Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Методологическая и теоретическая основа курсовой работы состоит в использовании системного, исторического и сравнительно-правового анализа, основанных на изучении теоретического материала, официальных документов, законодательства и иных правовых источников, публикаций по вопросам развития правового государства.
При написании работы использовались как общенаучные методы познания: диалектический, системный, логический, социологический, так и вытекающие из общих частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, структурно-функциональный, технико-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составляют выводы ученых-юристов по исследуемой проблеме, а также положения общей теории государства и права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……….………3
1. Зарождение и развитие идеи правового государства………...…………..6
1.1 Идеи правового государства в древности……………………..………….…6
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма…………………………..8
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций….9
2. Развитие идеи правового государства в России…………………………16
2.1 Развитие концепций правового государства в дореволюционной России………………………………………………………….…………………16
2.2 Практика становления правового государства в России………….………17
3. Условия формирования правового государства……………………..….22
3.1 Основные характеристики правового государства…………………..……22
3.2 Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства…..26
Заключение……………………………………………………..……………….34
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Фарносов А. А. Теория государства и права (курс. раб.) Тц-112 ПВД.docx

— 64.72 Кб (Скачать файл)

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном: "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро  продолжил и обосновал Кант в  своей теории правового государства.

Одним из первых, кто дал  теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано  законами, государство обеспечивает действительные права и свободы  человека. Он утверждал, что государство  могущественное только тогда, когда  оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но, тем не менее, он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим выразителем правовых представлений  буржуазного общества в противоположность  феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о  разделении властей получили систематическую  разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три  рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Необходимость разделения власти на законодательную, исполнительную и  судебную, как основной принцип правового  государства, Монтескье обосновывает следующим образом: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.

Не будет свободы и  в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной  и исполнительной. Если она соединена  с законодательной властью, то жизнь  и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет  законодателем. Если судебная власть соединена  с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем."4

Идеи Локка и Монтескье  оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления  о правовой государственности, но и  на раннее буржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней  занимает человек, личность. Важнейшим  принципом публичного права философ  считал прерогативу народа требовать  своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает  свободу, равенство и независимость  всех граждан в государстве, которое  выступает как "объединение множества  людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует  на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство  правовое, там не может быть ограничения  прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной  деятельности. В правовом государстве  гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих  к точному исполнению закона, какой  обладает властвующий в его отношении  к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Ш.Монтескье, связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Таким образом, концепция  правового государства у И.Канта  сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов  выступает практический разум, или  свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности  перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.5

Философская концепция Канта  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в  себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя  государство в абсолют, стоящий  над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства  предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел  главный порок гегелевской концепции  государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом  развития общества. "Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная  организация общественной жизни, в  которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни."

Ценность гегелевских  воззрений на государство состоит  в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь  важную роль. В целом вся гегелевская  концепция правового государства  прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили  дальше идею Гегеля о разграничении  гражданского общества и государства ( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство  и право исходя из открытой или  классовой теории общественного  развития. Согласно данной теории государство  и право исчезнут вместе с исчезновением  классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение  Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода  состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В РОССИИ

 

2.1 Развитие концепций  правового государства в дореволюционной  России

 

Идеи правового государства  были отражены и в трудах русских  мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и  др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию  правового государства.

Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства  с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) Для устранения произвола  необходимо установление норм  объективного права, которые определяют  пределы свободы каждого и  ограничивают одни интересы и  другие, в том числе и государственной  организации, - отсюда идея господства права в управлении.

2) Если личная инициатива  требует простора, то государству  достаточно ограничиться охраной  субъективных прав.

3) Чтобы новый порядок  не нарушался самими органами  власти, необходимо строго определить  полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич видит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового государства  были налажены требованиями революционного правосознания, а затем полностью  исключены из реальной жизни. Советская  государственно-правовая наука в  период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной  классовой концепции государства.

 

 

2.2 Практика становления  правового государства в России

 

В Конституции РФ нашли  свое признание и нормативное  закрепление все три основных аспекта правовой государственности  – гуманитарно-правовой (права и  свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция  РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской  формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ  как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции  посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические  преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов  в годы перестройки,  особенно после  поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные  институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционный  суд Российской Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы,  независимой в своей  деятельности от властей законодательной  и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности