Внутренняя структура Совета Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление сущности Совета Федерации, как верхней палаты российского Парламента.
Задачами курсовой работы являются:
- определение состава Совета Федерации;
- выявление подразделений Совета Федерации, и их функций;
- порядок формирования руководства Совета Федерации

Файлы: 1 файл

курсовая совет федерации исправл..docx

— 63.66 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  работы обусловлена тем, что Совет Федерации представляет собой верхнюю палату Федерального Собрания РФ, он является носителем огромного количества полномочий, и наряду с этим функционирует как основополагающая система для регулирования основных вопросов, возникающих в сфере государственной деятельности.

Законодательную власть в  Российской Федерации, согласно принципу разделения властей, осуществляет парламент, так как он является органом общенародного представительства. 

Исторически двухпалатная структура  формирования парламента возникла на Западе как метод сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней). В России двухпалатность парламента достаточно новое явление, сформировавшееся только в 1990 году. В то время в качестве представительного органа выступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с октябрьской революции 1917 года, высший представительный орган России, являлся однопалатным. Однако двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 год оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, а доминирующую роль играл Президиум – руководящий орган парламента в целом, подавлявший инициативу обеих палат.

Конституцией РФ 1993 года был учрежден представительный орган - Федеральное Собрание. С 1993 года Конституция РФ внесла кардинальные изменения в понятие структуры федерального парламента. Пункт 1 статьи 95 Конституции РФ гласит: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». 

Соответствующие нормативно – правовыми акты регламентируют все предметы ведения, состав, структуру и статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Порядку формирования Совета Федерации, его компетенции и отдельным полномочиям сопутствуют множество проблем и противоречий, требующие соответствующего разрешения. Оно имеет важнейшее значение для Конституционного права Российской Федерации.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие при формировании Совета Федерации и при исполнении им своих полномочий.

Предмет исследования - правовые нормы Конституции РФ и иные нормы права, определяющие правовую природу и регулирующие деятельность Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

 Цель исследования - выявление сущности Совета Федерации, как верхней палаты российского Парламента.

 Задачами курсовой работы являются:

- определение состава Совета Федерации;

- выявление подразделений Совета Федерации, и их функций;

- порядок формирования  руководства Совета Федерации;

- определение компетенции и полномочий Совета Федерации, в том числе его представительные, законодательные, контрольные полномочия.

Методом исследования является анализ научных статей, монографий, литературы по конституционному и парламентскому праву, а также точек зрения и взглядов и выдающихся авторов. С момента образования по настоящее Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как палата Российского парламента исследуется многими учеными. Наряду с ними, с неугасаемым интересом Совет Федерации рассматривают и деятели, которые внесли огромный вклад в отрасль исторических наук. Среди ведущих конституционалистов страны можно выделить: М.В. Баглая, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина и И.В. Гранкина, внесших существенный вклад в конституционное право Российской Федерации. Каждый из них написал не одну научно важную работу о конституционном праве Российской Федерации, и наряду с этим не одну книгу, посвященную данной отрасли права, и ставшую первой настольной книгой любого конституционалиста. Также отдельные статьи о Совете Федерации посвящали и такие эксперты как Н.В. Зорькин, С.М. Бенетова, О.О. Миронов и Л.А. Кравченко.

Структура курсовой работы: введения, две главы, включающих шесть параграфов, заключение, список литературы и нормативные источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

    1. Понятие и состав Совета Федерации

«Совет Федерации  - верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России  - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) - 166. По два представителя  от каждого субъекта РФ, которых  насчитывается 83 шт. (с 1 марта 2008 года).

Совет Федерации - «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского  государства.

Совет Федерации является постоянно  действующим органом. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации проводятся, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 15 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации может быть проведено закрытое заседание.

К моменту формирования Совета Федерации «губернаторско– спикерского» созыва 23 января 1996 (по закону 1995 года) более четверти мест в нем - 47 из 178 - досталось главам администраций регионов, назначенным указами Президента РФ. К концу установленного законом срока проведения сплошных выборов (31 декабря 1996) неизбранных губернаторов осталось 6 и лишь к 19 октября 1997 выборы состоялись повсеместно.

В ноябре 2000 - декабре 2001 (по закону 2000 года) руководителей органов  власти регионов сменили в составе  Совета Федерации представители этих органов, не совмещающие членства в Совете Федерации с другими должностями».

Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года установлено, что «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти»1. В то же время, переходными положениями Конституции установлено, что «Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года». Также это положение находит отражение в п.1 ст.2 гл.1 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»2.

«С принятием нового Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации» появилась новая сфера для взаимодействия парламента и главы субъекта Федерации, а именно – назначение представителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в Совете Федерации. Согласно ст.5 вышеуказанного Закона, постановление высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации направляется в законодательный орган субъекта в трехдневный срок и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта две трети от общего числа депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Участие парламента субъекта Федерации в процессе рекрутирования представителей в Совет Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа (статья 6). Учитывая установленный Законом срок полной ротации Совета Федерации (1 января 2002 г.), можно констатировать закрепление подобной практики во всех без исключений субъектах Федерации.

Единого срока полномочий члена  Совета Федерации начиная со «второго созыва» (с января 1996) не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. В президентском проекте сенатской реформы 2000 года предполагалась разовая смена состава палаты, но в итоге был принят механизм плавной ротации по мере перевыборов. При этом срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет (соответствующая норма федерального закона действует с 1997 года). Двухпалатные законодательные органы в 1996-2000 выдвигали в Совет Федерации представителей обеих палат по очереди на половину срока полномочий, с 2000 года эта норма закреплена в законе как императивная. К 2002 году большинство законодательных органов и губернаторов избираются на 4 года, меньшинство - на 5»3.

«Сроки полномочий, статус руководства палаты - председателя, замов, председателей комитетов и их замов устанавливаются на основании статей 2-3 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 133-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации также регламентируется в настоящем законе. Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и их прекращения устанавливается Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно статье 8 Регламента Совета Федерации члены Совета Федерации ФС РФ наделены неприкосновенностью, которая наряду с этим регламентируется в статье 98 Конституции Российской Федерации. Член СФ не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий»4.

 

1.2.Подразделения и их функции

«Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются Комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образует следующие  Комитеты:

- по конституционному законодательству  и судебно-правовым вопросам;

- по вопросам безопасности и  обороны;

- по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

- по социальной политике;

- по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям;

- по международным делам;

- по делам СНГ;

- по аграрной политике;

- по науке, культуре, образованию,  здравоохранению и экологии;

- по делам Федерации, Федеративному  договору и региональной политике;

- по делам Севера и малочисленных  народов.

Основными функциями Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются:

-  Комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по вопросам, отнесенным к их ведению, по основаниям федеральных законов, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

-   Комитеты СФ организуют проведение парламентских слушаний;

- Наряду с этим, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;

-   Решают вопросы организации своей деятельности;

-   Решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.

Все члены Совета Федерации, за исключением  Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации вправе создавать  постоянные и временные комиссии. В Совете Федерации образована одна постоянная комиссия - Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским  процедурам. Ее основное назначение состоит  в осуществлении контроля за соблюдением  Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Основной формой работы комитетов  и комиссий являются заседания. Заседания  проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они  могут проводиться непосредственно  в субъектах Федерации5.

Другая форма работы комитетов - парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители государственных органов, общественных объединений и другие».

 

1.3. Руководство Совета Федерации

«В главе второй части первой Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением СФ ФС РФ от 6 февраля 1996 г. N 33-СФ указываются статьи о Председателе Совета Федерации, первом заместителе Председателя Совета Федерации, а также заместителях Председателя Совета Федерации. Там оговариваются их полномочия, порядок назначения на должность и т.д. (статьи 14-20). Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации, избирающийся из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации  наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить  на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации ведет  заседание палат, ведает внутренним распорядком деятельности палаты, подписывает  постановления Совета Федерации, распределяет обязанности между заместителями, осуществляет контроль за деятельностью  Аппарата Совета Федерации, направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в  Государственную Думу в качестве законодательной инициативы и т.д»6.

Информация о работе Внутренняя структура Совета Федерации