Военная прокуратура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время вопрос соблюдения прав и свобод военнослужащих приобретает все большую актуальность в государстве и обществе. Проблема достоинства личности становится приоритетной в деятельности ор¬ганов военного управления и общественных организаций на са¬мом высоком уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
§ 1.1 История возникновения военной прокуратуры…………..……………6
§ 1.2 Военная прокуратура в годы Великой отечественной войны ……...…...9
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 2.1 Понятие, система и структура военной прокуратуры…………………..14
§ 2.2 Компетенция военных прокуроров …………...…………………..……..17
§ 2.3 Взаимодействие военной прокуратуры с иными правоохранительными органами……..…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая военная прокуратура РФ.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

Великая Отечественная война потребовала  милитаризации транспортного хозяйства. Работа железнодорожной прокуратуры  также стала перестраиваться  на военный лад. Так, 26 июня 1941 года транспортные прокуратуры на 30 железных дорогах  были преобразованы в военные  прокуратуры с передачей их ведение  Главной военной прокуратуры  Красной Армии.

В ходе войны сеть этих прокуратур расширилась: в декабре 1941 года были организованы военные прокуратуры  еще на 8 дорогах, а затем на всех остальных. В январе 1942 года на базе транспортного отдела Главной военной  прокуратуры Красной Армии была организована Главная военная прокуратура  железнодорожного транспорта на правах самостоятельного управления в системе  Прокуратуры Союза ССР. В феврале 1942 года в ведение Главной военной  прокуратуры железнодорожного транспорта перешли военные прокуратуры  железнодорожных войск и специальных  подвижных восстановительных работ  Народного комиссариата путей сообщения.

Реформирование и организация  деятельности военных железнодорожного транспорта неразрывно связана с  именем генерала Афанасьева Николая  Порфирьевича (с 1945 года Главный военный  прокурор Вооруженных Сил СССР), который в 1942 году был назначен Главным  военным прокурором железнодорожного транспорта. Именно благодаря его  самоотверженному труду удалось  в кратчайшие сроки организовать работу на этом участке.

Война потребовала и милитаризации  водного транспорта. Организационное  построение прокуратуры на этом транспорте подверглось серьезным изменениям. В первые месяцы войны, в связи с объявлением отдельных местностей СССР на военном положении, возникла необходимость военизирования ряда прокуратур водных бассейнов.

Эти прокуратуры были преобразованы  в военные и переданы в подчинение сначала Главной военной прокуратуры  Красной Армии, а в дальнейшем – Главной прокуратуры железнодорожного транспорта, в составе которой  был организован Водный отдел. 29 мая 1943 года с образованием Главной  военной прокуратуры морского и  речного флота ей в подчинение были возвращены военные прокуратуры  бассейнов.

Практически на протяжении всего периода  Великой Отечественной войны - с  марта 1941 года по март 1945 года - Главную  военную прокуратуру Красной  Армии возглавлял дивизионный военный  юрист, а затем генерал-лейтенант  юстиции Владимир Иванович Носов (1897-1973 гг.). Участник Первой мировой и Гражданской войн, ликвидации басмачества в Туркмении, он с 1929 года работал в органах военной прокуратуры. В годы войны он побывал почти на всех фронтах, а на наиболее важных направлениях боевых действий – по несколько раз. Своим примером Владимир Носов учил прокуроров фронтов, армий и дивизий каким образом следует строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий. В истории органов прокуратуры он навечно останется Главным военным прокурором военных лет.

В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать  буквально во все стороны жизни  армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т.д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.

В результате работы военной прокуратуры  в годы войны предупреждались  или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка.

Вместе с бойцами Красной  Армии военные юристы делили невзгоды и тяготы фронтовой жизни. Как  и все патриоты нашей страны, они  отдавали свою энергию и силы, а  нередко и жизнь для достижения победы над врагом. Когда требовала  обстановка, военные прокуроры смело  принимали на себя командование, храбро сражались с врагом, показывали пример выдержки и стойкости. Так, военный  следователь дивизии Л.Ф. Кабанов  производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л.Ф. Кабанов вместе с бойцами  поднялся и пошел в атаку и  был смертельно ранен. Отражая нападение  большой группы фашистов, погиб военный  следователь армии капитан юстиции A.М. Огородов. В рукопашном бою пал  смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П.Ф. Садовников. Во время героической обороны  Севастополя, организуя эвакуацию  отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный  военный юрист А.Г. Кошелев.

