Аспекты управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА, ЭТАПЫ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.
ГЛАВА 2. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1.Экономический аспект
2.2. Социологический аспект
2.3. Политический аспект
2.4. Культурный аспект
2.5. Психологический аспект
2.6. Исторический аспект
2.7. Философский аспект
2.8. Правовой аспект
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

3. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Однако методология  не может заменить теорию психологии управления, выступая по отношению  к ней как нечто внешнее, включаемое в нее тогда, когда это требуется, она дает определенное направление, подход.

Психологическим аспектом управления занимается специальная  наука - психология управления. Она  вызвана к жизни общественной потребностью превращения управления не только в искусство, но и в науку, выдвижения на первый план в сфере  управления человеческих отношений. Психология управления входит в систему психологического знания и в систему управленческого знания, находится на их стыке. Она изучает психологические связи, отношения между субъектом и объектом управления, психологическое воздействие первого на второй, психологические характеристики субъекта управления. 35 Это составляет предмет психологии управления как науки. Она учитывает действие общих законов управления, исследуемых кибернетикой, законов управления обществом, изучаемых теорией социального управления, психологических законов, формулируемых общей психологией и социальной психологией.

Предмет психологии управления, ее вхождение в два региона  наук - психологических и управленческих, структура ее методологии определяют особенности ее понятийного аппарата. В ней используются понятия наук, образующих ее методологию. Но психология управления имеет и свои специфические понятия. К ним относятся, например, понятия типа руководителя, стиля управления, лидерства, психологических способов управления, психологической управляемости. Однако и некоторые из них, как мы видим, функционируют на базе понятий других наук: управленческих и психологических. А это требует знания и учета специфики этих наук

Специфика психологии управления заключается и в том круге проблем, которые она решает. В первую очередь это познание и прогнозирование психологического состояния объекта управления с точки зрения его управляемости. Для этого должны быть определены его критерии и параметры психологической управляемости, на которые мог бы воздействовать субъект управления.

Важнейшей проблемой  является определение психологического состояния субъекта управления, его  всесторонняя психологическая характеристика, определение психологических критериев  управления. Сюда относятся типизация руководителей и стилей управления, психологические требования к руководителю, соотношение руководства и лидерства. 36

Центральная проблема - это  осуществление психологического воздействия  субъекта на объект управления. Это - психология принятия решения и организации его выполнения. Это управленческое общение, связанное с информацией прямой и обратной связи. Это - психологические аспекты функционирования и структурирования системы управления, логической цепочки процесса управления: потребности - интересы - цели - задачи - функция - структура; потребности - интересы - цели - задачи -методы. Это - место и роль руководителя в предотвращении и разрешении конфликтов. Наконец, это - разработки психологических методов управления, сочетаемых с философскими методами, с системным, информационным, кибернетическим, социологическим подходами, методами общей и социальной психологии.

Центральное место занимают методы, применяемые с учетом специфики  психологии управления: наблюдение, "фотографирование", эксперимент, теоретический анализ и синтез, моделирование, ситуационно-ролевые игры и упражнения, тестирование, методики решения психолого-управленческих задач с использованием компьютеров. Ныне все большее значение приобретает проблема взаимодействия субъекта и объекта управления с помощью компьютера, разработка психологических основ, содержания и последствий этого взаимодействия, его влияние на весь процесс управления, на деятельность руководителя. 37

2.6.ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Управление, сущность которого, может  быть, осознается только в наш век, имеет длительную историю становления, развития и практического действия. Исторический аспект управления содержит огромное теоретическое и практическое знание, ибо позволяет увидеть место и роль управления в различных типах человеческой цивилизации (А. Дж. Тойнби) и при решении самых различных социальных, религиозных и национальных проблем (по России: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, М. М. Михайловский). Много об управлении размышляли и испытывали его на собственном опыте правители и государственные деятели, полководцы и мыслители, начиная со времен Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта и Древнего Рима. Естественно, что сюжетами об управлении очень богата художественная литература на историческую тему. Как раз исторический анализ более всего свидетельствует о том, что управление всегда — в разные исторические эпохи и в разных национальных культурах — отличалось сложным, многогранным характером.

