Болоньский процесс. Общая характеристика и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Основной причиной, породившей Болонский процесс, как отмечают исследователи, являются процессы интернационализации общественной жизни в форме глобализации, в результате которых изменения произошли не только в сфере экономики, услуг, культуры, но и в сфере образования. Видимые признаки, проявления этих процессов можно было наблюдать уже в течении последних десятилетий. К ним относятся международная академическая мобильность учащихся и преподавателей, валидизация зарубежных свидетельств и дипломов разного уровня, миграция высокообразованных людей, возникновение форм транснационального обучения, в том числе с помощью информационных технологий.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность Болонского процесса в европейском образовательном пространстве 5
2. Причины присоединения России к Болонскому процессу 10
3. Болонский процесс и отечественная система образования. Сравнительная характеристика 12
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Болонский процесс (1).doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Реферат по образовательному праву на тему: «Болоньский процесс. Общая характеристика и тенденции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студенка 306 группы

Вечернего отделения

Неруш Е.С.

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

В 1999 г. министрами высшего образования 29 европейских государств была принята Болонская декларация, в основу которой положены задачи установления более тесных связей между странами всей Европы, формирования и укрепления ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического  потенциала. Иными словами, перед европейскими народами открылся путь интернационализации образования. Более десяти  лет идеи этой декларации реализуются на практике, а их претворение в жизнь получило название "Болонский процесс". В мае 2005 г. Его очередные итоги были подведены на встрече в г. Бергене (Норвегия), в которой участвовало уже 45 европейских министров высшего образования.

Основной причиной, породившей Болонский процесс, как отмечают исследователи, являются процессы интернационализации  общественной жизни в форме глобализации, в результате которых изменения  произошли не только в сфере экономики, услуг, культуры, но и в сфере  образования.  Видимые признаки,  проявления  этих процессов можно было наблюдать уже в течении последних десятилетий. К ним относятся международная академическая мобильность учащихся и преподавателей, валидизация зарубежных свидетельств и дипломов разного уровня, миграция высокообразованных людей, возникновение форм транснационального обучения, в том числе с помощью информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность Болонского процесса в европейском образовательном пространстве

 

Болонский процесс  стартовал в 1999 году, когда министры образования 30 стран Европы подписали  «Декларацию о европейском пространстве высшего образования». Для этого  страны - участницы планируют в  ближайшие 10 лет привести национальные системы высшего образования "к общему знаменателю" и совместно противостоять натиску американской системы высшего образования.

Это означает, что к 2010 году европейские университеты перейдут на двухступенчатую систему  высшего образования (бакалавр, затем  магистр и доктор), обеспечив прозрачность и качество своих систем высшего образования, а также конвертируемость дипломов и степеней. В результате участники Болонского процесса надеются создать удобную образовательную среду для преподавателей и студентов, которая позволит им с легкостью перемещаться из одного университета в другой, что в итоге должно стимулировать мобильность специалистов на общеевропейском рынке труда.

Цель  Болонского процесса - приблизить эффективность европейского образования к уровню образования США, повысить конкурентоспособность европейского образования на мировом рынке образовательных услуг, чрезвычайно бурно развивающемся и высокодоходном. Многовековая европейская университетская традиция последние десятилетия проигрывает молодому американскому образовательному продукту, который продвигается на рынке за счет очень агрессивной маркетинговой политики. В результате сейчас США на первом месте по числу иностранных студентов. Больших успехов на этом поприще добилась и Австралия. Существует мнение, что, если благодаря Болонским преобразованиям поднимется престиж европейского образования, то выиграет и российский рынок образовательных услуг1.

Основные  принципы Болонского процесса – прозрачность европейских систем высшего образования и сопоставимость дипломов и степеней – конкретизируются во введении двухциклового высшего образования (бакалавриат + магистратура), далее – докторантура и разработке общего подхода к контролю качества образования.

Инструментами Болонского процесса являются единая форма приложения к диплому (для упрощения их сопоставимости, к 2005 году), научно-академическая мобильность и общая система оценки трудоемкости учебных курсов (European Credit Transfer System).

