Болоньский процесс. Общая характеристика и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Основной причиной, породившей Болонский процесс, как отмечают исследователи, являются процессы интернационализации общественной жизни в форме глобализации, в результате которых изменения произошли не только в сфере экономики, услуг, культуры, но и в сфере образования. Видимые признаки, проявления этих процессов можно было наблюдать уже в течении последних десятилетий. К ним относятся международная академическая мобильность учащихся и преподавателей, валидизация зарубежных свидетельств и дипломов разного уровня, миграция высокообразованных людей, возникновение форм транснационального обучения, в том числе с помощью информационных технологий.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность Болонского процесса в европейском образовательном пространстве 5
2. Причины присоединения России к Болонскому процессу 10
3. Болонский процесс и отечественная система образования. Сравнительная характеристика 12
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Болонский процесс (1).doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Бакалавр в  Политической науке.  Основные требования6:

—  исследование, анализ и письмо;

—  сравнительные политические системы;

—  американское Правительство;

—  политическая теория;

—  политические партии и заинтересованные группы;

—  государство, местное самоуправление;

—  общественная политика;

—  политическая социология.

Дополнительные  требования (на выбор 5 дисциплин):

—  американское разведывательное ведомство;

—  анализ угрозы;

—  международное  развитие;

—  конституционное  право;

—  общественное управление;

—  общественная экономика;

—  этнические исследования;

—  специальные  темы в политологии.

Общее образование:

—  английский язык (должен взять eng) 101-высокий-уровень- письменной-речи);

—  гуманитарные  науки:  история,  литература,  математика, политология, естественные науки, социология.

Магистр в Политической науке:=. Основные требования:

—  международные политические системы;

—  публичный  порядок;

—  законный и общественный порядок;

—  методы исследования в социологии;

—  политическая философия;

—  американское Президентство, конгресс, бюрократия.

Дополнительные  требования (4 специальности на выбор):

—  экономика  защиты;

—  экологическое  управление;

—  экологическая  экономика;

—  экологическая  политика, регулирование и закон;

—  основные принципы экологических систем;

—  американская конституционная история;

—  международные  организации;

—  история американской внешней политики;

—  стратегическая география и геополитика;

—  правительство  и безопасность;

—  латиноамериканские проблемы безопасности;

—  семинар  по ближневосточной политике и безопасности;

—  политика и безопасность в персидском заливе;

—  ближневосточная  культура;

—  ислам;

—  учреждения национальной безопасности;

—  политика здоровья.

В европейском союзе совершенно иная ситуация: национальные государства, разнообразие языков и культур. Соответственно,  необходимо  было  создать  систему,  при которой люди могли перемещаться из страны в страну и работать по специальности. для достижения этой цели легче всего начать со студентов, которые должны в течение периода учебы ежегодно менять вузы и страны, взаимодействуя с разными культурами. При этом деньги выделяются на мобильность и унификацию, и неважно то, что для получения качественного образования желательно бы оба года провести в одном вузе.

Болонская  система  позволяет  человеку  осмотреться,  осуществить  перерыв  между  первой  и  второй  ступенью  образования.  Человек,  поработав  после  трех  летнего  обучения,  решил повысить свою квалификацию либо сменить специальность,  либо  полагает,  что  приобретенных  знаний,  навыков и умений  на  уровне  бакалавриата  ему  достаточно  для  самореализации. Очевидно, решившие продолжить обучение в магистратуре  осмысленнее  подходят  к  образовательному  процессу, чем люди, которые приходят в высшее учебное заведение прямо со школьной скамьи. Показательна, в этом отношении сложившаяся в сША практика подготовки юристов.

и др.

