Внутренняя структура Совета Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление сущности Совета Федерации, как верхней палаты российского Парламента.
Задачами курсовой работы являются:
- определение состава Совета Федерации;
- выявление подразделений Совета Федерации, и их функций;
- порядок формирования руководства Совета Федерации

Файлы: 1 файл

курсовая совет федерации исправл..docx

— 63.66 Кб (Скачать файл)

В настоящее время председателем  Совета Федерации является Матвиенко Валентина Ивановна.

Заместители Председателя Совета Федерации  замещают Председателя Совета Федерации  в его отсутствие, по поручению  Председателя имеют право подписывать  постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты. 19 сентября 2008 года на двести двадцать девятом пленарном заседании палаты первым заместителем Председателя Совета Федерации единогласно был избран Александр Торшин, который ранее пребывал в должности одного из заместителей С.М. Миронова. В начале заседания с предложением ввести должность первого заместителя руководителя палаты к сенаторам обратился Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он объяснил это тем, что у главы палаты есть много представительских обязанностей, необходимо участие в международных форумах и в рабочих поездках по регионам. Сергей Миронов отметил, что теперь в его отсутствие первый заместитель будет замещать Председателя СФ, как прописано в Регламенте палаты. Сенаторы единогласно проголосовали за внесение изменений в Регламент, а затем поддержали предложение спикера СФ и избрали Александра Торшина первым заместителем Председателя Совета Федерации. Как считает Сергей Миронов, новые изменения в структуре руководства Совета Федерации помогут более полно и емко исполнять конституционные полномочия палаты.

Если рассматривать Аппарат  Совета Федерации, то его функции  заключаются в осуществлении  правового, информационно - аналитического, организационного, документационного  и финансово-хозяйственного обеспечения  деятельности Совета Федерации, его  органов, членов Совета Федерации. Заместителями  Председателя Совета Федерации являются: Бушмин Евгений Викторович, Штыров Вячеслав Анатольевич, Умаханов Ильяс Магомед-Саламович, Воробьев Юрий Леонидович.

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Представительные полномочия Совета Федерации

«В Конституции России сделан акцент на указание полномочий Совета Федерации (ст. 102), Государственной Думы (ст. 103) Типология полномочий Совета Федерации в зависимости от оснований может быть следующей.

По форме закрепления: конституционные полномочия (к примеру, утверждение указа Президента России о введении чрезвычайного положения п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции); законодательные полномочия, нашедшие отражение в развернутой системе федеральных законов (например, назначение Советом Федерации пяти членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”); регламентные полномочия, выраженные в Регламенте верхней палаты (право парламентского запроса Совета Федерации ст. 81).

По степени выражения: формулируемые в Основном законе страны или федеральном законодательстве полно и точно. Совет Федерации  отрешает Президента от должности (ст. 93, 102), обладает правом законодательной  инициативы (ч. 1 ст. 104, ст. 134), рассматривает  принятые Государственной Думой  федеральные законы (ч. 3 ст. 105), рассматривает  в обязательном порядке федеральные  законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов (п. «а», «б» ст. 106) и другие.

Посредством полномочий этой группы устанавливаются и изменяются основы государственного и территориального устройства страны, формируется система  органов государственной власти и т. д.; полномочия, которые подразумеваются, но не находят прямого выражения (конституционные полномочия Совета Федерации по контролю, предполагаемые, но явно не зафиксированные в тексте Основного закона в отличие от ряда федеральных законов)7.

 Видовые полномочия Совета Федерации или как их называет Ю.А. Тихомиров, обусловленные операциональным делением по: руководству, управлению, решению, участию, организации, разработке, координации, контролю и пр. Полномочия Совета Федерации этой группы различным образом комбинируются при любом виде деятельности верхней палаты8.

По содержанию: представительские, законодательные и контрольные, посредством которых Совет Федерации  выполняет соответствующие им функции  представительского, законодательного и контрольного органа государственной  власти.

Остановлюсь на анализе полномочий Совета Федерации более подробно.

Потенциал представительства  верхней палаты парламента выражается: во-первых, в его характере. Совет  Федерации выступает органом  территориального представительства  субъектов Федерации. Однако представительство  Совета Федерации - явление самодостаточное, существующее объективно, само по себе. Этой цели служит и особым образом  спроектированный механизм его формирования: по два представителя от органов  государственной власти российских регионов. Во-вторых, в разнородных  по своему содержанию полномочиях Совета Федерации, закрепленных, главным образом, в ст. 102 Конституции России (кадровые, организационно-распорядительные, с  различными сферами их применения). Несмотря на их разнопрофильный характер, они обусловлены и объединены в одну группу представительной природой верхней палаты Федерального Собрания; в-третьих, в обеспечении самостоятельной  роли Совета Федерации в системе  разделения государственной власти, а также во внутрипарламентском  механизме сдержек и противовесов (полномочия, предусмотренные ст. 102 Конституции осуществляются Советом Федерации обособленно от Государственной Думы, согласие которой при их решении не требуется в принципе).

Рассмотрим подробнее  полномочия Совета Федерации, выражающие его представительский характер. Большинство из них содержится в  ст. 102 Конституции России, однако, есть и такие, которые находятся за ее пределами, в других законодательных  актах. Особенностью полномочий этой группы является то, что они только названы  Конституцией. Их детальное регулирование  осуществляется регламентными нормами  или положениями различных федеральных  законодательных актов.

