Влияние религии на право в арабо - мусульманский странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы:
исследовать возникновение термина «религия» и сделать основной акцент на исламское вероисповедание;
узнать какое место занимает религия в государствах, каторые были взяты за пример;
найти взаимосвязь права и религии ;
проанализировать взаимосвязь между религией и арабо-мусульманскими государствами;

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………
Право и религия: общая характеристика………………………………..
Теоретические аспекты взаимовлияния религии и права……………...
Синтез права и религии в арабо-мусульманских странах……………...
Выводы…………………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………....

Файлы: 1 файл

Влияние религии на право в арабо-мусульманских странах.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

В VII – X века юристы, ощущая недостаточность конкретных предписаний в Коране, необходимость в ликвидации пробелов и приспособления религиозных источников к потребностям общественного развития, взяли на себя задачу совершенствования мусульманского права [9,c.73].

 

 

 

 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЗАИМОВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ И ПРАВА

Взаимодействуя, они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Если одной из основных задач любых норм является установление порядка. Право непосредственно воздействует на условия и процесс производства, распределения и обмена материальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодные тем, или иным слоям общества. Религия «генетически» предшествуя праву, оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовое сознание первоначально тесно смыкается с религиозным. Понятия греховного и преступного во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних [10 с.464].

При взаимовлиянии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты:

    • влияние религиозных норм на правовые;
    • непосредственное воздействие одних норм на другие;
    • влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений.

Правовые и религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений бывают очень близкими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний. В ряде случаев юридические нормы текстуально воспроизводят «генетически» предшествующие им религиозные нормы (о браке, разводе, семейных отношений и др.) [11с.143].

В результате такого взаимодействия социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы, государственным и церковным принуждением, угрозой Божьего наказания.

Выполняя регулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторы общественных отношений, как составные части социального регулятивного механизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписывая им в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественные отношения в соответствии с интересами различных слоев общества.

Таким образом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм в государстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг с другом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом.

Каждая правовая норма берёт своё начало из какой – либо религии,  в данном случае это религия ислам. Взяв из неё начало, право, в странах востока  с VII века называется мусульманским правом,  так как начало своё развитие в Арабском халифате.

Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа, объясняют, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией - главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии [12 с.12].

Право не влияет на ислам, так как влияние – это внесение изменений, а изменить религию не возможно, а вот религия не только влияет на право, а и является основным источником.

Исследую правовую систему государств, будь то страны Азии, Европы, Африки неважно везде источником права является обычай, а в основном религия.

Благодаря источникам мусульманского права находились ответы на на поставленные вопросы и виды наказаний за содеянные правонарушения (уголовные, гражданские, административные и т.д.).

Как сказано выше основными источниками мусульманского права признаются Коран и сунна и др., которые закрепляют основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Так вот в Коране затрагивались вопросы правовых взаимоотношениях мусульман, а также других верующих. Среди норм, регулирующих взаимоотношения людей, Коран содержит общие положения. Небольшое количество конкретных правил поведения возникло, в основном, при решении конкретных конфликтов. На подобие этого составлены правовые кодексы государств и даже конституции. Вторым источником является Сунна. Она содержит мало норм юридического характера, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Третий источник – иджма, она представляет собой согласованное заключение древних юристов, как знатоков ислама, об обязанностях правоверного, данное на основе толкования Корана и сунны. Только будучи записанные в иджму, нормы права, независимо от их происхождения, подлежали применению. С усилением роли  юристов мусульманско – правовая доктрина сосредоточила усилия по разработке методологической и общетеоретической основ права.  Утверждалось, что право устанавливается не большинством или всеми верующими, а только единством мыслей компетентных, официально уполномоченных лиц. В настоящее время иджма является единственной догматической основой мусульманского права. Современные судьи арабо-мусульманских стран ищут мотивы для решения не в Коране, а в книгах, где изложены решения, освящённые иджмой. И наконец кияс – решение по аналогии. Правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, сунной или иджмой, причём иджма имеет большее значение чем другие источники, так как в ней заложен первый фундамент права и юридической науки[9,с.75-76].

Хоть в мусульманском праве  установлены не все конкретные правила (свидетельствование многих источников), а общие рамки поведения, ориентиры, принципы, всё же на их основе сформулированы решения по любым делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СИНТЕЗ РЕЛИГИИ И ПРАВА В АРАБО – МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ

Мусульманское право распадается на две огромных ветви: суннитскую и шиитскую. Как уже было сказано ранее, в качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, Сунна — традиции, связанные с посланцем Бога, Иджма — «единое соглашение мусульманского общества» и Кияс — суждение по аналогии.

Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом, стран, где действует мусульманское право в чистом виде, не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Ветви, на которые распадается мусульманское право имеют свои школы.  Да, они имеют один источник, но всё же просматриваются некоторые отличия, что влияет на право в странах где его используют.

