Государственная политика РФ в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
раскрыть понятие государственной политики в области образования;
выделить принципы государственной политики в области образования;
проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание государственной политики в области
образования……………………………………………………………………....6
1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10
1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13
1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18
Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..38
Приложение 3……………………………………………………………..39
Приложение 4……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

значение РФ в области образования ТОНКОНОГОВА С.А.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование  напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления  деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.

 

1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование

Каждое образовательное  учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.13 Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование.

Объем бюджетных средств выступает  одним из главных показателей, характеризующих  масштаб государственного регулирования  сферы образования (Приложения 2-4).14 В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.15

Степень участия бюджета того или  иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

Федеральный уровень включает в  себя два направления финансирования расходов:16

— на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

— на реализацию федеральных образовательных  целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Федеральная  инвестиционная программа, Программа  развития образования и т.п.

В последние годы наметилась тенденция  к целевому выделению средств, для  чего на федеральном уровне создаются  различные фонды, в том числе  и на финансирование федеральных  мандатов.17 Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных  бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Правовой базой для  привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. № 12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин.18 Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.

Привлечение дополнительных источников на цели образования может  осуществляться тремя путями:

-  предпринимательской;

- условно-предпринимательской  и специфической деятельностью  самого образовательного учреждения;

- взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным  законом от 13 января 1996г. № 12-ФЗ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.19 Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

Важное значение при  планировании бюджетных средств  имеет система общеобразовательных стандартов и количество педагогических ставок. По любому учреждению бюджетной сферой экономическими статьями расходов являются: фонд оплаты труда учителей; начисления на фонд оплаты труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; коммунальные платежи, приобретение мягкого инвентаря.20

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно  связано с изучением организационной  структуры самой системы образования  и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы  распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования расходов казначейством по предметным статьям.

Следующий предмет ведения  государства и органов местного самоуправления – учредительство и  владение государственными и муниципальными учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и муниципальных учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа.21 Причем, государственный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя.

Государственный заказ  ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» негосударственные  образовательные учреждения имеют  право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование.

Основными документами, регулирующими ответственность  и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и Устав образовательного учреждения.

Обязанностью образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.

Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

В Российской Федерации  носителем ответственности за всю  деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются  вопросы оптимизации бюджетных  расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ.22

Можно сделать следующие  выводы по первой главе. Системе образования  принадлежит первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения. Учреждением, осуществляющим образовательный процесс, называется образовательное учреждение, которое осуществляет одну или несколько образовательных программ. Существует несколько видов образовательных учреждений.

Деятельность государства в области образования называется государственной политикой государства в области образования. Она осуществляется государством с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения.

Государственная политика РФ в области образования имеет ряд принципов.

Финансирование государства  РФ системы образования включается в себя два направления:

- финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

- финансирование федеральных образовательных целевых программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сравнение государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования

Забота об обучении и  воспитании подрастающих поколений  всегда являлась одним из основополагающих факторов общественного развития во все времена в России. На протяжении всей своей истории Российское государство совершенствовало формы, методы и механизм социальной адаптация юношества, корректировало содержательную сторону образования в соответствии с социально-экономическими, общественно-политическими условиями, национальными и нравственными, в том числе религиозными, традициями, общечеловеческими представлениями и классовыми интересами людей.

На пути движения российского  общества к демократическому государству  система современного образования призвана реализовать базовые ценности демократии: свободы, самореализации личности, толерантности, плюрализма и др. Ориентация на личность как приоритетную ценность стала в последние годы основной чертой развития отечественного образования.

Заметная активность общества и государства в направлении реформирования системы современного российского образования, необходимость создания эффективных образовательных моделей побуждает исследователей обратиться к сопоставлению советского и постсоветского опыта модернизирования образования второй половины XX в. Такое сопоставление позволяет не только выявить причины возникновения многих проблем, решаемых сегодня, но и прогнозировать оптимальные пути развития отечественного образования в будущем.

Признанный во всем мире высокий уровень образовательных стандартов советского времени не позволяет пренебрегать опытом прошлого. Именно поэтому изучение образовательной политики советского государства, особенно в сопоставлении с политикой, проводимой в 1990-е гг., представляется актуальным как в научном, так и практическом плане. Полное отрицание предыдущего опыта часто сопровождается большими потерями и не приносит положительных результатов.

Информация о работе Государственная политика РФ в области образования