Если в живых и  технических системах в рамках управления существует регулирование как сохранение их организации, упорядоченности, антиэнтропийности, адаптированности к внешней среде, то при управлении в обществе, кроме такого вида регулирования, имеется еще регулирование другого рода, по существу, регулирование самого управления. В обществе существуют регуляторы, находящиеся за рамками управления, как бы очерчивающие их, объективно определяющие пространство, поле самого управления. Этими регуляторами являются объективные законы природы и общества Сюда можно отнести законы рынка, в том числе закон спроса -предложения, демографические процессы, уже сложившиеся при вступлении в активную деятельность каждого нового поколения нормы жизни общества: экономические, социальные, политические, правовые, духовные, нравственные, эстетические.

Как показывает опыт человечества, управление в обществе может быть оптимальным, то есть наилучшим и эффективным, то есть результативным, тогда, когда оно не является всеохватывающим, основывается на названных выше регуляторах, а процесс их изменения должен быть тщательно продуман и осуществляться постепенно, осторожно, с учетом их устойчивости.

Эффективность управления, то есть его результативность, представляет собой соотношение достигнутого результата управления (степени достижения цели, в основе которой лежит удовлетворение определенных потребностей, интересов личности, социальной группы, общества) с такими величинами, как время достижения результата, его пространственное распространение (связанное с полем управления), имеющиеся и использованные ресурсы и средства (в том числе методы). Отсюда видно, что эффективность управления достигается прежде всего путем его гуманизации.

2.7. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В философской литературе управление анализируется с точки зрения проявления в нем сущностных самоуправляемых свойств общества. Оно признано историческим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления. Положения и выводы философской мысли создают методологическую и мировоззренческую основу научного познания и практического совершенствования управления, способствуют ориентации творческих поисков.

Философия менеджмента  – те принципы и идеи, которые  заложены в основу деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем. Не имея четкой цели организации, не сформулировав ясных и понятных принципов, организация обречена на медленное вымирание.

Эта многослойная, многоуровневая иерархическая конструкция  управления имеет гетерогенный (неоднородный) характер, причем на каждом уровне может  использоваться сетевая система связей, при этом в зависимости от конкретных условий целесообразно применять линейный (механистический), нелинейный (органистический), ноосферный, включающий рефлексивный, и семиосферный, темпоральный подходы в качестве основы системы управления социумом и поведение человека. Здесь можно для наглядности использовать модель слоев воды в океане, которому подобно стратифицированное общество. 38

 Иными словами,  управление аналогично распространению  волн (управляющих решений) в неоднородных  слоях океана (социума), имеющих колебательную природу (эффективность управления обусловлена наличием социального резонанса).

В современной  науке об управлении имеется целое  множество разных концептуальных схем и теорий управления социумом и поведением человека. Необходимо учитывать то существенное обстоятельство, согласно которому все они исходят из определенных философских конструкций. Прежде всего, следует отметить такое субъективно-идеалистическое философское учение, как прагматизм, возникшее в 70-х годах XIX в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX в. Видные представители этого философского учения У. Джемс и Дж. Дьюи считали, что философия должна выступать в качестве метода решения разнообразных практических задач, возникающих перед людьми в различных жизненных ситуациях. Истинность тех или иных теоретических схем, концепций проверяется практикой и сводится к полезности. Прагматизм оказал сильнейшее влияние на духовную жизнь Америки, в том числе на труды в области управления Ф. Тэйлора, Г. Форда и др. 39

Философия менеджмента  базируется на признании рынка как  средства обеспечения достойной  жизни каждому гражданину. Экономическая  деятельность субъектов хозяйствования ориентируется на социальные нужды  населения. Любому человеку предоставляются равные возможности для активного участия в экономической жизни общества. В качестве принципа социальной рыночной экономики должно признаваться именно равенство в возможностях, а не в получении благ, так как это базовое положение создает для всех мощный стимул активно работать.

