Политическая модернизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:23, реферат

Описание работы

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к
современному (modernity) или индустриальному является политическая
модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы
как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе
политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция
уже существующих политических институтов, находящихся в сложном
динамическом взаимодействии.

Содержание работы

Введение | 3 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. | 5 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 2. Содержание и основные характеристики политической | 11 |
| модернизации. | |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| 3. Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и | 14 |
| условия их решения. | |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| Заключение | 19 |
|-------------------------------------------------------------------+----|
| Список использованной литературы | 20 |
+------------------------------------------------------------------------+

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИ1.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

"ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ\". РЕФЕРАТ.  

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   +------------------------------------------------------------------------+

   | Введение                                                          | 3  |

   |-------------------------------------------------------------------+----|

   | 1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.        | 5  |

   |-------------------------------------------------------------------+----|

   | 2. Содержание и основные характеристики  политической              | 11 |

   | модернизации.                                                     |    |

   |-------------------------------------------------------------------+----|

   | 3. Модернизационный процесс в  Украине: основные проблемы и        | 14 |

   | условия их решения.                                               |    |

   |-------------------------------------------------------------------+----|

   | Заключение                                                        | 19 |

   |-------------------------------------------------------------------+----|

   | Список использованной  литературы                                  | 20 |

   +------------------------------------------------------------------------+

 

                                    Введение

 

   Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к

   современному (modernity) или индустриальному  является политическая

   модернизация, содержание которой  составляют изменения политической  системы

   как неотъемлемой составной  части общего системного перехода. В процессе

   политической модернизации  происходит как становление новых,  так и эволюция

   уже существующих политических  институтов, находящихся в сложном

   динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной

   стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие

   общественного развития  в целом и, с другой стороны,  расширять возможности

   и формы политического  участия различных слоев населения  в происходящих

   изменениях. Теория модернизации - одна из современных парадигм

   социально-исторического знания.

 

   Исторический опыт перехода  различных стран к индустриальному  обществу

   свидетельствует, что общая  системная трансформация общества (в современной

   принятой политологической  терминологии - транзит) не всегда, особенно на

   первых этапах, сопровождается  глубокими сдвигами в области  политических

   институтов.

 

   В мировой науке тема  политической модернизации не  нова. В западной

   политической науке теория  модернизации первоначально возникла  в США, новые

   стимулы для своего развития  получила в 1950-1960 гг. в связи  с

   освобождением целого ряда  государств “третьего мира”  от колониального

   господства и возникшими  перед ними трудностями дальнейшего  развития. О

   модернизации писали Ш.  Эйзенштадт, Д. Аптер, Э. Шилс, Л. Пай. и другие

   исследователи.

 

   Современный этап развития  украинского государства характеризуется  заметным

   оживлением обсуждения проблемы  политической модернизации, в связи  с

   началом и усилившейся  активизации в странах бывшего СССР, Восточной

   Европы, Китая переходных  политических процессов.

 

   Перемены, происходящие в  современной Украине на протяжении  более чем

   десяти последних лет,  могут быть рассмотрены как  очередная модернизация,

   как очередной транзит,  но осуществляемый в принципиально иной исторической

   ситуации, когда ряд наиболее  развитых стран мира вступил  уже в новый этап

   развития, чаще всего определяемый  как постиндустриальное или

   информационное общество.

 

   Значительное место в  поисках ответа на вопросы о характере и перспективах

   нынешней российской модернизации  заняло обращение к историческому  опыту

   стран Западной Европы  и Северной Америки, составивших  \\\"первую волну\\\".

 

   Можно сказать, что новое  осмысление как исторического,  так и современного

   опыта модернизации как  целостного и закономерного этапа  в развитии

   обществ, переходящих в  индустриальную стадию и/или преобразующихся  внутри

   самой этой стадии, представляет  сейчас одну из актуальных  задач

   современной отечественной политической науки.

 

   1. Сущность политической  модернизации, ее критерии и типы.

 

   Теория политической модернизации  первоначально возникла в конце  50-х годов

   с целью теоретического  обслуживания политики Запада  по отношению к

   развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы

   защиты своих национальных  интересов в “третьем мире”,  США встали перед

   необходимостью осмысления  перспектив развития освободившихся  стран,

   передачи им своего опыта  и методов, с помощью которых  развивающиеся страны

   могли бы стабилизировать  у себя политическую и экономическую  ситуацию,

   осуществить необходимые  реформы и преобразования, превратиться  в социально

   и политически стабильные, экономически развитые государства  с

   предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными

   политическими и экономическими  партнерами. Однако со временем  концепция

   политической модернизации  превратилась в обоснование некой  общей модели

   глобального процесса цивилизации,  суть которой в описании характера и

   направления перехода от  традиционного к рациональному  обществу в

   результате научно-технического  прогресса, социально-структурных  изменений,

   преобразования нормативных  и ценностных систем. Основная  периодизация

   модернизации связана с  неравномерностью ее протекания в мировом

   пространстве и историческом  времени, признании независимости  общественного

   развития, наличия долговременного  периода в развитии государств.

 

   По самому общему определению,  модернизация представляет собой  процесс

   перехода от традиционного  общества (аграрного, с патриархальной  культурой

   и жестко закрепленной  социальной иерархией) к индустриальному,  основанному

   на крупном машинном производстве  и рациональном управлении общественными

   процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду

   развивающиеся страны, входящее  в соприкосновение с западной  индустриальной

   моделью общества. В теории  под модернизацией понимается  совокупность

   процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления

   системы всеобщего образования,  представительной политической  власти,

   усиление пространственной  и социальной мобильности… и  др., ведущие к

   формированию «современного  открытого общества» в противовес  «традиционному

   закрытому».

 

   В качестве синонимов  понятия “модернизация” в политической, социальной,

   экономической теории можно  встретить такие термины как  осовременивание,

   инновационные преобразования, переходное развитие.

 

   В политической науке  выделяются несколько основных типов модернизации:

 

   1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) - протекала

   естественно и органично,  начавшись \\\"снизу\\\", с изменения  общественного

   сознания, приведя затем  к трансформации социально - экономических  и

   политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и

   промышленный переворот  в странах Запада;

 

   2) Догоняющая и неорганичная  в странах \\\"Второго\\\" и  \\\"Третьего мира\\\" (часть

   Европы, Латинская Америка,  Азия, Африка), отстающих в социально -

   экономическом развитии  от стран Запада, которая осуществляется  путем

   заимствования у последних  преимущественно технических и  культурных

   достижений, распространяемых  на \\\"чуждой\\\" им \\\"почве\\\";

 

   3) Догоняющая и неорганичная  модернизация часто является авторитарной - из

   - за отсутствия прочной  поддержки в обществе инициаторами  радикальных

   преобразований выступают  государство и правящая элита,  преодолевающая

   сопротивление противников  реформ. В масштабах страны выделяются периферия

   и центры (столица и крупные  города), распространяющие нововведения. Часто

   сопровождается внутренними  конфликтами и социальным расколом, способным

   привести к \\\"сворачиванию  реформ\\\" (например, Исламская революция  1979 г. в

   Иране в ответ на преобразования шаха Резы Пехлеви);

 

   4) Форсированная - в этом  случае ставка делается на  ускоренное развитие

   экономики и экспортного  потенциала (30 - 35 лет) при сохранении \\\"узкого

   характера\\\" внутреннего  рынка и преимущественно традиционных (авторитарно -

   патриархальных) политических  отношений (страны Юго - Восточной  Азии -

   Южная Корея, Тайвань,  Сингапур и др.);

 

   5) Частичная - заимствование  некоторых элементов цивилизации  западного

   типа (экономических, военных,  научно - технических) без глубокого

   изменения социально - политических  отношений, которые сохраняют

   традиционный характер;

 

   6) Тупиковая или т.н. тоталитарная  модернизация - т.е. форсированное

   создание тоталитарным режимом  с опорой на внеэкономическое принуждение

   мощного промышленного,  оборонного и научного потенциала  в рамках

   мобилизационной модели  экономики, которая оказывается  неспособной

   приспособиться и нормально  развиваться в рыночных условиях, порождая

   глубокий кризис во всех  сферах общества (осуществленные в период Сталина

   индустриализация, коллективизация,  ликвидация неграмотности).

 

   Современные и модернизирующиеся  общества эволюционировали на  базе

   огромного разнообразия  традиционных, слаборазвитых обществ.  В Западной

   Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистких

   государств с сильными  городскими центрами, в Восточной  Европе - из более

   автократических государств  и менее урбанизированных обществ.

 

   Под собственно же политической  модернизацией в политической науке понимают

   процесс создания эффективных  властных институтов и механизмов,

   формирование компетентной  и эффективной бюрократии европейского  типа,

   расширение участия масс  в политике, становление правового  государства и

   гражданского общества. При этом политическая модернизация является

   составной и неотъемлемой  частью общего процесса модернизации - без

   определенных изменений  во властной и политической  сфере невозможно

   обеспечить ускоренное развитие  экономики, сферы образования и науки, но, в

   свою очередь, интенсивное  развитие новых экономических  отношений и

   гражданской культуры требует  изменения политических институтов. При этом в

   тех странах, где модернизация  осуществлялась в рамках спонтанной  и

   органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и

   культурные изменения (развитие  капиталистических отношений в  недрах

   феодализма и религиозная  Реформация) предшествовали политическим

   (буржуазные революции, слом  системы абсолютизма и переход  к

   конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела

   догоняющий, авторитарный либо  частичный характер (страны \\\"Второго\\\" и

   \\\"Третьего мира\\\"), изменения  в политике и сфере власти, в сознании правящей

   элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным

   изменениям (реформы основоположника  современного турецкого государства

   Кемаля Ататюрка 20 - 40 - х  гг., \\\"белая революция\\\" шаха  Резы Пехлеви 60 -

   70 - х гг. в Иране, преобразования, начатые лидером КПК Дэн Сяопином в 70

   - ые гг. и продолжающиеся  по сей день в Китае).

 

   Выделим ряд критериев  модернизации в различных сферах  общественной жизни:

 

     * в социальной области  - дифференциация и специализация  ролевых функций

       индивидуумов  и групп во всех главных институционных сферах разделения

       функциональных  ролей, выполняемых разными индивидуумами  в обществе, в

       особенности разделения  между обязанностями в общественном

       производстве, в  политике, в семье, разделение  сфер частной и

       общественной  жизни, вытеснение отношений личной  зависимости между

       людьми отношениями  их личной независимости, основанной  на

       эквивалентном  обмене вещами;

 

     * в экономике - развитие  промышленной системы, связанной  с применением

       технологии, основанной на использовании научного (рационального)

       знания, появления  вторичного (индустрия, торговля) и  третичного

Информация о работе Политическая модернизация