Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.
Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.
В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.
При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие и виды налогового контроля ..……………………...........4
Глава 2. Камеральная и выездная налоговая проверка…………...…..….....8
Глава 3. Административная и судебная защита прав налогоплательщика……………………………………………………………...15
Заключение…………………..……………………………………………......21
Список литературы……………...…………………………………………....22

Файлы: 1 файл

УиРС.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Дербент

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

 

«УИРС»

 

на тему:

 

«Налоговый контроль»

 

 

 

 

Выполнил:

Ст-нт 3 курса ПИвЭ гр.Д-032

Курабеков Ф.Х

 

Принял:

ст.преподаватель

Алиев З. Р

 

 

 

 

 

 

 

Дербент 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3

Глава 1. Понятие и виды налогового контроля ..……………………...........4

Глава 2. Камеральная и выездная налоговая проверка…………...…..….....8

Глава 3. Административная и судебная защита прав налогоплательщика……………………………………………………………...15

Заключение…………………..……………………………………………......21

Список литературы……………...…………………………………………....22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых  и иных государственных органов  по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.

В соответствии с законодательством  налоговый контроль возлагается  на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Органы государственных  внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Следует отметить, что  в процессе осуществления мероприятий  по налоговому контролю и налоговые  органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и виды налогового контроля.

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц. Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д. Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

    • обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
    • обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
    • улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
    • проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
    • проверки целевого использования налоговых льгот;
    • пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций. 
Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

    • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
    • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
    • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
    • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
    • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
    • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
    • вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
    • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ. 

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. 
Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъекта выделяют контроль:

    • налоговых органов;
    • таможенных органов;
    • органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

  • выездной – в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный – по месту нахождения налогового органа.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Камеральная и выездная налоговая проверка

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Проведение камеральной налоговой проверки регламентируется ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля, целью которой является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах.

Начинается камеральная проверка после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Таким образом, налоговики обязаны  провести камеральную проверку на основании  любой представленной налоговой  декларации (расчета). Данный вывод  подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а также постановлением Президиума ВАС РФ от 20 марта 2007 г. № 16086/06.

О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, так как Налоговый кодекс не обязывает налоговиков это делать. Фактически проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Узнать о том, что в вашем  случае проводится углубленная камеральная  проверка, вы можете только в случае, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.

Если на дату подачи уточненной налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка «уточненки». При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Часто налогоплательщиков волнует  вопрос: возможна ли повторная камеральная проверка налоговой декларации (расчета)? Проверять одну и ту же декларацию (расчет) дважды налоговики не вправе - повторные камеральные проверки не предусмотрены законодательством 

Порядок проведения камеральной проверки.

Пункт 1. ст. 83 НК РФ. Камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа.

Пункт 2. ст. 83 НК РФ. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При этом специального решения руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется.

Пункт 3. ст. 83 НК РФ. В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Пункт 4. ст. 83 НК РФ. В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояс нения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представ ленных документах, он также вправе дополнительно представить в налоговую выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который  проводит камеральную проверку, обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения пояснений либо при отсутствии их, налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (пп.б, 8, 9 ст. 88 НК РФ).

В ходе углубленной камеральной  проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей;
  3. назначение экспертизы;
  4. привлечение специалиста, переводчика;
  5. выемка документов;
  6. осмотр помещений и территорий.

Информация о работе Налоговый контроль