1. Порядок решения вопроса  об утверждении изменения границ  между субъектами Российской  Федерации определяется главой 18 Регламента Совета Федерации.  Соответствующая процедура может  быть запущена в действие при  условии поступления в Совет  Федерации трех основных документов: соглашения об изменении границ, утвержденного законодательными  органами государственной власти  каждого из субъектов, границы  которых изменятся; обоснования  указанного соглашения, также согласованного  субъектами; карты местности.

2. В ведении Совета  Федерации согласно ст. 102 Конституции  находится утверждение указов  Президента Российской Федерации  о введении военного и чрезвычайного  положения. Различия между ними  порой не имеют существенного  значения. Их наступление сопряжено  с необходимостью обеспечения  общественного и государственного  порядка, влечет временное ограничение  прав и свобод граждан, вызывает  возложение на них дополнительных  обязанностей. Даже в лексическом значении термином «чрезвычайное положение» охватываются режимы собственно чрезвычайного, военного, осадного положения, состояния войны, угрозы или обороны Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (вопросы конституционной теории и практики)».

«Возможность введения военного положения предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции, регулируется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года “О военном положении” СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.. Президент России в случае агрессии или возникновении ее угрозы незамедлительно сообщает палатам Федерального Собрания о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях».9

Наступление режима чрезвычайного  положения определено ст. 56, 88 Конституции. Он может охватывать территорию всей страны или ее отдельные местности. Указанные конституционные нормы  возлагают на главу государства  обязанность уведомить Совет  Федерации и Государственную  Думу об этом. В настоящее время  режим чрезвычайного положения  определяется Федеральным конституционным  законом от 30 мая 2001 года “О чрезвычайном положении” СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

3. С точки зрения осуществления  парламентского контроля за исполнительной  властью и повышения престижа  Совета Федерации в международных  делах решение им вопроса об  использовании Вооруженных Сил  России за ее пределами имеет  весомое значение. Он может возникнуть  в связи с отражением агрессии  против Российской Федерации.  Более того, он уже возникал  в связи с выполнением международных  договорных обязательств, в частности,  в связи с выполнением миротворческих  задач. Правовое регулирование  этой проблемы содержится в  Федеральном законе от 23 июня 1995 года “О порядке предоставления  Российской Федерацией военного  и гражданского персонала для  участия в деятельности по  поддержанию или восстановлению  международного мира и безопасности”  СЗ РФ. 1995. №26. Ст. 2401. В ст. 7 данного  закона указывается, что решение  о направлении за пределы территории  России воинских формирований  Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности принимается главой государства на основании постановления Совета Федерации»10.

«Одобрение Совета Федерации действий Президента, выраженное в постановлении палаты, требуется также в случае предоставления Россией воинских формирований для участия в международных принудительных действиях с использованием Вооруженных сил.

Есть определенные трудности  при выявлении оснований применения военной силы за рубежами страны с  согласия верхней палаты парламента. Считается, что одобрение Совета Федерации не требуется в случаях, специально оговоренных международными договорами Российской Федерации. Такой  вывод следует из ч. 4 ст. 15 Конституции, признающей приоритет норм и принципов  международного права перед внутрироссийским законодательством.

Напротив, согласие Совета Федерации  необходимо, если международный договор, установивший общее обязательство  государства использовать вооруженные  силы, оставляет решение этого  вопроса для конкретных случаев  на усмотрение самого государства11. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 23 июня 1995 года Президент принимает решение об участии российских воинских формирований в международных принудительных действиях не только с согласия Совета Федерации, но и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором либо, если заключение такого договора не предполагается, в соответствии с федеральным законом. Предложение о ратификации международного договора или проект федерального закона могут быть внесены в Государственную Думу после принятия Советом Федерации соответствующего постановления.

4. В арсенале представительских  полномочий Совета Федерации  находится назначение выборов  Президента России. Основанием рассмотрения этого вопроса являются истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение им своих полномочий по требованиям, изложенным в ч. 2 ст. 92 Конституции: в случае отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему обязанности; отрешения от должности.

5. На Совет Федерации,  обремененный статусом “палаты  регионов”, Конституцией возложена  задача отрешения Президента  России от должности. Это полномочие  отражает природу Совета Федерации  как органа регионального представительства,  палаты, объединяющей федеральные  и региональные интересы. Возможность  появления такого решения допустима  только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного  Суда и Конституционного Суда. Это положение ч. 1 ст. 93 Конституции  воспроизводится также в ч. 2 ст. 167 Регламента Совета.

6. Назначение на должность  судей Конституционного, Верховного  и Высшего Арбитражного судов  - прерогатива Совета Федерации, получившая отражение в п. «ж» ч. 1. ст. 102 Конституции. Благодаря этому «в руках» верхней палаты оказалось формирование высшего звена всей судебной системы страны. Регламент Совета Федерации отнес к его ведению также назначение судей Экономического Суда СНГ в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.

7. Полномочие Совета Федерации,  получившее наибольшую известность,  связано с назначением на должность  и освобождением от нее Генерального  прокурора Российской Федерации,  а также его заместителей. Процедура  их назначения очень сходна  с порядком назначения судей  вышеуказанных судов. Тем не  менее, она регулируется отдельной  группой регламентных норм (ст. 179-183).

8. Замыкает группу представительских  полномочий Совета Федераций  по ст. 102 Конституции Российской  Федерации - назначение на должность  и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Указанные полномочия составляют содержание представительской функции  Совета Федерации. Совокупность таких  полномочий позволяет верхней палате выполнять ее общий представительский  статус»12.

2.2. Законодательные полномочия Совета Федерации

Информация о работе Внутренняя структура Совета Федерации