Сунниты опираясь на Коран и Сунну разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора – мубайи. Такой договор заключается между религиозной общиной – уммой, точнее её признанными представителями, и претендентом на государственную власть – будущим халифом. Этот документ является оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.

Последователи шиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам – ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. Вот это приведён основной пример отличия этих направлений[4,с.194 – 195].

В мусульманском праве существует следующая классификация современных правовых систем стран Востока, взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства.

Первая группа - правовые системы Саудовской Аравии и Ирана. В этих странах мусульманское право и по сей день применяется максимально широко. В первую очередь, его нормы и принципы влияют на конституционное законодательство и действующую здесь форму правления. К примеру, конституция Ирана, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых законов. Для исполнения данного положения в этом государстве изданы законы, которые закрепляют в своих статьях общие принципы и конкретные нормы той или иной школы мусульманского права. Более того, следует отметить, что в Иране и Саудовской Аравии действуют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции, которые могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.

Следующую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана и Судана. Хотя сфера действия мусульманского права здесь не столь широка как в первой группе, но все же остается весьма значимой, в последние годы даже набирает силу тенденция к расширению. В первую очередь, нормы и принципы мусульманского права заметно влияют на основные акты конституционного характера, а также на деятельность государственного механизма рассматриваемых стран. Например, военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они "не соответствуют принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран был объявлен «законом общества» и заменил обычную конституцию. Во всех перечисленных странах данной группы, мусульманское право и по сей день продолжает регулировать отношения личного статуса, здесь сохранились мусульманские суды.

Еще одна многочисленная группа - это правовые системы следующих арабо - мусульманских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана и ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан). Конституционное право рассматриваемых государств закрепляет особые положения мусульманского права и ислама. А конституции многих из них говорят, что только мусульманин может стать главой государства, а мусульманское право выступает источником законодательства (элементы суннитской ветви). Но в некоторых из этих стран (Ирак, Сирия) расширяется определенная демократизация мусульманско-правовых положений в части семейного законодательства.

Особое положение занимают правовые положения Народно-Демократической республики Йемен и Туниса. Брачно-семейные законодательства данных государств отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательство запрещает полигамию, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, в семейных отношениях наделил женщину равными правами с мужчинами[13,с.133 – 135].

Она действовала как в былые века так и в наше время. Шариат в наше время - наиболее яркий пример слияния религии (ислама) с правом. В нем ярко проявились и другие характерные черты традиционного права:

- архаичность, сохранение  многих пережитков родового строя, в целом внешне очевидное преобладание  веры и традиций над рациональным;

- противоречивость, казуальность  норм, отказ от широкий обобщений и определений, сложность и расплывчатость его установлений, а также оригинальность структуры и многих норм, закрепленных в шариате с того времени, когда происходило становление ислама;

- мусульманское право - это  закрытая система: религией в  принципе не признавалась возможность  существования для верующих какого-либо  другого права, были недопустимы  заимствования из иных правовых  систем.

С развитием торгового оборота и усложнением общественных отношений мусульманское право подвергается преобразованиям, приспосабливается к изменяющимся условиям. Важное значение в преобразованиях мусульманского права имеет регламентирующая деятельность правителя. Формально он не имел власти изменять либо отменять пережиточные нормы, но его административная регламентация устанавливала настоящие правовые нормы, что не считалось противоречием шариату. Следует заметить, что сходным образом осуществлялось и становление развитого римского права. В настоящее время мировая интеграция, общность экономических интересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских государств. Ими признаются многие принципы международного права. Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем. Однако еще слишком рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием политических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды[14,с.343 – 344].

Что бы ближе познакомится с юридической практикой, я решила провести сравнительный анализ правовых систем на основе конституций таких стран как: Королевство Саудовская Аравия, Оман и Объединённые Арабские Эмираты.

Проанализировав конституции я пришла к выводу, что все три нормативно правовых документа основаны на законах шариата.

  • «Ислам – официальная религия союза, а шариат – официальный источник законодательства. Официальный язык союза – арабский.» - статья 7, глава 1 – Конституция Объединённых Арабских Эмиратов.
  • «Государственная религия – ислам, основа правовой системы — мусульманский шариат.» - статья 2, часть 1 – Конституция Султаната Оман.
  • «Королевство Саудовская Аравия — суверенное арабское исламское государство. Его религия — ислам, Конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык — арабский, столица — г. Эр-Рияд» - пункт 2, глава 7 – Конституция Королевства Саудовская Аравия.

Конституция Объединённых Арабских Эмиратов состоит из 10 разделов. Эти разделы состоят из статей, в которых прописаны права и обязанности граждан, иностранцев и лиц без гражданства  проживающих или находящихся на территории Эмиратов в настоящее время. Однако прописаны и положение граждан Эмиратов, которые находятся на территории другого государства и на консульства находящиеся за пределами Эмиратов. Также прописаны обязанности главы государства, высших государственных органов и судебных работников.

Информация о работе Влияние религии на право в арабо - мусульманский странах