Военная прокуратура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопрос соблюдения прав и свобод военнослужащих приобретает все большую актуальность в государстве и обществе. Проблема достоинства личности становится приоритетной в деятельности ор¬ганов военного управления и общественных организаций на са¬мом высоком уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
§ 1.1 История возникновения военной прокуратуры…………..……………6
§ 1.2 Военная прокуратура в годы Великой отечественной войны ……...…...9
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 2.1 Понятие, система и структура военной прокуратуры…………………..14
§ 2.2 Компетенция военных прокуроров …………...…………………..……..17
§ 2.3 Взаимодействие военной прокуратуры с иными правоохранительными органами……..…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая военная прокуратура РФ.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

§ 1.1 История возникновения военной прокуратуры…………..……………6

§ 1.2 Военная прокуратура в годы Великой отечественной войны ……...…...9

 

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 2.1 Понятие, система и структура военной  прокуратуры…………………..14

§ 2.2 Компетенция военных прокуроров …………...…………………..……..17

§ 2.3 Взаимодействие военной прокуратуры с иными правоохранительными органами……..…………………………………………………………………..19

 

Заключение……………………………………………………………………...28

Список  использованных источников………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время вопрос соблюдения прав и свобод военнослужащих приобретает  все большую актуальность в государстве  и обществе. Проблема достоинства  личности становится приоритетной в деятельности органов военного управления и общественных организаций на самом высоком уровне.

С целью повышения эффективности  прокурорского надзора 10 апреля 2008 г. заместителем Генерального прокурора  Российской Федерации – Главным военным прокурором издано указание «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в котором впервые подробно изложены задачи органов военной прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод военнослужащих.

А) Актуальность темы  

Актуальность  исследования заключается в рассмотрении проблемных вопросов, касающихся соблюдения прав и свобод военнослужащих и порядка применения этих положений на практике, совершенствования надзора органами военной прокуратуры.

Б) Объект и предмет исследования

Объектом  исследования являются комплекс правоотношений, складывающихся при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства о соблюдении прав и свобод военнослужащих, процессы и явления, возникающие в ходе реализации военным прокурором полномочий, предметом же является совокупность норм конституционного, военного права, гражданско-процессуального права, законодательства об административных правонарушениях, уголовно-процессуального права, уголовного права, правоприменительная практика, а также научно-практические и теоретические разработки о соблюдении законов в Вооруженных силах РФ, прав и свобод военнослужащих, обеспечении прав и интересов личности при прохождении военной службы.

В) Цель исследования

Цель исследования заключается в комплексном теоретическом анализе проблем, связанных с соблюдением прав и свобод военнослужащих в условиях существующей нестабильности правоприменительной практики при пробелах в законодательстве, а также в выработке практических рекомендаций для органов военной прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих.

Г) Задачи исследования

а) проанализировать исторический путь развития органов российской прокуратуры, военной прокуратуры и прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих, человека и гражданина;

б) изучить законодательство, регулирующее полномочия военного прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов;

в) сформулировать понятие органов военной прокуратуры за соблюдением прав и свобод военнослужащих;

Д) Методы исследования

Автор исследования будет использовать  методы, представленные в теории государства и права. Метод представляет собой способы, приемы, средства изучения1. Исследователь использует следующие методы:

  1. Сравнительный метод – сравнение государственно-правовых институтов2.
  2. Исторический метод – изучение государственно-правовых явлений в их историческом развитии3.
  3. Метод анализа – метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь4.

Выше  перечислены основные методы, которыми автор исследования будет руководствоваться  на протяжении всей работы.

Е) Научная новизна

В данной работе не было целью открыть что-то новое в науке            по избранной проблеме. В этой курсовой работе сделана попытка систематизировать имеющиеся теоретические знания с целью создания наиболее полного представления о сущности органов военной прокуратуры.

Вся работа подразделяется на две главы. Первая именуется как «историческая основа военной прокуратуры», где выделяются два параграфа. Первый – история возникновения военной прокуратуры, второй – военная прокуратура в годы Великой отечественной войны. Далее автор перейдет к изучению второй главы, которая называется «Понятие, система, структура и направление деятельности», где выделяются три параграфа. Первый – понятие, система и структура военной прокуратуры, второй – компетенция военных прокуроров, третий – военная прокуратура и органы ФСБ взаимодействие в борьбе с преступностью. Изучение данного вопроса, таким способом, исследователь считает наиболее целесообразным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ОСНОВА ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

 

 

 

§ 1.1 История возникновения военной прокуратуры

 

 

Зарождение органов прокуратуры  в России уходит корнями в начало XVIII века и связана с реформами  русского царя Петра Первого по созданию регулярной армии.

12 января 1722 г. своим Указом Петр I повелел "быть при Сенате  генерал-прокурору и обер-прокурору,  также во всякой коллегии по  прокурору, которые должны рапортовать  генерал-прокурору". По его замыслу  прокурорский надзор сформулирован  как институт контроля за деятельностью государственного аппарата.

С этого времени прокуратура  России и ведет свое летоисчисление. Предназначение прокурора в тот  период ёмко выражено строкой Указа: "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет". Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде.