Идеология процесса содержит 2 концептуальных представления:

1. О  единых европейских рынках труда. Оценка квалификации по единой сетке, естественно, необходима. Но эта категория касается аспектов скорее экономических. И в ней, в свою очередь, необходимо отметить два важнейших момента:

а) Проблема миграционных потоков

В связи с  ней встает вопрос о необходимости их социализации и натурализации - в том числе, интеллектуального и культурного порядка. Авторы проекта предполагают, что существует два пространства. Первое, - из которого потоки идут. Второе - та новая территория, где происходит натурализация и осуществляется подпитка новыми ресурсами. Таким образом, миграция осмысляется как ресурс, привозное сырье, которое необходимо приспособить к нуждам сообщества. В этой связи понятна точка зрения на Россию как на источник сырья. Закономерно, кстати, что статус России определен Берлинской встрече как страны присоединившейся, но не участвующей в Болонском процессе.

б) Научно-академическая мобильность – свободное передвижение человеческого капитала на территории Европы – является инструментом создания единого образовательного пространства. Стандартизация и оценка качества высшего образования в единых терминах облегчает переброску, перекачивание ресурсов. Кроме того, эти ресурсы могут рассматриваться как инструмент защиты и повышения конкурентоспособности в противостоянии американским университетам.

Для европейцев - Болонская программа - способ усилить  собственную привлекательность  за счет концентрации образовательных  ресурсов, во-первых, и за счет введения стандартов качества таким образом, чтобы получившие образование в американском университете были в менее выигрышном положении, чем получившие диплом европейского университета2.

2. В  основе Болонского проекта лежит  идея о существовании некоего  идеального человека, предполагающая, что человек всю свою жизнь способен учиться и тем самым изменять свою профессиональную биографию. Идея life long learning - это идея образования, соразмерная всей протяженности жизни.

Предполагается, что сейчас цикл обновления - 7-8-10 лет, что связано со стремительностью интеллектуального и технологического обновления; он короче, чем физический период трудоспособной жизни.

Эта способность самопроектирования, доквалификации, переквалификации, сознательного изменения  себя на протяжении трудовой жизни  заложена в образовательной стратегии Болонской программы, предлагающей несколько выборов. Прозрачность и сопоставимость различных национальных систем образования позволяет, таким образом, расширить поле деятельности учреждений высшего профессионального образования (ВПО) и решать проблемы сотрудничества систем ВПО и отдельных вузов разных стран.

Среди политических мотивов, породивших этот процесс, многие видят ответ Европы на вызов глобализации в области образования, в частности, противостоянии тенденциям рыночного измерения, когда  образование предстает как сфера распространения услуг. В частности, эта тенденция связана с распространением в рамках ВТО Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и выделяет услуги  в  области  образования в один из 12 основных секторов. Это соглашение предусматривает 4 способа постановки услуг: – "трансграничный" – получение образования в зарубежном вузе посредством современных средств коммуникации (ДО); – "потребление  за рубежом" – обучение за границей, т.е. перемещение потребителя;– "коммерческое присутствие" – открытие филиала в другой стране; – "присутствие физических лиц" – перемещение (мобильность) преподавателей для работы за границей. На сегодняшний день лишь 21 из 151 страны, входящих в состав ВТ, приняла на себя обязательства, вытекающие из ГАТС. Как известно, нормы ВТО предусматривают включение образования в сферу своих интересов, подлежат обязательном перенесению в национальные законодательства  и  имеют над ними приоритет. В результате проведения такой политики образование превращается исключительно в коммерческую услугу, снижается роль образования  как  общественного блага, на которое должен иметь право каждый гражданин. Кроме того, как отмечают эксперты, применительно к российской системе высшего образования  в требованиях ВТО будет выражено снижение статуса выдаваемого диплома с последующим введением экзамена-сертификата на право осуществления профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины присоединения России к Болонскому процессу

 

Для России это означает ряд неблагоприятных последствий, а именно спад бюджетного финансирования, упрощение образовательных программ; введение платной системы получения сертификата. Болонский процесс же предусматривает более мягкие и учитывающие национальные интересы стран условия интеграции. Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на  общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему3:

– введение двухуровневого обучения,

– введение кредитной  системы,

– контроль качества образования,

– расширение мобильности,

– обеспечение  трудоустройства выпускников,

– обеспечение  привлекательности европейской системы образования.

