Возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать права граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление и выявить их характерные особенности.
Достижение данной цели стало возможным путем решения следующих задач:
-изучить законодательное регулирование прав граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление, а также справочную и научную литературу;
- проанализировать институт обжалования решений органов власти как право граждан на защиту от неправомерных действий;
- рассмотреть некоторые вопросы обжалования в судах постановлений по делам об административных правонарушениях;
-изучить институт возмещения государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти

Содержание работы

Введение 3
1. Законодательное регулирование прав граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление ……5
2. Обжалование решений и действий (бездействий) органов власти как право граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление 13
3. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти………………………………………………………………………………..23
Заключение 28
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая по АП.docx

— 54.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Законодательное регулирование прав граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление ……5

2. Обжалование решений и действий (бездействий) органов власти как право граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление 13

3. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти………………………………………………………………………………..23

Заключение 28

Список литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В демократическом государстве  формирование и порядок  деятельности

административной (исполнительной) ветви  государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения иэффективного функционирования самой  большой подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.

Административное право  – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль  публичного права закрепляет права  и обязанности граждан и иных  невластных субъектов  в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности. Права и обязанности личности, о которых говорится  в административно-правовых нормах, производны от конституционных. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании иособенно в  реализации составляющих данный статус прав и обязанностей, значительна также роль органов исполнительной власти.

Однако, к сожалению, до сих  пор не завершена работа эффективного контрольного механизма над деятельностью  исполнительной власти в данной сфере. Зачастую государственные служащие неоднозначно трактуют нормы права, используя их в правоприменительной  практике, что приводит к злоупотреблениям полномочиями, нарушению прав граждан  и, в конечном счете, к ненадлежащему  исполнению функций органами исполнительной власти и неэффективному управлению в отдельно взятой сфере общественной жизни. От своевременности и качества устранения таких нарушений зависит  не только надлежащая защита нарушенных прав и свобод граждан, но и эффективность  работы государственных органов.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что взаимодействие между гражданами и органами, осуществляющими государственное управление, происходит постоянно и непрерывно, соответственно исследовать такой институт как защиту прав граждан необходимо.

Предметом работы выступают нормы российского и международного законодательства, регулирующие права граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации прав  граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление.

Цель работы – исследовать права граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление и выявить их характерные особенности.

Достижение данной цели стало  возможным путем решения следующих задач:

-изучить законодательное  регулирование прав граждан на  защиту от неправомерных деяний  органов, осуществляющих государственное  управление, а также справочную и научную литературу;

- проанализировать институт обжалования решений органов власти как право граждан на защиту от неправомерных действий;

- рассмотреть некоторые  вопросы обжалования в судах  постановлений по делам об  административных правонарушениях;

-изучить институт возмещения  государством вреда, причиненного  незаконными деяниями органов  государственной власти

Методологическую  основу настоящей работы общенаучный  диалектический метод познания. Также  в  процессе исследования применялись  формально-логический, сравнительный  методы.

 

 

 

 

1. Законодательное регулирование  прав граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление

Конституция Российской Федерации (ст. 33) (далее - Конституция РФ) предоставляет каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.1

Такой подход корреспондирует  со ст. 19 Всеобщей декларации прав человека2,ст. 19 Международного пакта от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах", ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждый человек имеет право беспрепятственно получать информацию.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 подчеркнуто, что следование законным интересам и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность демократического государства, способность выполнять которую является главным критерием эффективности такого государства. О значении Конституции для формирования качественно новой правовой системы и избавления от коррупции и правового нигилизма указано и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008.

