Политическая деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств.
Формирование государственной политики обычно имеет два этапа:
Инициирование политики - определение общественных проблем и целей политики;
Формирование политики - разработка и легитимация государственной политики.
Политику российского «просвещенного абсолютизма» и инициировала и формировала, практически единолично, сама Екатерина. Дворянство не хотело изменений, другие сословия не понимали их необходимости, поэтому поддержать императрицу было некому.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие политики. Ее задачи и функции
Понятие политики «просвещенного абсолютизма»
и ее предпосылки............................................................................................6
Механизм разработки политики…………………………………………11
Методы реализации политики………………………………………….17
Глава 2 Анализ политики Екатерины II
Характеристика «просвещенного абсолютизма»………………………22
Анализ причин возникновения политики «просвещенного абсолютизма»……………………………………………………………………………….28
Механизмы реализации политики Екатерины II………………………32
Заключение ……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

 Формирование государственной политики обычно имеет два этапа:

  1. Инициирование политики - определение общественных проблем и целей политики;
  2. Формирование политики - разработка и легитимация государственной политики.

На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:

  1. Объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти;
  2. Осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти.

После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти действия в интересах одной социальной группы, учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы, решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон и тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование. На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.

 Государственная политика может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от масштаба решаемой проблемы или охвата общественной сферы. Этот уровень определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций и индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня государственной политики:

  • макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;
  • метауровень относится к отдельным сферам и направлениям;
  • микроуровень затрагивает решение локальных проблем.

 В процессе анализа государственной политики особое внимание требуют к себе учет исторических особенностей развития российской государственности и присущей государству на всех исторических этапах патерналистской направленности деятельности органов государственной власти. Много характерных особенностей имеют стиль работы государственной бюрократии в России и система ценностей, сформировавшаяся на протяжении многих десятилетий и влияющая на психологию и поведение как руководителей, так и служащих государственного аппарата.

 Формирование политики является одним из важных этапов, так как от его правильности и точности зависит успех реализации политики и полученные результаты. Разработка государственной политики начинается с определения основных целей и приоритетов государства в той области, которая нуждается в государственном регулировании и воздействии. 
Вначале необходимо рассмотреть сами общественные проблемы и уяснить почему они становятся объектами деятельности государственных органов власти. Известно, что любая проблема возникает из тех событий или явлений, которые имеют место в реальной жизни и непосредственно влияют на социальные процессы в обществе. Если нет событий, то нет и проблем. Причин или факторов, которые способствуют их возникновению, можно назвать довольно много. Это могут быть природные явления, социальные конфликты и процессы, научные теории и открытия и т.д. Проблемы могут появиться в результате действий самих органов государственной власти, особенно если они сильно расходятся с интересами общества и ведущими социальными тенденциями. Однако эти события приобретают форму проблемы для человека тогда, когда наступает разрыв между его потребностями и возможностью их удовлетворить, используя имеющиеся ресурсы. Проблему можно определить как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями и возможностью общества их удовлетворить.

Сами проблемы обычно делят на частные и общественные, хотя это деление во многом условно и субъективно. К общественным проблемам можно отнести потребности, которые приобрели значимость для больших групп населения. Существуют два подхода выделения общественных проблем: на основе численности людей, которых они затрагивают, или с учетом поддержки, отклика, интереса населения к ним. Одна из задач политической системы состоит в том, чтобы выявлять общественные проблемы и вырабатывать стратегию их решения. Если политики запаздывают с принятием мер по решению проблем, в частности, из-за неспособности их идентифицировать и выделить, то тогда они могут приобрести общенациональные масштабы и потребуются большие усилия и средства для ее решения. Понятно, что наличие какой-либо общественной проблемы не ведет автоматически к тому, что этой проблемой начинают заниматься органы государственной власти, т. е. необходим механизм, позволяющий ставить проблемы перед государством, чтобы они приобрели характер государственных проблем. Это неразрывно связано с другим, очень важным элементом государственного управления- постоянным составлением списка наиболее актуальных проблем или формированием повестки дня, что служит ориентиром для действий госаппарата. Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбирают лишь первостепенные. Процесс их определения для государства неразрывно связан с политической борьбой, в которой активно участвуют различные социальные слои общества, в том числе политики и чиновники. В обществе имеются проблемы, которые являются традиционными, существуют продолжительное время и постоянно находятся в поле зрения властей (преступность, бедность, болезни и т.д.). Но в списке проблем появляются новые, с которыми общество раньше не сталкивалось и которые требуют принципиально иных решений. На государственную политику влияет также динамика этих проблем, так как одни из них могут уменьшаться и терять свою актуальность, другие, наоборот, увеличивают свои масштабы и начинают угрожать социальной и политической стабильности государства, а третьи носят искусственный характер и навязываются определенными политическими силами, заинтересованными в том, чтобы эти проблемы привлекли внимание населения и властей.

Если рассматривать процесс выбора проблем и определение целей государственной политики как деятельность социальных слоев и групп, отстаивающих свои интересы (модель развития политики “снизу - вверх”), то основными этапами данного процесса являются:

  1. восприятие и выделение проблем социальными слоями населения и государственными органами власти;
  2. объединение и организация социальных слоев, которые не только осознали эти проблемы, но и проявляют заинтересованность в их решении путем создания своих организаций и структур;
  3. представительство и участие, т. е. деятельность, связанная с желанием социальных слоев или организованных групп (групп интересов) непосредственно участвовать в разработке и осуществлении государственной политики в определенной области на ее различных этапах.