Российская  Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Причины присоединения России можно кратко сформулировать следующим образом: отставание России в экономической сфере, создании и применении новых технологий; неэффективность научного  сектора  – Россия включает 1/5 часть всех научных работников мира, а дает 10% совокупной  научной  продукции; переход на рыночную систему отношений, что потребовало специалистов соответствующего уровня подготовки  и уровня квалификации;  неэффективность образовательных программ. Специалисты отмечают, что во всех развитых странах наблюдаются  сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно  совпадает  с  рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с  этим следует объединять  усилия  по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя всё лучшее из собственного опыта4.

Методика болонского процесса направлена на то, чтобы готовить узких специалистов. Большинство же ректоров отечественных вузов переживают за судьбу системы подготовки специалистов широкого профиля для нашей страны. Многие считают, что за время, отводимое для получения степени бакалавра, выучить специалиста широкого профиля практически  невозможно,  понадобятся дополнительные годы обучения, т.е. обязательной станет и следующая ступень – магистратура.

 

3. Болонский процесс и отечественная система образования. Сравнительная характеристика

 

В последнее  время ведутся дискуссии о  двух крайних подходах к определению модели образовательного  процесса.  сторонники  первого,  выступая с  позиции  традиционалистов,  руководствуются  лозунгом «Назад  в  будущее  —  к  советской  системе  образования!». Противоположный полюс образуют ревностные сторонники Болонской  системы,  принимая  ее  как  эталонную  модель в современной системе высшего образования,  каковы  сильные  стороны  старой  советской  пятилетней системы, по сути, унаследованной от немцев, внесших немалый  вклад  в  организацию  отечественной  науки  и  образования? (Отметим, что по такой системе работали Австро-Венгрия и вся центральная Европа).

Во-первых, фундаментальность  образования, которое давалось на всех специальностях. Это — 5 лет обучения, 2 курсовые работы, диплом, производственные практики в различных  регионах  и республиках советского  союза.  Во-вторых, высокий статус высшего образования.  Практически во все вузы СССР был обеспечен значительный конкурсный  отбор, соответственно,  в  них  поступали  действительно лучшие5.

В-третьих,  гарантированный  спрос  на профессию  со стороны государства и, естественно, «кто платит, тот и заказывает  музыку», если  государство  решало,  что  ему  нужно  такое-то  количество  специалистов,  то  оно  оплачивало  это образование.

В-четвертых,  коммунистический  эгалитарный  подход обеспечивал доступность высшего образования для всех слоев общества. Таким образом, советская система образования, по сути, готовила  магистров.  При  сравнении  ее  с нынешней  Болонской системой, неожиданно выясняется, что мы оказываемся в положении  господина  Журдена  из  пьесы  Ж.-Б.  Мольера «Мещанин  во дворянстве»,  который с изумлением  обнаружил, что всю жизнь говорил прозой, не ведая об этом. Так же и  мы:  советская  система  за  время  своего  существования, по сути, готовила магистров. Можно сказать, что выпускники отечественных вузов были людьми с достаточным образовательным уровнем, чтобы соответствовать современному статусу магистра какие же недостатки несла в себе советская система

Введенная  европейским  союзом  Болонская система направлена  на  унификацию  образовательной  практики  для обеспечения мобильности рабочей силы в пределах Европы. Болонский процесс  — это попытка каким-то образом ответить американскому доминированию в мире в системе образовательных услуг. Бакалавр-магистр  —  это англо-саксонская  система двучленного  образования,  которая,  собственно,  сейчас  победила  —  сначала  в Америке,  а теперь  и в Европе.  Наглядным примером  американской  двухуровневой образовательной модели  может  служить  система  подготовки  специалистов в  области  Политической  науки  в  Американском  военном университете (штат Западная Вирджиния).

Информация о работе Болоньский процесс. Общая характеристика и тенденции