Внешние функции государства: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – попытаться глубже изучить и понять социальную и политическую сущность государства, взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних функций государства и методов их осуществления.
Задачи: рассмотреть суть и значение функций государства, дать классификацию функций государства, изучить внешние функции государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2 с.
Глава 1. Общие понятия о функциях государства
1.1 Понятие и сущность государства…………………………………………5 с.
1.2 Классификация, содержание, эволюция функций государства…………9 с.
Глава 2. Основные внешние функции государства и их реализация
2.1 Политическая функция……………………………………………………16 с.
2.2 Экономическая функция………………………………………………….20 с.
2.3 Функция обороны страны………………………………………………...27 с.
2.4 Функция охраны мировой окружающей среды…………………………32 с.
Заключение…………………………………………………………………..36 с.
Библиография……………………

Файлы: 1 файл

внешние функции государства.docx

— 75.64 Кб (Скачать файл)

И внутренние и внешние, и основные и неосновные функции государства не являются чем-то раз и навсегда установленным  и в отдельно взятом государстве  и в мировом сообществе  в  целом. И хотя функции государства  имеют объективный характер, но реализуются  сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны  и взаимопроникаемы, поскольку внешняя политика, определяющая линю поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, действуют в системе, осуществляются государственными органами. При этом каждому этапу развития государства соответствуют свои функции, резко отличающиеся от функций других этапов развития, то есть с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций, появляются новые функции, большая же часть уже существующих изменяются по своему содержанию (например, после распада СССР и образования Российской Федерации).

Эволюция  функций государства зависит  от задач стоящий перед ним и целей, которые оно преследует. На эволюцию внешних функций на современном этапе цивилизации оказывает значительное влияние экологический фактор, серьезная реальная опасность для самого человеческого существования; внешнеэкономическая деятельность, когда государство проходит путь от конфронтации (противостояния) к сотрудничеству, к партнерству. Но самое сильное влияние на эволюцию функций государств оказывает необходимость борьбы против возможности использования ядерного и другого оружия массового поражения; потребность устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и других вновь созданных технологий.

Эволюция  функций при решении глобальных проблем затрагивают все, без  исключения, современные государства. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.

Основные  внешние функции  государства и  их реализация.

Стержневые направления деятельности государства, связанные с решением стоящих перед ним целей на международной арене представляют собой внешние функции государства. Они никогда неодинаковы для всех государств, зависят от существующего политического режима в стране, от международной обстановки, от сложившихся взаимоотношений с соседними, и не только, государствами, от социально-классовой сущности государства, от его идеологии. «Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые не были бы обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначениям.3»

2.1. Политическая функция прежде всего представляет собой сотрудничество стран в вопросах мира и войны. Сотрудничество в этой сфере между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Так, в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) главами государств был подписан Договор о создании Европейского Союза (в дальнейшем ЕС), в который в настоящее время входит 27 европейских стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Италия, Испания и др.). ЕС – это достижение высшей ступени европейской экономической и политической интеграции. В соответствии с этим Договором учреждается проведение общей экономической, политической и внешней политики, а также политики в области безопасности и сотрудничества в социальной сфере. Кроме того, согласно Договору, вводится единое европейское гражданство. В Европейском Союзе разработано и утверждено собственное право, которое регулирует отношения государств-членов и их граждан и юридических лиц. Критерии вступления стран в ЕС – соблюдения в государстве демократических принципов, принципов свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства.4

В целях  поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между  государствами в 1945 году создана  и начала действовать Организация  Объединенных Наций (в дальнейшем ООН). В настоящее время членами  ООН являются 193 государства. ООН  является основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств. Вопросами  политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. По поддержанию политической стабильности в регионах организованы региональные международные союзы: Лига арабских государств, с целью  защиты суверенитета ее членов (Ирак, Сирия, Тунис, Ливан, Судан и др.); Организация  африканского единства; Организация  американских государств и другие.

При первой же возможности вопросы политического характера решаются дипломатическим путем на основе переговоров.

Внешнеполитический  курс Российского государства –  признание и неукоснительное  соблюдение принципов и норм международного права, уважение суверенитета, территориальной  целостности и независимости  других государств, и того же требует  в отношении себя, защищая свои интересы и, если понадобится, твердо и  жестко. В вопросах поддержания мира, оздоровления международной обстановки Россия стоит на единственно приемлемой для себя позиции – недопущения  новой глобальной войны, ни «холодной», ни «горячей». Именно поэтому наш  президент В.В. Путин выступил против военной операции в Ираке, совместно  с президентом Франции и канцлером  Германии. Неизменной остается позиция  России и по укреплению режима нераспространения  оружия массового поражения и  новейших военных технологий. Но этот принцип должен быть обязательным для  всех и практика односторонних уступок должна прекратиться. Россия активно участвует и в миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов.

