Внешние функции государства: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – попытаться глубже изучить и понять социальную и политическую сущность государства, взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних функций государства и методов их осуществления.
Задачи: рассмотреть суть и значение функций государства, дать классификацию функций государства, изучить внешние функции государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2 с.
Глава 1. Общие понятия о функциях государства
1.1 Понятие и сущность государства…………………………………………5 с.
1.2 Классификация, содержание, эволюция функций государства…………9 с.
Глава 2. Основные внешние функции государства и их реализация
2.1 Политическая функция……………………………………………………16 с.
2.2 Экономическая функция………………………………………………….20 с.
2.3 Функция обороны страны………………………………………………...27 с.
2.4 Функция охраны мировой окружающей среды…………………………32 с.
Заключение…………………………………………………………………..36 с.
Библиография……………………

Файлы: 1 файл

внешние функции государства.docx

— 75.64 Кб (Скачать файл)

Материалистическая теория объясняет возникновение государственности социально-экономическими причинами. Представители этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. По этой теории главными и единственными причинами происхождение государства является разделение труда (земледелие, скотоводство и ремесло, обособление класса людей, занятых только обменом), совершенствование орудий труда и рост его производительности, вследствие чего возникает избыточный продукт, в результате которого появляется частная собственность. Появление частной собственности раскалывает общество на имущие и неимущие классы. Богатым людям необходима власть для защиты своих экономических, материальных интересов, и они создают новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих.

На мой  взгляд эта теория более научно обоснованная, но она практически не учитывает национальных, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на происхождение государственности.

Процесс организации государства длительный и у разных народов шел разными  путями. Историческая наука о государстве  выделяет несколько форм государства  – восточная, афинская, римская, древнегерманская. На востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия  и т. п.) устойчивыми оказались  социально-экономические структуры  родового строя – земельная община, коллективная собственность и др.

Афины – классическая форма возникновения  государства, вырастающее непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских  родов плебеев против родовой  аристократии (патрициев).

Древнегерманские  государства организовывались в  связи в завоеванием обширных территорий. Их управление, сохранение, защиту родовая организация обеспечить уже не могла.

Рассмотрев  различные теории возникновения  государства, приходим к выводу, что  каждое государство (в настоящее  время их 193, включая Ватикан) возникает  и развивается в конкретное время, в конкретных исторических, географических, внешних условиях, и, в зависимости, от целей и задач выполняет  определенные функции, избирая для  их выполнения необходимые методы, средства и создавая нужную конструкцию  управления государственный аппарат  способный эти функции исполнить. 
 
 

    1. Классификация, содержание, эволюция функций государства.                                

Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. В функциях государства  выражаются его сущность и социальное назначение, его цели и задачи. Функции  государства формируются объективно, обусловлены экономической и  политической структурами общества и интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Если меняется политическая власть в государстве – меняются его функции. Характер функций определяется и важностью и масштабностью целей и задач. Так, в период опасности военного кризиса или условиях войны, когда встает вопрос о самом существовании  государства, самой главной становится функция обороны. В условиях же экономического спада (кризиса), первостепенными задачами становятся подъем и стабилизация экономики и главными функциями становятся – экономические (как в настоящее время в России).

В зависимости  от целей, важности и социальной значимости тех или иных направлений функции  государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние  функции – это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация  внутренних функций проводится по сферам деятельности государства – экономическая, социальная, политическая, финансового  контроля, охраны правопорядка, духовная, экологическая.

Экономическая функция в любом государстве, независимо от его типа и формы, на любом этапе своего развития, всегда стоит на первом месте, включая финансовые и иные тесно связанные с ними проблемы. Если экономические функции государства под влиянием тезиса о нерегулируемости рыночной экономики выносятся из числа главных функций государства придав им разряд второстепенности, то государство подрывает свою собственную экономическую основу, постепенно теряет свои позиции в мире, а вместе с тем свою мобильность и эффективность (что и произошло с СССР и Россией).

К государственным  методам регулирования экономики  относятся :

- политика налогообложения, позволяющая решать государству задачи социального характера и выделять часть национального дохода для дальнейшего развития производительных сил общества ;

- содействие в создании условий рационального хозяйствования, в отраслях экономики наиболее выгодных обществу в целом.

Для осуществления  государственного воздействия на экономическую  жизнь общества в целом формируется  государственный бюджет и контроль за его расходованием; составляются программы, национальные проекты ( например, Продовольственная программа в СССР, в России разработаны национальные проекты здравоохранения, просвещения, жилищного строительства, развития сельского хозяйства).

финансирование  программ промышленных и научных  исследований; выдача субсидий и кредитов на льготных условиях для стимулирования предприятий по производству материальных благ. При этом, вопросом государственного регулирования экономическими процессами и высшие, и местные органы государственной власти, и специализированные учреждения. В России – министерства, ведомства, комитеты, Администрация при президенте страны, Государственный Центральный банк; в США – ФРС (Федеральная резервная система) Административно-бюджетное бюро и др.

Так же экономическая деятельность государство осуществляет путем хозяйственного руководства государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, учреждениях, заведениях).

Социальная  функция обеспечивает социальную защиту личности, нормальные условия жизни для всех членов общества.

