Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.
Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.
В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.
При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Понятие и виды налогового контроля ..……………………...........4
Глава 2. Камеральная и выездная налоговая проверка…………...…..….....8
Глава 3. Административная и судебная защита прав налогоплательщика……………………………………………………………...15
Заключение…………………..……………………………………………......21
Список литературы……………...…………………………………………....22

Файлы: 1 файл

УиРС.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Отметим, что природа  камеральной проверки, а также некоторые формулировки Налогового кодекса РФ дают основания сомневаться в том, что перечисленные мероприятия могут проводиться в ходе камеральной проверки. Речь идет о таких действиях, как выемка документов, осмотр помещений и др. Она является одной из форм налогового контроля, целью которой служит выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о на логах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

По общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации. Но из этого правила есть и исключения:

  1. проведение выездной проверки в отношении крупного налогоплательщика. В этом случае решение о проведении проверки выносит соответствующая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам;
  2. проведение самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации. Здесь решение о проведении выездной про верки выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного под разделения.

Выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но, если налогоплательщик не может предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого налогоплательщик обязан написать в налоговую инспекцию заявление с указанием причин, по которым он просит провести выездную проверку на территории налоговой инспекции. Та кой причиной может являться, например, что офис налогоплательщика не дает возможности разместиться проверяющим. Проведение проверки по месту нахождения инспекции не означает, что налоговики не вправе получить доступ к территориям и помещениям налогоплательщика. Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговики вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ). При получении налогоплательщиком решения о проведении выездной проверки нужно помнить, что проверка ограничена проверяемым периодом. По общему правилу налоговики могут проверить налоги только за период, который не превышает 3 календ, лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

По общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется с даты вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о проведении проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке. На этот срок время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика не влияет.

К сожалению, срок может  быть продлен до 4 или 6 месяцев, а  также приостановлен до 6 (девяти) месяцев. Таким образом, общая продолжительность выездной проверки может составить год и три месяца. Все эти действия оформляются соответствующими решениями.

За эти два месяца налоговики должны провести все мероприятия налогового контроля, а после его истечения покинуть территорию налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля за рамками срока выездной проверки в некоторых случаях приводит к тому, что полученные доказательства признаются недопустимыми.

Налоговикам запрещается  проводить более двух выездных налоговых  проверок в течение календарного года в отношении:

  • налогоплательщика в целом;
  • филиала или представительства налогоплательщика-организации (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ). В данном случае имеются в виду самостоятельные выездные проверки обособленных подразделений. Но Налоговый кодекс предусматривает ряд исключений из этого правила. 

Третья выездная проверка в течение года будет законной, если это: 

  1. повторная выездная проверка.
  2. выездная проверка в связи с ликвидацией или реорганизацией налого плательщика-организации;
  3. общая проверка налогоплательщика-организации, которая следует за самостоятельной проверкой филиала (представительства) данной организации или наоборот;
  4. выездная проверка резидента Особой экономической зоны в Калининградской области по налогу на прибыль и налогу на имущество, которая проводится в связи с исключением его из Единого реестра резидентов, при условии, что проверка назначена не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующих налогов;
  5. решение о необходимости проведения проверки сверх ограничения принято руководителем ФНС России. С чем может быть связана такая необходимость, НК РФ не определяет.

Итак, выездная проверка проводится на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, в котором определяются:

  • в отношении кого будет проводиться проверка (указываются полное и сокращенное наименования (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика);
  • предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • проверяемый период;
  • состав проверяющих (указываются должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение про верки).

Решение выносит и  подписывает руководитель (заместитель руководи теля) налогового органа, который проводит выездную проверку, заверяет ся печатью налогового органа.

Результаты выездной проверки оформляются актом. Однако до его оформления проверяющие должны составить справку о проведенной выезд ной проверке. Такой порядок применяется ко всем выездным проверкам, в том числе и повторным. Справка оформляется в последний день проведения выездной проверки. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки. Составленное заключение проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично. Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если она вручается непосредственно, а не отправляется почтой. Справка вручается в последний день проведения проверки.

По итогам проверки составляется акт с выявленными нарушениями  налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Административная и судебная защита прав налогоплательщика.

Законодательством предусмотрены две формы защиты нарушенных прав налогоплательщиков – физических лиц:

• судебный способ защиты;

• административный способ защиты.

Каждая из названных  форм защиты прав налогоплательщиков имеет свои преимущества и недостатки.

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи, спора в суд.

Административный порядок  обжалования актов, действий или  бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Административный порядок  защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика.1

Для такого рассмотрения споров в налоговых органах, ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США действуют соответственные службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ2 попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

В Российской Федерации  налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НКРФ).

Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

– оставить жалобу без  удовлетворения;

– отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

– отменить решение и  прекратить производство по делу о  налоговом правонарушении;

– изменить решение или  вынести новое решение. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или  действия, за исключением случая, когда  налоговый орган или должностное  лицо, рассматривающие жалобу, приостанавливают их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы о преимуществе административного  способа разрешения разногласий  с налоговыми органами:

– простота процедуры, позволяющая  налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

– быстрое рассмотрение жалобы;

– отсутствие необходимости уплаты пошлины;

– обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.

За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.

В рамках судебного порядка  обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.

Объекты обжалования  в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Основания для обжалования  нормативных правовых актов налоговых  органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:

– Конституции;

– федеральным законам;

– нормативным правовым актам Президента РФ;

– нормативным правовым актам Правительства РФ.

Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с эти подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.

При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:

  • в суд общей юрисдикции;
  • в арбитражный суд;
  • в Конституционный Суд.

В связи с тем, что  налоговое законодательство относится  к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.

Разграничение подсудности  дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;
  • для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.

Информация о работе Налоговый контроль