В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и  следователи проявили себя истинными  патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

§ 2.1 Понятие, система и структура  военной прокуратуры

 

 

Военная прокуратура представляет собой  систему специально сформированных прокурорских органов для осуществления  прокурорских функций в Вооруженных  Силах РФ, иных войсках и воинских формированиях, действующих на территории РФ, а также за ее пределами в  соответствии с международными соглашениями.

Согласно  ст. 46 Закона о прокуратуре5, систему органов военной прокуратуры образуют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Таким образом, система органов военной прокуратуры имеет трехзвенную структуру.

Порядок деятельности органов военной прокуратуры  определяется:

1) Законом  о прокуратуре;

2) ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе",

3) ФЗ РФ "О статусе военнослужащих",

4) Положением о военной прокуратуре, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1981 г., в части, не противоречащей действующему законодательству, воинским уставами Вооруженных Сил РФ, директивами Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Образование, реорганизация и ликвидация органов  военной прокуратуры, определение  их статуса, компетенции, структуры  и штатов осуществляются Генеральным  прокурором РФ, приказы которого по и им вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба  Вооруженных Сил РФ, командования Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Иные  организационно-штатные вопросы  решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием  Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной  штатной численности.

Органы  военной прокуратуры возглавляет  заместитель Генерального прокурора  РФ - Главный военный прокурор, который  руководит деятельностью органов  военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных  прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Военные прокуратуры возглавляют соответствующие  военные прокуроры, которые имеют  заместителей, старших помощников и  помощников. Начальниками отделов являются старшие помощники, а их заместителями - помощники военного прокурора. В  отделах имеются военные прокуроры  отделов, старшие прокуроры.

Должностными  лицами военной прокуратуры являются прокурорские работники, имеющие статус военнослужащих (офицеры), проходящие службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях  и органах в соответствии с  ФЗ РФ "О воинской обязанности  и военной службе"6 и обладающие правами и социальными гарантиями, установленными ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" и Законом о прокуратуре.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств  не действуют иные органы прокуратуры  РФ, а также за пределами РФ, где  в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление  функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

В военных  прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению  Главного военного прокурора могут  создаваться прокурорские участки.

Высшим  звеном в системе органов военной  прокуратуры является Главная военная  прокуратура, входящая в структуру  Генеральном прокуратуры РФ на правах структурного подразделения (восьмое управление).

Порядок деятельности Главной военной прокуратуры  определяется Регламентом Генеральной  прокуратуры7 и издаваемым на его основе Регламентом Главной военной прокуратуры.

Главный военный прокурор имеет первого  заместителя, заместителей, старших  помощников и помощников по особым поручениям. Разграничение компетенции между руководством Главной военной прокуратуры осуществляется на основании приказа Главного военного прокурора РФ от 20.01.1998 г. № 8 "О распределении обязанностей между руководителями Главной военной прокуратуры", в котором определены структурные подразделения и основные направления их деятельности.

Структуру Главной военной прокуратуры  составляют управления, отделы, канцелярия и приемная. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов  в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. В управлениях  и отделах имеются старшие  военные прокуроры и военные  прокуроры.

Положение о структурных подразделениях Главной  военной прокуратуры утверждается Главным военным прокурором.

Структуру и штаты органов военной прокуратуры  устанавливает Генеральный прокурор РФ.

В структуре  Главной военной прокуратуры  действует Коллегия Главной военной прокуратуры, которая включает в себя: Главного военного прокурора (председателя), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором.

 

 

 

§ 2.2 Компетенция военных прокуроров

 

 

Военные прокуроры в пределах своей компетенции  осуществляют:

- надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы железнодорожных войск РФ, Федеральной службы специального строительства РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, МЧС РФ (кроме Государственной противопожарной службы, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб), Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия), Военно-страховой компании, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами;

- надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения;

- надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации законов, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоля торах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации", а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан (юридических лиц) РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан (юридических лип), допустивших нарушения пограничного режима в пограничном зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, и также правил добычи, использования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесенные законом к компетенции Федеральной пограничной службы России;

Информация о работе Военная прокуратура