Однако возникает вопрос о том, обладают ли эти группы достаточными знаниями о сущности и причинах возникновения данной проблемы, а также о путях и средствах ее решения, исходя из имеющихся ресурсов, в рамках принятого законодательства и существующих моральных норм.

Анализ процесса постановки и определения проблем перед государством предполагает изучение следующих компонентов:

  • событий или явлений, затрагивающих интересы общества или власти; организаций и групп, обладающих соответствующими ресурсами и влияющих на проблему;
  • степени участия и вовлечения этих групп и организаций в процесс разработки государственной политики;
  • структуры политического процесса и механизмов обратной связи.

После выделения и осознания важности общественных проблем, государственные органы власти должны провести анализ этих проблем, который в общем сводится к ответу на вопросы: кто, что, когда, где, почему и как? Для этого необходимо:

  • определить содержание и характер проблемы;
  • выявить границы и масштаб проблемы;
  • определить и уточнить основные цели и задачи политики в этой области;
  • провести анализ факторов (переменных), влияющих на проблему; 
  • исследовать политику в этой области и современное законодательство;
  • изучить потенциальные выгоды и потери для различных социальных групп и участников реализации политики;
  • классифицировать проблемы для уточнения областей решения;
  • выделить аспекты проблем, которым надо уделить главное внимание;
  • определить цели и направления разрабатываемой государственной политики.

Этап определения и анализа проблем, без сомнения, является одним из самых важных и ответственных, так как от его результатов зависят направление и эффективность дальнейших действий государственной власти.

На основе уяснения значимости и необходимости решения общественных проблем происходит определение целей и приоритетов государственной политики. Из всего списка проблем, стоящих перед государством, необходимо выделить приоритетные, что всегда представляет довольно сложную задачу, учитывая групповые и общенациональные интересы, которые за ними стоят. Постоянно возникают вопросы: что делать в первую очередь? какая проблема является наиболее важной? куда направить основные финансовые ресурсы? Власть может действовать, исходя из конъюнктурных соображений, когда главное значение приобретает вопрос быстрого решения проблем, при этом основную роль играют текущая ситуация, общественное мнение или политическая мода; либо опираясь на стратегические цели и определенные ценности: безопасность, стабильность.

Ситуация усложняется тем, что имеются традиционные пристрастия к определенным проблемам отдельных влиятельных групп и слоев общества, заинтересованных в их решении, которые они пытаются выдвинуть на первый план, что позволяет извлечь из этого выгоду и получить преимущество перед другими слоями.

 

1.3 Методы реализации политики

Механизм реализации- совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:

  • организационно-управленческих;
  • нормативно-правовых;
  • финансово-экономических;
  • социально-психологических.

Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.

Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:

  1. ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;
  2. наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;
  3. эффективные организационные структуры;
  4. разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;
  5. развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики.

Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.

В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.

 Так как процесс реализации представляет сложную и разностороннюю деятельность и охватывает различные области, то в него вовлечены многие участники, поэтому возникает вопрос о необходимости их классифицировать и разделить на отдельные группы. Очевидно, что эффективность реализации зависит не только от реалистичности поставленных целей, но и от взаимодействия всех участников и организаторов данного процесса. В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации.

Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти. Для того чтобы эти действия были результативными и приводили к ожидаемым результатам, необходимо выполнение нескольких ниже перечисленных условий.

  1. Законодательство должно точно определять границы и основные организационные и финансовые аспекты реализации государственной политики.
  2. Исполнительные органы должны обладать необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами.
  3. Государственная политика должна найти широкую поддержку среди социальных групп и лидеров общественно-политических организаций.
  4. Государственная политика не должна вызывать социальных конфликтов и подрывать социально-экономические или политические основы государства.

В процессе реализации политики роль государственных органов власти состоит в том, чтобы:

  • получить необходимые ресурсы;
  • разработать соответствующие планы и программы;
  • организовать и скоординировать деятельность участников;
  • осуществить мероприятия по достижению поставленных целей. 

Ключевым составляющим успеха реализации государственной политики являются отношения внутри системы государственного управления. Слабость реализации заметнее всего проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными органами власти.

Еще одним фактором успеха является качество разработанной политики, государственной программы или принятого решения. Поэтому введен даже специальный термин «реализуемость решения», означающий, что еще на этапе разработки рассчитывается вероятность реализации всех планируемых мероприятий с учетом влияния различных факторов.  Многое зависит от того, насколько точны задания и как их интерпретируют конкретные исполнители, особенно на низшем уровне управления, так как именно нижний слой чиновников занимается конкретной реализацией государственных решений. Причем установить контроль над этим слоем довольно трудно. 
Постоянные и динамичные изменения в общественной, внутригосударственной и международной жизни, а также появление новых потребностей у населения оказывают существенное влияние на государственную политику и приводят к ее модернизации. Здесь важно учитывать контекст, факторы изменений, события как катализаторы изменений, инициаторов, действия и результаты изменений государственной политики. Все эти параметры взаимосвязаны и последовательно влияют на действительность и результативность осуществляемой государством политики (см. рис. 1).

Информация о работе Политическая деятельность Екатерины II