Социальная  политика правового государства  предполагает, во-первых, обеспечение и поддержание соответствующего уровня жизни людей, которые не могут в силу каких-то обстоятельств полноценно трудиться ( детям, инвалидам и др.); Во-вторых, финансирует деятельность здравоохранения, просвещения, строительство жилья, работу связи и транспорта, культурный отдых. Реализуется эта функция созданием фондов на выплату пенсий, пособий, субсидий и т.д., выполняет программы по занятости населения и сокращения безработицы. Государством создаются и финансируются специализированные органы и учреждения по здравоохранению, просвещению и культуре.

Функция финансового контроля.

Для выполнения своих внутренних и внешних функций  государству необходимы денежные средства, поэтому оно налаживает и осуществляет финансовый контроль – выявляет и  учитывает доходы производителей, и  часть из них в виде налогов, установленных законом, направляет в государственный бюджет, контролируя при этом правильность их расходования. Высший финансовый контроль за доходами и расходами осуществляет парламент. Во всех государствах правом такого контроля наделено министерство финансов. Создаются и специальные учреждения по финансовому контролю – Счетная палата (Россия, Франция), Генеральное управление отчетности (США) и т.д. Провоз материальных ценностей через границу контролируют государственные таможни. Денежный сбор идет в доход государства.

Функция охраны правопорядка в стране является не менее важной и необходимой по сравнению с другими функциями. Она включает в себя обеспечение неукоснительного выполнения законодательства всеми участниками общественных отношений данной страны. При этом, необходимо понять, что борьба с правонарушениями не самая главная сторона правоохранительной деятельности государства, так как оно обязано с помощью специализированных учреждений ( суда, прокуратуры и т.д.), обеспечить порядок в общественной жизни, исключить любое нарушение правовых норм, предполагающих свободу личности и справедливость. Задача всего государства, всей системы его органов – поддержание стабильного правопорядка в стране. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Природоохранительная (экологическая) функция.

На современном этапе жизненно важной деятельностью любой страны и всего мирового сообщества в целом является решение задач природоохранной (экологической) сферы. Каждое государство разработало законодательство, которое регулирует деятельность людей и всех организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране земли, вод,  атмосферного воздуха, лесов и т.д.).

Контроль  осуществляют специализированные министерства и ведомства, предусмотрены жесткие  меры юридической ответственности  за нарушения. Загрязнение воздуха, все увеличивающийся радиационный фон, кислотные дожди, вырубка лесов, накопление ядерных отходов достигло таких масштабов, что справиться с такой проблемой отдельные государства не в состоянии. Сохранение и поддержание условий экологически безопасного существования людей давно уже стало проблемой всего мирового сообщества. В связи с этим во многих странах разработаны и действуют программы по охране окружающей среды, с целью наблюдения за соблюдением природоохранных законов создана международная организация Greenpeace, которая имеет свои отделения практически во всех странах мира. Во всех договорах внутрихозяйственного и международного характера по производству, реализации, транспортировке материальных ценностей любого предназначения обязательно вводится пункт по экологической безопасности. Таким образом внутренняя экологическая функция государства перешла и во внешнюю.

Политическая  функция – обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития всего общества. Политика – это искусство управления государством, включающее в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству процессов производства. Первоочередная задача политической функции – создание сильного государства с сильной эффективной властью но сама по себе власть не решает всех стоящих перед государством задач, потому что удерживая руль власти, необходимо умело им пользоваться. Внутренняя политическая функция в своей деятельности обязана установить в государстве разумный правопорядок и законность; создать условия для развития экономики и соответствующего бюджета; обеспечить социальную справедливость, как основу общественного согласия; сформировать профессиональные службы безопасности и достаточно мощные вооруженные силы.

Таким образом от умелого, прогрессивного выполнения политической функции зависит жизнеспособность государства, его сила и благополучие.

Быстро  развивающееся информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем организует новую, информационную функцию государства, которая имеет свой объект воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулирование общественным сознанием), другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

Государство в одиночку развиваться не может, необходимо использовать знания и достижения других стран, что ставит перед страной  задачи по установлению поддержанию  мирных отношений с соседними, и не только, государствами, организации безопасности (обороны) страны от внешнего нападения. Основные направления деятельности государства на международной арене составляют его внешние функции.

К внешним  функциям государства относятся: оборона  страны, обеспечения мира, интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, сотрудничество с другими государствами в  решении глобальных проблем современности, поддержании мирового правопорядка.

Подробно  внешние функции будут рассмотрены  во второй главе данной курсовой работы.

Помимо  классификации функций на внутренние и внешние, направления деятельности государства подразделяются на основные и неосновные. Такая классификация объективно необходима, потому что в реальной действительности функции государства, как основные направления его деятельности, далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются и в обычной повседневной жизни страны и в особенности в нестандартных, чрезвычайных ситуациях.

Классификация функций по степени их социальной значимости и важности необходима для  их более глубокого и разностороннего  познания, что способствует практике их применения. Представление об основных и неосновных функциях государства сформулированы теоретиком государства и права Н.В. Черноголовкиным, где под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы1», а под неосновными – «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры2». Деятельность современного государства многогранна и осуществляется в сложном противоречивом мире, требующим особого внимания не к одной, а к нескольким сферам общества, поэтому и не может быть только одной – единственной основной (главной) функцией.

Информация о работе Внешние функции государства: понятие, классификация