Еще одной  проблеме Российская Федерация уделяет  серьезное внимание – поддержке  соотечественников за рубежом. В  связи с распадом СССР за ближним  зарубежье оказалось много русскоязычного населения, которое нуждается во всемерной поддержке в силу резко  изменившихся отношений бывших советских  республик к России. Российским государством была разработана Программа по поддержке  соотечественников за рубежом. В  Программе зафиксировано, что реализация мер по поддержке соотечественников  за рубежом осуществляется путем  скоординированных усилий Федеральных  органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Обеспечивает эту работу правительственная  комиссия по делам соотечественников  за рубежом. Финансирование мероприятий поддержки соотечественников в социально-экономической, культурно-образовательной, информационной и иных сферах осуществляется за счет средств Федерального бюджета в пределах ассигнований, утверждаемых на указанные цели, а также внебюджетных источников, включая участие неправительственных организаций, и, по согласованию, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Российских регионах, в первую очередь в столице  России, Алтайском крае, Омской области, Санкт-Петербурге и других уже много  лет ведется многоплановая инициативная работа по поддержке соотечественников. За счет бюджета Москвы в Севастополе  открыт Черноморский филиал МГУ, оказано  содействие становлению института  экономики и управления в Эстонии, Балтийского русского института  в Латвии, его филиалов  в Литве  и Эстонии. В государствах Балтии реализуется программа «Стипендия мэра Москвы». За счет Москвы ведется  строительство жилья для офицеров Черноморского флота. С привлечением русских общин в качестве соучредителей  созданы в ряде стран Торговые дома, отчисляющие часть прибыли  на поддержку соотечественников. Активные взаимодействия с ними за рубежом обеспечивают московские фонды: им. Юрия Долгорукого, «Москва-Крым», «Москва-Севастополь», Московское отделение государственно-общественного фонда «Россияне». В лечебно-профилактических учреждениях города Москвы получили стационарную медицинскую помощь более ста тысяч человек, проживающих вне Российской Федерации. Материалы взяты из выступления мэра Москвы Ю.М. Лужкова на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом ( Москва, 11 октября 2001 года).

Многие  государства, имеющие обширную диаспору, развивают сотрудничество регионов с землячествами своих соотечественников  за рубежом. Например, испанское законодательство поощряет развитие трансграничных контактов  с соотечественниками. Богатый опыт в этом отношении накоплен в Галисии, Каталонии, Стране Басков и др., которые  развернули свою деятельность во многих латиноамериканских странах.

В Германии большой объем работы с зарубежными немцами ведут «Земли».

В XXI веке возникла необходимость и еще одной внешней функции – борьба с терроризмом.

В одну из самых опасных по масштабам  непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных  проблем превратился терроризм. Для террористических организаций  государственные границы не являются препятствием. Их действия характеризуются  широким размахом, обеспечиваются развитой сетью связи и взаимодействием, жесткой конспирацией, тщательным отборов  кадров, наличием агентуры правоохранительных и государственных органах. Разветвленная  сеть конспиративных укрытий, учебных баз, высокий уровень технического оснащения и обучения кадров способствуют высокой боеспособности и эффективности проводимых террористических актов. Главными источниками финансирования терроризма являются контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т.д.

В непримиримом споре разных миров, кардинально  различных по своим нравственным нормам, культуре, мировоззрению терроризм  стал средством устрашения и уничтожения. Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных  и политических деятелей. Практически  терроризм превратился в угрожающую силу международного масштаба, поэтому  в борьбе с ним необходимо объединение  усилий всех стран. Политика большинства  западных стран в этом вопросе  стоит на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок; оказывать максимального давления на страны, поддерживающих терроризм, в полной мере использовать все сила и средства, в том числе и  военные, для наказания террористов.

В России терроризм отнесен к категории  государственных преступлений, наносящим ущерб национальной безопасности. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России созданы и подготовлены специальные антитеррористические силы, усилена охрана особо опасных, в частности ядерных, объектов и др.

2.2. Экономическая функция.

Появление функции интеграции в мировую  экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества обусловлена нарастающим процессом усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств, формированием мирового рынка, переплетением экономических интересов, появлением транснациональных компаний, международным разделением труда, кооперированием и специализацией производства, обменом новейшими технологиями, координацией товарооборота, развитием кредитно-финансовых связей. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и партнерству проходит большинство государств современного мира. Все это требует организации регулирования мирохозяйственных связей. Не затрагивая национального суверенитета участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных организаций. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН имеет в своем составе Совет по торговле и развитию, Экономический Комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике.

Международное регулирование осуществляется по следующим  основным направлениям:

  • Экономическое и промышленное сотрудничество;
  • Научно-техническое сотрудничество;
  • Сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
  • Сотрудничество в области мировой торговли;
  • Сотрудничество в области интеллектуальной собственности;
  • Сотрудничество в области стандартизации и сертификации продукции;
  • Сотрудничество в области транспорта;
  • Сотрудничество в области инвестиций;

Реализацией перечисленных видов сотрудничества занимаются международные организации  соответствующего профиля и компетенции.

Межгосударственное  промышленное сотрудничество нацелено на развитие прямых кооперационных связей в области производства, расширение совместной производственной деятельности; привлечение иностранных инвестиций в промышленную сферу, оказание технической  помощи. В целях содействия этому  процессу в рамках ООН создана  специализированная организация ЮНИДО  – организация по промышленному  развитию, оказывает помощь развивающимся  странам – мобилизует знания, опыт, информацию и технологии, содействует развитию конкурентно способной экономики и обеспечению экологической устойчивости.

Еще до окончания второй мировой войны  возникла идея создания международной  организации регулирования торговли – как третьей опоры нового экономического порядка наряду с  Международным Валютным Фондом (далее  МВФ) и Международным Банком Реконструкции  и Развития (далее МБРР). Уже в  октябре 1947 года на международной конференции  по торговле и занятости было подписано  Генеральное Соглашение о тарифах  торговле (ГАТТ), которое вступило в  силу с 1 января 1948 года. В результате деятельности этой организации средняя  таможенная пошлина снизилась 40% с  момента подписания Соглашения в  середине 40-х годов до 4% в середине 90-х годов.

Преемницей  Генерального Соглашения по тарифам  и торговли с 1 января 1995 года стала  Всемирная Торговая Организация (ВТО), призванная осуществлять содействие развитию международной торговли сырьевыми, промышленными товарами и, так называемыми, невидимыми статьями – транспорт, передача технологии, туризм, а также вопросами  финансирования, связанного с торговлей. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические  вопросы.

Информация о работе Внешние функции государства: понятие, классификация