Внешняя политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России, ее приоритетов и основных векторов развития, и выявление ее места в системе международных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Рассмотрение вопроса о сущностях и функциях внешней политики в целом
2.Рассмотрение вопроса об основах международных отношений
3.Рассмотрение основных тенденций и векторов развития внешней политики РФ

Содержание работы

Введение 3
1 Внешняя политика 6
1.1 Понятие внешней политики 6
1.2 Функции, формы и методы осуществления 7
2 Россия в мировом политическом процессе 13
2.1 Геополитическое положение современной России 13
3 Основные направления развития внешней политики РФ 17
3.1 Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем 17
3.2 Региональные приоритеты внешней политики РФ 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursovaya_Gaevsky_S_S.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Далее эта концепция была развита  Г. Моргентау, Дж. Кеннаном, Р. Нибуром  и др. Национальная безопасность тесно  связана с безопасностью самой  общественно-политической системы  или государства. В процессе реализации государством собственных целей  оно имеет дело с другими государствами, которые могут либо способствовать, либо препятствовать их достижению.

Государство располагает разными  средствами воздействия на другие субъекты международной системы, каждый из которых  может использовать собственные  пути и средства реализации своих  целей. Одним из самых очевидных  средств является применение или  угроза применения насилия. Задолго  до того, как Клаузевиц сформулировал  свой знаменитый афоризм "война есть продолжение политики иными средствами"2, государственные деятели действовали в его духе. В этом плане отношения между государствами характеризуются взаимной конкуренцией. В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между заинтересованными сторонами. В данном контексте война и агрессия одного государства против другого являются средствами разрешения возникающих между ними конфликтов. Основу международной политики составляют конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их разрешения. В течение последних примерно трех столетий западная система государств продемонстрировала свою эффективность в обеспечении независимого существования национальных государств. Она была достаточно гибка, позволяя реализовывать устремления к национальной независимости. Но достигалось это ценой множества войн, включая и всеобщие (например, первая и вторая мировые войны, в которые оказались, вовлечены почти все страны мира)

Внешняя политика суверенных государств является главным средством предотвращения войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами. Она призвана регулировать отношения каждого отдельного государства с другими государствами и народами на основе соответствующих принципов, методов и механизмов. Наиболее распространенным и общепринятым из этих механизмов является дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца ХV в.

Задача дипломатической практики - обеспечить представителям государства  условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями  других стран. Так, большинство государств содержит специально подготовленных людей (послов, культурных, военных атташе и др.), а также институты (посольства, торговые представительства и т.д.), в задачу которых входит продвижение  их интересов и разрешение возникающих  проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связей.

Дипломатия представляет собой  совокупность практических мероприятий, приемов и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера  решаемых задач. Ее осуществление входит в задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических  представительств за рубежом и т.д. Само понятие "дипломатия" связано  с искусством ведения переговоров  и поисков взаимоприемлемых решений  в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного  и международного сотрудничества.

Дипломатические отношения составляют основную форму официальных отношений  между государствами. Согласно Венской  конвенции о дипломатических  сношениях 1961 г., они устанавливаются  между государствами по взаимному  согласию в соответствии с нормами  международного права и практикой  международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать укреплению связей между государствами, решению возникающих между ними проблем на взаимоприемлемых условиях. Сам факт их установления служит свидетельством международно-правового признания вовлеченными государствами друг друга. Главная функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и событиях в стране пребывания, а также информировании правительства страны пребывания о политике представляемого дипломатическим представительством государства.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РОССИЯ В МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Геополитическое  положение современной России

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с  учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной  от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки  зрения своего геополитического положения  Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась  в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности  считается приоритетной в области  внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления  в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких  республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая  интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства  наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России

Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным  является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с  ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала  эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства)

В складывающейся системе  международных отношений Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее  входивших в состав СССР.

Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как  угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических  интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной  системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных  месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как  Черноморский и Балтийский, составлял  значительную часть российского  геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что  если контроль над пространством  теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая  исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков»3 передвинулся на пространство Киевской Руси.

Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах  возникает своего рода «санитарный  кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад  и превращающий Калининградскую  область в оторванный от основной российской территории эксклав.

Другая точка зрения в  менее драматизированной форме  представляет, что ряд стран Центральной  Европы, присоединившиеся к НАТО, в  прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас –только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском  регионах удастся, если Россия будет  опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские  амбиции, а на свой экономический  потенциал

Если иметь в виду восточное  направление, то российские позиции  на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались  под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия

И в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет  определяться в первую очередь основными  показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории  всегда была серьезным геополитическим  субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в  мире территорией, которая расположилась  на двух континентах.

Задача, которую Россия сама должна решить, – не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой  арене, во-вторых, оттеснения от участия  в решении проблем, затрагивающих  ее стратегические интересы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ

3.1 Приоритеты  Российской Федерации в решении  глобальных проблем 

Многообразие и  сложность международных проблем  и кризисных ситуаций предполагают своевременную прогнозную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Использование  политико-дипломатических, правовых, военных, экономических, финансовых и иных инструментов при решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному  значению для обеспечения внешнеполитических интересов России и осуществляться при должной скоординированности  действий всех ветвей власти и соответствующих  ведомств. 

Формирование нового мироустройства  
Россия проводит политику, направленную на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях.  
Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью. Россия поддерживает усилия по укреплению ее центральной и координирующей роли. Это предполагает:  
а) обеспечение незыблемости ключевых положений и принципов Устава ООН, всемерное укрепление ее потенциала в целях рационального адаптирования ООН к новым мировым реалиям при сохранении ее межгосударственной природы;  
б) дальнейшее повышение эффективности деятельности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу в процессе рационального реформирования ООН большей представительности при обеспечении должной оперативности в его работе. Любые решения по созданию дополнительных мест в Совете Безопасности ООН должны приниматься на основе самого широкого согласия государств – членов ООН. Статус пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН должен быть сохранен.  
Россия придает большое значение обеспечению устойчивой управляемости мирового развития, что требует коллективного лидерства ведущих государств мира, которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях и осуществляться при полном уважении центральной и координирующей роли ООН. В этих целях Россия будет наращивать взаимодействие в таких форматах, как «Группа двадцати», БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), «Группа восьми», ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), РИК (Россия, Индия и Китай), а также с использованием других структур и диалоговых площадок.  
Верховенство права в международных отношениях  
Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Поддержание и укрепление международной законности – одно из приоритетных направлений ее деятельности на международной арене. Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также гарантировать стабильность мирового сообщества в целом.  
Укрепление международной безопасности  
Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности.  
Международное экономическое и экологическое сотрудничество  
Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры, определению ориентиров международного развития, исходя из того, что общность модернизационных вызовов открывает дополнительные перспективы углубления международного экономического сотрудничества.  
Основные задачи России в сфере международных экономических отношений с учетом приоритетов инновационного развития страны заключаются в обеспечении ее равноправных позиций в современной системе мирохозяйственных связей, сведении к минимуму рисков, возникающих при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).                                                                                    Международное гуманитарное сотрудничество и права человека  
Россия видит свои задачи в том, чтобы добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного равноправного международного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства, осуществлять мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в мире, способствовать привлечению к решению задач в данной сфере российских институтов гражданского общества, таких как Общественная палата Российской Федерации, неправительственные организации внешнеполитической направленности, содействуя их широкому участию в деятельности мировых экспертно-политологических форумов, в международном гуманитарном сотрудничестве;  
Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности  
Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

Информация о работе Внешняя политика Российской Федерации