Философия менеджмента  организации должна основываться на признаваемых государством социальных ценностях, таких как: безработица, высокие доходы всех сотрудников, масштабы поляризации их доходов, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Исходя из государственной политики в этих областях, фирмы (предприятия) должны вырабатывать реальные мероприятия и количественные показатели в каждой из этих сфер социальной деятельности. Экологическая безопасность производства должна стать также обязательной нормой деловых организаций. 40

Важным моментом философии менеджмента является создание условий для саморазвития и творческого самосовершенствования  работника, самореализации его способностей. Как правило, история развития управленческой мысли опережает процесс совершенствования систем управления на практике.

Сегодня управление различными видами материального и  духовного производства стало самостоятельной  профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и  даже характера. Появилась особая наука об управлении, которая опирается на исследования в таких областях, как экономика, социология, психология, математика.

Важнейшими элементами системы управления сегодня являются выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации труда, систем учета и контроля на основе использования современных технологий. Поскольку общество является целостным организмом, развивающимся как система, элементы которой находятся во взаимодействии друг с другом, управление обществом должно быть системным и комплексным. Управление внутренне необходимо как для общества в целом. Так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества и каждой из его сфер. В обществе исторически сложилось два принципа действия механизма управления – стихийный и сознательный. Первое выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного, - это усредненный результат, складывающийся из масс целенаправленных сознательных действий, в которых принципиально нельзя учесть все последствия, например рынок. Но экономическая жизнь общества не является саморегулирующейся системой, она не может обходиться без определенного механизма управления, то есть участия силы человеческого разума. 41

Проблема управления, являясь глобальной общественной проблемой, составляет фундаментальный аспект философии, в данном случае применительно  к экономике.

2.8. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Управление самым тесным образом  взаимодействует с правом, приобретает  во многих случаях правовую форму, использует силу права, осуществляется в установленных правовых процедурах.
Правовые аспекты управления принципиальны  для практики управления, поскольку их незнание (или игнорирование) превращает часто управленческие решения и действия в ничтожные. В управлении осуществляются разнообразные виды человеческого труда, используются соответствующие орудия и средства труда.
Но последний аспект оказывает  на государственное управление столь глубокое влияние, что требует самостоятельного и обширного рассмотрения.42

Изучение российского  законодательства позволяет нам  отметить, что на сегодняшний день в нем отсутствуют специальные  нормативно-правовые акты, чётко регламентирующие и устанавливающие формы управленческой деятельности. Это, в свою очередь, порождает трудности в признании той или иной классификации соответствующих форм основополагающей, господствующей. Безумно тревожит тот факт, что именно то, что направлено на упорядочение всей управленческой деятельности, на ее оформленность, не имеет легального закрепления. О каком же правовом государстве мы можем говорить, если нет четкого представления о том, как и в каких формах осуществляется управленческая деятельность в России. Отсутствие легальной дефиниции форм управленческой деятельности делает их бездейственными, поскольку они лишь фрагментарно разработаны в теории, а в законодательстве – практически, нет.

Современная наука  административного права определяет формы государственного управления по-разному. Так, например, Ю.Н. Старилов отмечает, что форма управления может иметь юридическое содержание, то есть может устанавливаться нормативным правовым актом – такая форма называется правовой; а в некоторых случаях формы управления не устанавливаются нормативно, следовательно, их нельзя относить к числу правовых.  Козлов Ю.М. определяет форму государственного управления как «внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществлённое в рамках его компетенции и вызывающее определённые последствия». 43 Такого мнения придерживается большинство учёных, в том числе Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Е.А. Котельникова, И.А. Семенцова, М.Б. Смоленский, А.В. Богданов, И.Б. Богородицкий, Б.В. Россинский и др. 44

Информация о работе Аспекты управления