В основном в  Болонской системе принято 3+2 (3 года бакалавриат  и  2  магистратура), но  иногда  по  ряду  специальностей можно встретить и 4+1, и 4+2. к слову, англичане, родоначальники этой системы, не торопятся переходить на двухлетнюю  систему,  у  них  доминирует  одногодичная  магистратура. Магистратура — это более гибкий инструмент, она позволяет более тонкую настройку специализации. есть магистратуры, которые могут оставаться в рамках традиционной  науки,  а  есть  такие,  которые  могут  открывать  и  какие-то новые направления при бакалавриатах, обычно укорененных в традиционных дисциплинах и фундаментальных в  своей  основе.  Мобильность  и  международный  статус магистратуры  приводят  к тому,  что  унифицируется  язык образования.   Процесс унификации привел к тому, что даже во Франции и Германии, имеющими свои мощнейшие национальные образовательные системы, если не каждая  первая,  то  уж  каждая  вторая  программа  идет  на  английском  языке,  который  стал  таким  вот  лингва-франка (универсальным языком) науки. В то же время в европе бакалавриат,  как  правило,  функционирует  на  национальных языках7

Значительным  достоинством Болонской системы  является то, что она подкреплена системой грантов для студентов, способных учиться в магистратуре. Отдавая  должное  очевидным  достоинствам  Болонской системы, следовало бы видеть и очевидные опасности, которые она несет России. Первая связана с тем, что Россия гораздо меньше интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза. 

Вторая опасность  состоит в том, что в угоду  Болонскому процессу на официальном уровне внедряются методики, направленные на снижение уровня образования. Особое место в  этой  политике  отводится  системе  тестирования,  которой, начиная  с  1990  гг.,  повсеместно  подменяют  привычный экзамен. На тестах базируется единый госэкзамен, который призван  разом  определять  способности  будущих  юристов, физиков, врачей и управленцев. Большинство базовых понятий, тем более в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин, не имеют однозначных определений.

Третья, быть может  главная угроза, проявляется в тенденции к медленной ползучей утрате своей идентичности, потери  интереса  к своей культуре  и языку,  утрате  способности развиваться из своих собственных начал, попадая под культурное  влияние  более  мощно  развитой  технологической культуры,  в  постепенном плавном растворении в ней. Болонская  система  эффективна в условиях кризиса, когда в обществе нет устойчивого заказа на специалистов. Придав образовательной системе гибкость, она помогает  молодым  людям  сориентироваться  сегодня. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Говоря об изменениях, происходящих в действующей системы высшего профессионального образования, то  существующие проблемы модернизации высшего профессионального образования можно рассматривать в двух составляющих:

  1. Цель и задачи модернизации высшего профессионального образования
  2. Основные принципы реализации модернизации

Необходимо  отметить, что основополагающая цель модернизации и развития системы  образования заключаются в соответствии современным реалиям  государственных  и международных требований  и  вызовов времени. Основными задачами на современном этапе расширение доступности и улучшение качества общего и профессионального образования, повышение его эффективности. Развитие образования на основе модернизации является поиском новых форм организации системы. Фактически, создается проект "новой" системы образования. Но этот новый проект создать сегодня достаточно сложно, так как отсутствует опыт функционирования системы в новых социальных условиях, который может быть использован в качестве исходного материала.

Несмотря  на  неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положении наших  вузов  и специалистов  не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Специалисты считают, что целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Александрова О.А. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011гг./  М.: МАКС Пресс, 2009
  2. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. - М.: КНОРУС, 2009.
  3. Бурмистров С.Л. Образование и право как феномены культуры: теоретико-системный анализ // Право и образование. 2008. № 10
  4. Буслов Е.В. Кудрявцев Ю.А. Сырых В.М. Шкатулла В.II. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие. - М., 2009
  5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6. Зорина Т.С. Межгосударственное сотрудничество в сфере образования: Болонский процесс и конституционное право на образование // Эволюция российского права. Тезисы докладов 6 Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25–26 апреля 2008 г.). Екатеринбург: Изд. Дом «Урал. госу. юрид. акад.», 2008
  7. Кирилловых А.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9. Т. 3.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011

1 Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. - М.: КНОРУС, 2009- С.45

2 Александрова О.А. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011гг./  М.: МАКС Пресс, 2009

3 Зорина Т.С. Межгосударственное сотрудничество в сфере образования: Болонский процесс и конституционное право на образование // Эволюция российского права. Тезисы докладов 6 Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25–26 апреля 2008 г.). Екатеринбург: Изд. Дом «Урал. госу. юрид. акад.», 2008

4 Кирилловых А.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9. Т. 3- С.144.

5 Бурмистров С.Л. Образование и право как феномены культуры: теоретико-системный анализ // Право и образование. 2008. № 10

6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011

7 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2011- С.5-7

 


Информация о работе Болоньский процесс. Общая характеристика и тенденции