Внешняя политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России, ее приоритетов и основных векторов развития, и выявление ее места в системе международных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Рассмотрение вопроса о сущностях и функциях внешней политики в целом
2.Рассмотрение вопроса об основах международных отношений
3.Рассмотрение основных тенденций и векторов развития внешней политики РФ

Содержание работы

Введение 3
1 Внешняя политика 6
1.1 Понятие внешней политики 6
1.2 Функции, формы и методы осуществления 7
2 Россия в мировом политическом процессе 13
2.1 Геополитическое положение современной России 13
3 Основные направления развития внешней политики РФ 17
3.1 Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем 17
3.2 Региональные приоритеты внешней политики РФ 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursovaya_Gaevsky_S_S.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

3.2 Региональные  приоритеты внешней политики РФ4

Приоритетными направлениями  российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего  сотрудничества с государствами  – участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ – основы углубления регионального  взаимодействия его участников, имеющих  не только общее историческое наследие, но и обширный потенциал интеграции в различных сферах.  
Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств – участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, стремясь к интенсификации интеграционных процессов на пространстве Содружества. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.  
Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза, призванного не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств. Строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.  
Россия намерена активно способствовать развитию взаимодействия государств – участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства – участника Содружества в отдельности. Особое внимание будет уделяться поддержке соотечественников, проживающих в государствах – участниках СНГ, согласованию договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.  
Россия будет наращивать сотрудничество с государствами –  участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация указанных угроз, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье.  
В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Сохраняется актуальность дальнейшей трансформации ОДКБ в универсальную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах. 
В числе российских приоритетов остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению.  
Россия заинтересована в нормализации отношений с Грузией в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона, при учете политических реалий, сложившихся в Закавказье.  
Приоритетный характер имеет развитие отношений с государствами Евро-Атлантического региона, с которыми Россию связывают, помимо географии, экономики и истории, глубокие общецивилизационные корни. С учетом растущей востребованности коллективных усилий государств перед лицом транснациональных вызовов и угроз Россия выступает за достижение единства региона без разделительных линий, через обеспечение подлинно партнерского взаимодействия России, Европейского союза и США.  
 
Россия заинтересована в углублении сотрудничества с Европейским союзом как основным торгово-экономическим и важным внешнеполитическим партнером, выступает за укрепление взаимодействия, подчеркивая актуальность задачи формирования четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты. Россия выступает за заключение с Европейским союзом нового базового соглашения о стратегическом партнерстве на принципах равноправия и взаимной выгоды, будет способствовать эффективной реализации совместной инициативы Россия – ЕС «Партнерство для модернизации», развитию взаимовыгодного энергетического сотрудничества в целях создания объединенного энергетического комплекса Европы на основе строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств. Перспективной задачей является построение единого рынка с Европейским союзом.  
Учитывая значимую роль Европейского союза в международных делах, Россия настроена на поддержание интенсивного и взаимовыгодного политического диалога с Европейским союзом по основным вопросам внешнеполитической повестки дня, дальнейшее развитие практического взаимодействия во внешне- и военно-политической сферах, создание соответствующих механизмов сотрудничества в области внешней политики и безопасности, с тем чтобы придать работе характер совместного принятия решений с их последующей совместной реализацией.  
Важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействия переводу российской экономики на инновационный путь развития является активизация взаимовыгодных двусторонних связей с Германией, Францией, Италией, Нидерландами и другими государствами Европы. Россия хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией.  
Россия продолжит усилия по укреплению Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента.  
Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, реальным шагам по продвижению к общему пространству мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия–НАТО обязательства по необеспечению своей безопасности за счет безопасности других, а также обязательств по военной сдержанности. Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО и к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом, как к действиям, нарушающим принцип равной безопасности и ведущим к появлению новых разъединительных линий в Европе.  
 
Россия нацелена на развитие всестороннего прагматичного и равноправного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Европы. Балканский регион имеет для России важное стратегическое значение, в том числе как крупнейший транспортный и инфраструктурный узел, через территорию которого осуществляется доставка нефти и газа в страны Европы.  
 
Долгосрочный приоритет российской политики – подведение под диалог с США солидного экономического фундамента, уплотнение связей во всех сферах, качественное наращивание равноправного, недискриминационного торгово-экономического сотрудничества на постоянной основе, совместная выработка культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов, что позволит придать отношениям между двумя странами большую стабильность и предсказуемость, укрепить двустороннее взаимодействие на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов.  
Россия будет вести активную работу в целях противодействия введению односторонних экстерриториальных санкций США против российских юридических и физических лиц, продвигать инициативы по дальнейшей либерализации визового режима между двумя странами.  
Россия последовательно выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями, в том числе с учетом неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами, императивности придания процессу ядерного разоружения многостороннего характера, исходит из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только с учетом всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность. В связи с созданием глобальной системы противоракетной обороны США Россия будет последовательно добиваться предоставления правовых гарантий ее ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания.  
Возрастающее значение приобретает укрепление позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью нашей страны к этому самому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики. Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах.  
Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление военно-политической обстановки в Азии, где сохраняется значительный конфликтный потенциал, наращиваются военные арсеналы, увеличивается опасность распространения оружия массового уничтожения. Россия последовательно выступает за урегулирование вовлеченными сторонами всех имеющихся разногласий политико-дипломатическими средствами при строгом соблюдении основополагающих принципов международного права.  
Россия считает важными формирование и продвижение в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети региональных объединений. Особое значение в этом контексте придается укреплению роли ШОС в региональных и глобальных делах, конструктивное влияние которой на положение дел в регионе в целом заметно возросло.  
 