Одновременно происходило становление  института прокурорских чинов в  армии и на флоте. Именно в петровскую эпоху во всех полках пехоты и кавалерии, в местах дислокации флота были введены  должности полковых аудиторов-юристов, сочетавших в одном лице полномочия следователя, прокурора и судьи.

В течение последующих полутора веков органы прокуратуры подвергались в России всевозможным реформированиям, то упразднялись, то создавались заново.

Только в 1864 г. прошедшая в России судебная реформа окончательно закрепила  основополагающие принципы деятельности прокуратуры. В 1867 г. в ходе военно-судебной реформы в России введены новые  принципы военного судоустройства и  судопроизводства, обеспечивающих суд "скорый, правый и милостивый, равный для всех подданных". Для этих целей были созданы постоянные военные  суды в соответствии с изменившейся структурой армии.

Организационно оформляется и  военная прокуратура, её так называемая "вертикаль". Основным законом, установившим впервые в русской армии военно-прокурорский надзор и пост Главного военного прокурора, являлся Военно-судебный устав 1867 г., согласно которому предварительное  следствие в войсках осуществляли военные следователи при содействии военного начальства и полиции и  под наблюдением военных прокуроров.

 Первым Главным военным прокурором 1 сентября 1867 г. Императором Александром  II был назначен действительный  тайный советник, генерал-аудитор  Владимир Дмитриевич Философов.

С этой даты и ведёт свой отсчёт история военной прокуратуры, которая  в следующем году будет отмечать своё 140-летие. Сложившаяся во второй половине XIX века система органов  военной прокуратуры в дальнейшем совершенствовалась, в нее вносились  определенные уточнения, и она устойчиво  действовала в русской армии  до 1917 г. Однако с падением самодержавия институт военной прокуратуры был  ликвидирован.

На основании одного из первых советских  законодательных актов, — Декрета "О суде" (1917 г.), — были упразднены "доныне существовавшие институты  судебных следователей, прокурорского  надзора". Этим же декретом были созданы  новые, советские суды. В декабре 1921 года принято решение об учреждении в составе Народного комиссариата юстиции Государственной прокуратуры, а в ноябре 1922 года после проведения судебной реформы в целях осуществления  надзора за соблюдением законов  и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью была учреждена Государственная военная прокуратура. В этот же период сформированы первые восемь военных прокуратур округов.

Суровым испытанием для нашей страны явилась Великая Отечественная  война (1941-1945 гг.). С первых дней структура  органов военной прокуратуры  была приведена в соответствии с  требованиями действующей армии. Офицеры  военных прокуратур осуществляли свою деятельность в боевой обстановке, а при необходимости с оружием  в руках сражались с врагом в боевых порядках. На протяжении всей войны военные прокуроры и  следователи проявили себя истинными  патриотами, высококлассными профессионалами  и смелыми офицерами. На полях  сражений погибли 278 офицеров военных  прокуратур, за мужество и героизм  более 1800 военных и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам присвоено  высокое звание Героя Советского Союза.

К числу людей, внесших значительный вклад в развитие органов военной  прокуратуры в послевоенный период, безусловно, относится генерал-полковник  юстиции Артем Григорьевич Горный, который в 1957 году возглавил Главную  военную прокуратуру и руководил  ее коллективом на протяжении 29 лет (1957-1986 гг.).

С распадом СССР, в начале 90-х годов  прошлого века, органы военной прокуратуры, как и вся страна, переживали непростые  времена: трудности в экономике  резко осложнили финансирование, вооруженные конфликты в различных  регионах, лавинообразный всплеск преступности, многочисленные реорганизации вызвали  отток кадров прокуроров и следователей, существенно затрудняли обеспечение  законности и правопорядка в войсках.

Поворотным пунктом стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры  Российской Федерации. Отдельной главой Федерального закона "О прокуратуре  Российской Федерации" закреплено правовое положение органов военной прокуратуры  как самостоятельного структурного подразделения в составе прокуратуры  России, возглавляемого заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным  прокурором, структура органов военной  прокуратуры, а также полномочий её должностных лиц.

 

 

 

§ 1.2 Военная прокуратура в годы Великой  отечественной войны

 

 

С начала Великой отечественной  войны работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Количество военных прокуратур увеличилось.

В условиях войны работа военной  прокуратуры была многообразной  и разносторонней, однако с организационной  и функциональной точки зрения она  по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью  в армии и уголовное преследование  преступлений.

Не претерпевала какой-либо коренной ломки и структура военной  прокуратуры. В первые дни войны  были проведены меры по приближению  прокурорских органов к частям, и  от системы корпусных в качестве низшего звена пришлось перейти  к системе дивизионных прокуратур. Были созданы военные прокуратуры  фронтов, которым подчинялись военные  прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных  армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др.

В тылу возникли военные прокуратуры  округов с подчинением им военных  прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад.

В городе Москве, в связи с введением  осадного положения в октябре 1941 года, все гражданские суды и органы прокуратуры были переформированы  в военные трибуналы и военные  прокуратуры.

Информация о работе Военная прокуратура