Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Методологическая и теоретическая основа курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам развития правового государства.
При написании работы использовались как общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, социологический, так и вытекающие из общих частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, структурно-функциональный, технико-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составляют выводы ученых-юристов по исследуемой проблеме, а также положения общей теории государства и права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….………3
1. Зарождение и развитие идеи правового государства………...…………..6
1.1 Идеи правового государства в древности……………………..………….…6
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма…………………………..8
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций….9
2. Развитие идеи правового государства в России…………………………16
2.1 Развитие концепций правового государства в дореволюционной России………………………………………………………….…………………16
2.2 Практика становления правового государства в России………….………17
3. Условия формирования правового государства……………………..….22
3.1 Основные характеристики правового государства…………………..……22
3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства…..26
Заключение……………………………………………………..……………….34
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Фарносов А. А. Теория государства и права (курс. раб.) Тц-112 ПВД.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический

университет»

Институт социологии и  права

Кафедра права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине : «Теория государства и права»

Тема: «Возникновение и развитие идеи правовой государственности»

Вариант № 8

Зачётная книжка № 1207968

 

 

 

 

                                                                        Выполнил студент

                                                                           группы Тц-112 ПВД

                                                                   Фарносов А. А.

                                                                                    Проверил преподаватель

                                                                  Ронжина Н. В.                                    

 

 

 

Екатеринбург 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………….……….………3

1. Зарождение и  развитие идеи правового государства………...…………..6

1.1 Идеи правового государства в древности……………………..………….…6

1.2 Идеи правового государства  в эпоху феодализма…………………………..8

1.3 Идеи правового государства  в период ранних буржуазных  революций….9

2. Развитие идеи  правового государства в России…………………………16

2.1 Развитие концепций  правового государства в дореволюционной  России………………………………………………………….…………………16

2.2 Практика становления  правового государства в России………….………17

3. Условия формирования  правового государства……………………..….22

3.1 Основные характеристики  правового государства…………………..……22

3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового  государства…..26

Заключение……………………………………………………..……………….34

Список использованных источников………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма) в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни, многопартийности.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень  политической и правовой культуры в  обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который  особенно отчетливо проявился в  последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Сущность права заключается  в регулировании общественных отношений  в условиях цивилизации - в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой  реализуются демократия, экономическая  свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью  государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность  общества как системы осуществляется не путем использования власти, а  путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права - обеспечивать, гарантировать  в нормативном порядке свободу  в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия  для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие  из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении  неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”, “справедливое” - это  один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при  помощи которых в наши отношения  вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость.1

В связи со всем вышесказанным, на мой взгляд, крайне необходимо развивать  идею правового государства и  целью данной работы является исследование истории зарождения и развития концепции  правового государства.

Предмет исследования составляет идеи правового государства в  различные исторические эпохи, в  частности его развитие в России.

Методологическая и теоретическая  основа курсовой работы состоит в  использовании системного, исторического  и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам развития правового  государства.

При написании работы использовались как общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, социологический, так и вытекающие из общих частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, структурно-функциональный, технико-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составляют выводы ученых-юристов по исследуемой проблеме, а также  положения общей теории государства  и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Идеи правового государства  в древности

Правовое государство  как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство" (Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века ( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Прежде всего, необходимо заметить, что различные теоретические  концепции, выражавшие идею и понятие  правовой государственности, сформировались очень давно.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций  для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В  процессе углублявшихся представлений  о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства  с правом.

Правовое государство - это  продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового  государства. Хотя, как полагают некоторые  юристы, идея правового государства  уходит своими корнями в античное общество.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима.

Правовое государство - это  такая форма организации и  деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.2

Представления о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С  идеей правового государства  связывались поиски более совершенных  и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается  справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве  как о “деле народа”, как о  правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.3

Рецепция римского права  стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, “правовой  семьи”. Свои ценности, особенности  присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой  семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также  мусульманского права решающее воздействие  оказала религия.

Таким образом, целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке" (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

 

 

1.2 Идеи правового государства  в эпоху феодализма

 

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху  перехода от феодализма к капитализму  порождают новые подходы к  государству и пониманию его  роли в организации общественных дел. Центральное место в них  занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности  с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени  Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство, как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

 

 

1.3 Идеи правового государства  в период ранних буржуазных  революций

 

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители  и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие. Из этих учений я выделил наиболее важные положения в правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности