Политическая деятельность Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств.
Формирование государственной политики обычно имеет два этапа:
Инициирование политики - определение общественных проблем и целей политики;
Формирование политики - разработка и легитимация государственной политики.
Политику российского «просвещенного абсолютизма» и инициировала и формировала, практически единолично, сама Екатерина. Дворянство не хотело изменений, другие сословия не понимали их необходимости, поэтому поддержать императрицу было некому.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие политики. Ее задачи и функции
Понятие политики «просвещенного абсолютизма»
и ее предпосылки............................................................................................6
Механизм разработки политики…………………………………………11
Методы реализации политики………………………………………….17
Глава 2 Анализ политики Екатерины II
Характеристика «просвещенного абсолютизма»………………………22
Анализ причин возникновения политики «просвещенного абсолютизма»……………………………………………………………………………….28
Механизмы реализации политики Екатерины II………………………32
Заключение ……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………..41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. 

Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских. 

Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на крещеную собственность и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что казанская помещица победила в ней философа в юбке. Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

  1. Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов. 
  2. Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.
  3. Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.
  4. Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).
  5. Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране .как обязательное условие модернизации и просвещения.
  6. Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Сущность политики просвещенного абсолютизма, таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и обновление абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

В России реализация политики Просвещенного  абсолютизма не была вызвана внутренними  причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически  не вмешивалась в дела государственной  власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

 

2.3 Механизм реализации политики

Екатерины II

Государственного управления

  1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании наилучших законов, а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако всевластие закона на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.  Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия. 
  2. Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца императорским советом. После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.  Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат. 
  3. Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е. осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране. 
  4. Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.
  5. Реформа местного управления.
  6. Причины и основные задачи. Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - пугачевщины. Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти. 
  7. Основное содержание реформы. В 1775 г. Екатерина издала Учреждение для управления губерний. Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.  Во главе губерний стоял, назначаемый правительством, губернатор со своим заместителем- вице- губернатором. Несколько губерний объединялись под управление наместника- генерал- губернатора. В уезде главным органом управления был низший земский суд во главе с капитан-исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.

Существовал исполнительный орган власти (губернское правление). В его подчинении находились органы уездов:

  • Нижние земские суды, во главе которых стояли капитаны- направники, избираемые на три года из уездных дворян.
  • Полицейский надзор осуществлял городничий, назначаемый правительством.
  • Финансовыми делами ведали казенные палаты (в губернских городах) и губернские и уездные казначейства. Ведали казенными доходами, постройками, подрядами и т.д.
  • Судопроизводство было крайне сложным (см. рис. 3).


Рис. 3 Система суда в губернии и уезде по реформе органов местного управления 1775 г.


Итоги:


Была создана эффективная и гибкая система местного управления. 


  • Роль коллегий значительно снизилась и лишь три первейшие продолжали сохранять свое положение. 
  • Укрепилась позиция дворян на местах, но реформа была призвана помимо прочего отвлечь их от попыток оказывать влияние на политику центральной власти.

Политика в социально- экономической сфере


Она отличалась крайней противоречивостью.

  1. Произошло, с одной стороны, усиление крепостничества, которое проявлялось:
  2. В широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников - помещиков.
  3. В ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам было разрешено не только ссылать крепостных в Сибирь, но и по закону 1765 г. отдавать их на каторжные работы, крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды.
  4. В увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 г. окончательно оформилось на Украине.
  5. В расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами (по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.)

Дата

Мероприятия

1

2

1765г.

Указ, разрешающий ссылать крестьян не просто на поселения в Сибирь, но и на каторгу; срок каторжных работ устанавливал сам помещик. Ссылкой на каторгу каралась любая попытка крестьянина жаловаться на помещика. Продолжалось межевание земли, объявление собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли. Проведя секуляризацию церковных земель, Екатерина II передала их в собственность дворянам, а также и права монастырских крестьян.

1762-1769 гг.

Дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян. Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

1782 г.

Отменен указ о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит; теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр.

1763 г.

Екатерина II возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

1783 г.

Указ, запрещающий переход крестьян на Украине от одного владельца к другому.

1785 г.

«Жалованная грамота дворянству».

1786 г.

«Жалованная грамота городам».


Причины укрепления крепостничества.

  1. В суровых природно-климатических условиях России, при ее общей отсталости и активной внешней и внутренней политике только эта система могла обеспечить получение минимального, но гарантированного продукта для обеспечения нужд государства, дворянства и поступательного развития казенной и дворянской промышленности.
  2. Любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видевшего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к смещению Екатерины.
  3. Государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.

Меры либерального характера. 

  1. Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало "раскрепощение" дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.
  2. Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями городовых обывателей, разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина 11 преследовала цель укрепить позиции третьего сословия в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивающую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований. 
  3. Наиболее значимыми в этом направлении стали меры экономического либерализма. (См. Тему 25) Помимо достижения чисто экономических целей, снималась острота социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам.

Итоги политики просвещенного абсолютизма

  1. Укрепилось и модернизировалось самодержавие. 
  2. Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.
    1. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права. 
    2. Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.
  3. Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.
  4. Политика экономического либерализма правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

Некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

 

Заключение

Царствование императрицы Екатерины II было одним из самых замечательных в русской истории. Изучив и проанализировав политическую деятельность императрицы, можно с уверенностью назвать ее политикой «просвещенного абсолютизма». Знакомство Екатерины с трудами западноевропейских мыслителей- философов привело ее к необходимости создания нового свода законов. В своем «Наказе» она попыталась сформулировать принципы нового законодательства Российской империи. Екатерина II переписывалась с виднейшими мыслителями Франции, поэтому в «Наказе» отчетливо прослеживаются намерения воплотить идеи французских просветителей в законы Российской империи. «Наказ» оказался настолько революционным, что его запретили ввозить во Францию и издавать. Будучи сторонницей естественного права каждого человека на достойное существование, императрица ничего не сделала для крепостных крестьян. Она не могла идти наперекор дворянству, так как оно являлось ее опорой. Екатерина понимала, как активно защищали свои привилегии дворяне, следовательно, не только отмена, но даже малое смягчение крепостного права означали для нее потерю российского трона. Еще в первые годы своего царствования она принимает одно из роковых решений для дальнейшего развития России- был утвержден манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, по которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы, а апогеем продворянской политики явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. «Жалованная грамота городам» говорит о попытке сформировать сильное «третье сословие», но этому мешало крепостное право, так как крестьяне были исключены из сословной структуры российского общества.

Начавшийся процесс разложения крепостнической системы поставил самодержавную власть перед необходимостью обновления основ экономической жизни Российской империи. При проведении экономической политики Екатерина II исходила из теории естественного права, к которому она относила и право частной собственности. Поэтому она считала недопустимым вмешательство государства в экономическую жизнь страны и приветствовала свободу конкуренции.

Система местных учреждений 1775 года была построена на принципе разделения властей и ведомств: суд был отделен от администрации, администрация от финансового управления. Все учреждения были коллегиальными.

Решая вопросы образования, воспитания, «народного здравия» императрица обнаружила свою просвещенную гуманность и либерализм.

Информация о работе Политическая деятельность Екатерины II