогов, масштабы уклонения от налогообложения и вместе с другими факторами создает благоприятные условия для повышения роли прямых налогов. Поступления от основных видов прямых налогов (налога на прибыль и индивидуального подоходного налога) зависят от правильности декларирования доходов.

Западные страны отличаются декларированием налогов, что стало неотъемлемой частью гражданского менталитета, а общественная мораль ориентирована на публичное осуждение тех, кто скрывает доходы, то в развивающихся странах культура отношений делового мира и граждан с государством еще не достигла надлежащего уровня.

Российские ученые выделяют в зависимости от типов государственных устройств три типа системных критериев налогов и сборов: конфедеративного, федеративного и унитарного. Системы налогов и сборов конфедеративного типа имеются в Австралии, Германии, Соединенных Штатах Америки,  Бразилии и Канаде. Государственные устои перечисленных держав имеют федеративные устройства. Конфедерацию обретает и их система налогов и сборов. Кроме перечисленных стран  конфедеративную систему имеет  Швейцария, где кантоны делегируют долю личных полномочий в части налогообложения конфедерации. Великобритания, Испания, Италия, Франция, Швеция, Япония и ряд других стран обладают унитарными по своему строению и комплексу функционирования системами налогов и сборов [22, с 3].

От роли всевозможных видов налогов и сборов зависят также еще 4 базисных модели системы налогов: англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную [32, с 263-264].

Систем налогов и сборов представляет собой определенную совокупность налогов, сборов, пошлин и прочих обязательных платежей, которые действуют в данной стране. В системе налогов и сборов, обычно отражены характерные черты  государственно-территориальных механизмов государства.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, который вытекает из Конституции РФ [1, с 7, 8, 11]. Принципы единства системы налогов и сборов подразумевают влияние на всем территориальном пространстве страны одних и тех же налогов и сборов, как это и должно быть определено задачей государства, которое оно ставит в сфере налоговой политики. Необходимо унифицировать обязательные платежи. Целями подобной унификации является достижение равновесия между правом субъектов России и муниципалитетами вводить налоговые платежи и следованием основным правам человека и гражданина, которые закреплены в Конституции РФ, кроме того, конституционному принципу единства экономического пространства.

Структура системы налогов и сборов Российской Федерации исполняет роль рычага, который учитывает совокупность налогов, пошлин и сборов, которые отражают федеративную структуру  России и установлены на исходных положениях принципов и в порядке, который предусмотрен федеральными законами, взимаемыми на территории Российской Федерации с физических и юридических лиц и зачисляющихся в бюджетную систему России и внебюджетные фонды.

Определенная степень унитаризма признается одной из конфигураций территориального устройства страны, в которой большинство частей не имеет статуса государственного образования, а приобрело положение административно-территориальных делений, то есть, распоряжается всем на исходных положениях действующих законов, которые были приняты  центральными органами. Наличествуют две разновидности: децентрализованные, то есть, те, в которых региональным органам позволено  формироваться автономно от центральных, - такие системы существуют в Великобритании, Японии, Испании, Италии, Новой Зеландии; и централизованные, которые держат в подчинении региональные органы. Подчинение центральному органу в таких системах осуществляется при посредничестве должностных лиц, которые назначены из центра, как в Нидерландах [14, с 8-12].

В Италии корпоративные налоги играют большую роль, а возросшая необходимость сделать налоги более целесообразными и приемлемыми превратились в основной приоритет налоговой реформы. В планы итальянского правительства входит включение регионального налога на прибыль, который является новым видом регионального налога, который применяется с 1998 года и отражает усиливающийся в Италии налоговый федерализм. Социальные и прочие виды вспомогательных налогов в Италии  взимаются отдельно.

В соответствии с данными Службы внутренних доходов  США всестороннее проведение проверок сформировало в обществе добросовестное отношение налогоплательщиков к исполнению своих Почти 83% причитающихся налогов в США уплачивается налогоплательщиками добровольно. Однако, указанные результаты были достигнуты в результате грамотно организованной и эффективной 15-летней работы по модернизации налоговой структуры. Последняя концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе - улучшение персонифицированного обслуживания и на третье - повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).

В соответствии с мнениями специалистов налоговых органов  Швеции, добровольная уплата налогов в этой стране достигается за счет:

- отлаженного  аппарата контроля, характеризующегося  профилактикой, точностью и предсказуемостью;

Информация о работе Налоговый контроль на примере МРИ ИФНС № 17 по Красноярскому краю