Важнейшее направление российской внешней политики – развитие дружественных отношений с Китаем и Индией. Россия будет продолжать наращивать всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китаем, активно развивать сотрудничество во всех областях. Совпадение принципиальных подходов двух стран к ключевым вопросам мировой политики рассматривается Россией в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности. На этой основе Россия будет развивать внешнеполитическое взаимодействие с Китаем на различных направлениях, включая поиск ответов на новые вызовы и угрозы, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в Совете Безопасности ООН, «Группе двадцати», БРИКС, Восточноазиатском саммите, ШОС и других многосторонних объединениях.  
Россия проводит принципиальную линию на углубление привилегированного стратегического партнерства с Индией, упрочение взаимодействия по актуальным международным проблемам и укрепление взаимовыгодных двусторонних связей во всех областях, прежде всего в торгово-экономической сфере, ориентируясь на реализацию утвержденных сторонами долгосрочных программ сотрудничества.  
Россия считает важным дальнейшее развитие механизма эффективного и взаимовыгодного внешнеполитического и экономического сотрудничества в формате Россия–Индия–Китай.  
 
Россия нацелена на поддержание дружественных, основанных на принципах добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отношений с Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея, более полное использование потенциала этих связей для ускорения регионального развития, оказания поддержки межкорейскому политическому диалогу и экономическому взаимодействию как важнейшему условию поддержания мира, стабильности и безопасности в регионе. Россия неизменно выступает за безъядерный статус Корейского полуострова и будет всемерно содействовать последовательному продвижению этого процесса на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, в том числе в рамках шестистороннего переговорного формата.  
Российская Федерация намерена проводить курс на динамичное развитие добрососедских многоплановых отношений с Японией. На фоне продвижения всего комплекса двустороннего сотрудничества и взаимодействия на международной арене Россия будет продолжать и диалог о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов.  

Россия будет  вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока  и Северной Африки, проводить последовательную линию на содействие достижению гражданского мира и согласия во всех государствах Ближнего Востока и Северной Африки и в регионе в целом на основе уважения суверенитета и территориальной  целостности государств и невмешательства  в их внутренние дела. Используя  свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника  «квартета» международных посредников, Россия продолжит мобилизацию коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и  долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование должно быть достигнуто путем переговоров при содействии международного сообщества, использовании потенциала Лиги арабских государств и других заинтересованных сторон. Россия будет содействовать созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.  
 
Россия продолжит всемерное укрепление отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна с учетом растущей роли региона в мировых делах. Развитие стратегического сотрудничества с Бразилией, в том числе в рамках БРИКС, а также партнерских отношений с Аргентиной, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа и другими государствами Латинской Америки и Карибского бассейна будет ориентировано на расширение политического взаимодействия, на продвижение торгово-экономического, инвестиционного, инновационного, культурно-гуманитарного сотрудничества, на совместный поиск ответов на новые вызовы и угрозы, на закрепление российских компаний в динамично развивающихся секторах промышленности, энергетики, связи и транспорта стран региона.  
Россия будет расширять разноплановое взаимодействие с африканскими государствами на двусторонней и многосторонней основе с упором на совершенствование политического диалога и продвижение взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, содействовать урегулированию и предотвращению региональных конфликтов и кризисных ситуаций в Африке. Важная составная часть этой линии – развитие партнерских отношений с Африканским союзом и субрегиональными организациями. 

 

 

 

Заключение

Глобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и  межгосударственных отношений. Это  означает, что политика ведется ради людей, что интересы человека, его  права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а  государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий любых государственных и общественных институтов – служение людям. Однако идея верховенства человека не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия. Он должен рассматриваться  в неразрывной связи с другими  людьми, производством, обществом, природой, осознавать, что смысл жизни –  не в потреблении, а в созидании, в служении другим людям.

Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены  между собой, с региональными  и национально-государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального  масштаба, затрагивающие основы существования  современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене  ведет к деструктивным процессам  в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется  также и тем, что пока еще низок  уровень управления глобальными  процессами со стороны международных  организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем  современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного  развития.

При разработке внешнеполитической стратегии нашей страны важно  сохранить органическое единство принципов  формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство  должно предусматривать наличие  единых стандартов, регулирующих отношения  со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями  Запада, Россия не должна сама допускать  такого рода действия по отношению  к соседним странам, осуждая проявления национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

В ходе написания курсовой работы был проведен анализ внешней  политики РФ , при рассмотрении вопросов о сущностях и функциях внешней  политики в целом, а также вопроса  об основах международных отношений, были выявлены основные приоритеты и  вектора развития внешней политики РФ и ее места в системе международных  отношений. В результате проделанной работы поставленные цели и задачи были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Литература

1  Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М: Издательская корпорация «Логос», 1997. 544 с.

2 Мельник В.А. Политология: Учебник. - Минск: Выш. шк., 1997. - 495 с.

3 Петров В.Л. Геополитика России(Возрождение или гибель?). - М.: Вече, 2003. - 464 с.

4  Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

5  Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.

6  Сирота Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001.

7  Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.

Интернет-ресурсы

1 Статья «Внешняя политика» http://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_политика

2 Концепция внешней политики Российской Федерации http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F

3  Россия и мир 2011 http://www.imemo.ru/ru/publ/2010/10042.pdf

1 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М: Издательская корпорация «Логос», 1997. 544 с.

                2 Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц - прусский офицер и военный писатель

3 Сэ́мюэл Фи́ллипс Ха́нтингтон - американский социолог и политолог

4 Из положений Концепции внешней политики РФ от 12 февраля 2013г.

 


Информация о работе Внешняя политика Российской Федерации