Кроме того, п. 17 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.3

Одним из наиболее важных нормативно-правовых актов, регулирующих права граждан  на защиту от неправомерных деяний государственных органов, является Закон  Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее – Закон РФ 1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Порядок реализации закрепленного Конституцией РФ за гражданином права на обращение в государственные органы установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При этом п. 1, п. 4 ст. 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выделяют отдельный вид обращений - жалобу, являющуюся просьбой гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.4

Законодательство во многих общественных отношениях предоставляет  права гражданам на защиту от неправомерных  деяний государственных органов. К  примеру, это право можно рассмотреть в сфере занятости населения. Доказательством этому может послужить статья 11 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации": «граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»5

Право обжалования действий и решений органов государственной  власти является одним из приоритетных прав и свобод граждан, установленных  ст. 46 Конституции России, поэтому  пробелы, несогласованности, коллизии и иные дефекты правовых норм и  обусловленные ими юридические  конфликты, порождаемые или иным образом связанные с органами государственной власти, должны быть сведены к минимуму. Тем более  считаем недопустимым нарушения  со стороны самих государственных  органов в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности. Правоприменительные ошибки, к сожалению, имеют место. На наш взгляд, один из основных источников таких ошибок - смешение процессов, когда при вынесении  решений по жалобам в судах  применяются нормы как Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), так и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(далее - ГПК РФ), в то время как вопросы обжалования в этих законах разрешаются различным образом.

Данная позиция в полной мере получила воплощение в действующем  законодательстве. Не случайно рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц на действия и решения органов государственной и муниципальной власти производится в гражданской процессуальной и арбитражной процессуальной формах. Это доказывает, что законодатель сегодня отказывается от концепции административной юстиции, придавая ей конкретный гражданский и арбитражный процессуальный характер.

Изучив законодательное регулирование прав граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление, следует сделать вывод о том,  что право обжалования действий и решений органов государственной власти - это и есть одно из приоритетных прав граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление, что закреплено как в российских, так и в международных нормативно-правовых актах, процесс осуществления данного права детально регулируется законодательством.

2. Обжалование решений  и действий (бездействия) органов  власти как право граждан на защиту от неправомерных деяний органов, осуществляющих государственное управление.

Право гражданина обжаловать деяния субъектов власти — атрибут демократического государственного строя, считаем необходимым проанализировать данный институт для выявления характерных особенностей прав граждан на защиту от неправомерных деяний государственных органов.

В статье 1 Закона РФ 1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» говорится, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.»

 

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела  и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти.

Таким образом,  проанализировав процесс обжалования решений органов власти нужно сказать о том, что право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического государственного строя. Право на жалобу является средством защиты прав и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление.

 

 

 

 

 

 

 

Одним из средств, обеспечивающих достижение задач производства по делам  об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает обжалование постановлений  по делам об административных правонарушениях. Содержание норм КоАП РФ, регламентирующих процедуру обжалования, и накопленная  правоприменительная практика свидетельствуют  о наличии некоторых проблем, связанных с осуществлением данной юридической процедуры в судах. Не случайно в проекте Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  «О некоторых вопросах, возникающих  у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях» значительное место  уделяется вопросам обжалования.

Известный представитель  данного научного направления Д.Н. Бахрах утверждает, что административная юстиция есть рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (административными органами) по вопросам их властной деятельности,6 при этом особо акцентируя внимание на то, что административная юстиция - это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.

Кроме того, ученые признают, что в России административная юстиция  в основном осуществляется по гражданским  процессуальным нормам. Соответственно, следуя логике аргументаций представителей рассматриваемой научной школы, в случаях оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  или муниципальных служащих осуществляется административная юстиция в гражданской  процессуальной форме, являясь тем  самым видом гражданского судопроизводства. Но данный правовой институт хоть и  регламентирован гражданским процессуальным законодательством, вместе с тем  по своей сути является административным судопроизводством и осуществляется в порядке, урегулированном нормами  административного права.

Традиционно под административно-правовыми  отношениями понимаются общественные отношения, связанные с деятельностью  органов исполнительной власти,7 которые возникают в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Вместе с тем производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может и не должно исчерпываться лишь административными спорами, поскольку в рамках этого процесса рассматриваются споры и с иными органами, не отнесенными законодательством к исполнительной ветви государственной власти. Например, оспорить в рамках такого производства возможно ненормативный правовой акт, принятый палатами Федерального Собрания, должностным лицом муниципального органа, возможно оспаривание решений и действий прокуратуры, а также многих других органов и должностных лиц.

Информация о работе Возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти