Политические учения Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон.

Файлы: 1 файл

история политической мысли.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Б Спиноза считал,что  государство возникло на основе общественного  договора. Оно призвано обеспечить каждому человеку возможность руководствоваться разумом, обрести свободу. Лучше всего это может быть сделано, по его мнению, при демократической форме правления. Будучи сторонником сильной государственной власти, он вместе с тем полагал, что она не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей, не должна посягать на свободу их совести. По мнений Спинозы, государственная власть, управляющая людьми только посредством страха, не может быть признана добродетельной. Государство должно вести людей так, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они живут так но собственному желанию, по своему разумению.

!!!!!!!!!!

Новое время в Европе - эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного  переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связан с формированием идеологии Просвещения, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характер его взаимоотношений с государством.

Гуго Гроций . Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории "естественного права" и "общественного договора" . Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки которых уходят еще с античности, приобрели классическую форму в эпоху, когда стал актуальным принцип личной свободы. По учению Гроция, естественные права определены самой природой человека и по смыслу является свободой любого человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни. Он выделял естественное право и волеустановлене, которое в свою очередь разделил на божественное право и человеческое право. Хотя содержание естественного права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеческое право хотя и является переменным, в результате не должно противоречить человеческой природе и естественному праву.

На основе концепции естественного права возникла договорная теория происхождения государства, трактует ее появление как результат сознательной деятельности людей. Теория опирается на выделение двух состояний людей: природного - без государства - и гражданского, основанного на государственной власти и юридических законах. Этот переход осуществляется путем заключения договора между людьми. Хотя еще в догромадянському состоянии люди обладали естественными правами, но они не были надежно защищены по той причине, что не все индивиды достаточно умны. В лице государства (правительства) люди получают безопасность и защиту их естественных прав. Самые версии договорной теории были созданы Гоббсу, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо.

Томас Гоббс . Согласно мнениям английского мыслителя Томаса Гоббса, естественное состояние людей - это постоянный конфликт, война всех против всех. Подобная война следует из эгоистической природе людей, из склонности делать друг другу зло, сложившееся в результате своеобразной равенства людей, права, которое предполагает делать все, что угодно и против кого угодно. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они получают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс сравнивает то с искусственной человеком, то с созданным Богом, то Левиафаном, библейским персонажем, является огромным морским чудищем. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Лишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, он перестает быть законным. Будучи сторонником абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.

Джон Локк . Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному состоянию и отношениям людей с государственной властью после подписания договора. Он считал, что большинство людей подражают естественным правам через свою разумность и доброту, хотя могут тянуться к властной выгоды. Поэтому они нуждаются независимого судью. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его основатель. Последнее дает право народа отменять законы, которые противоречат его интересам.

Более того, народ имеет право отобрать власть у правителей, которые нарушают его естественные права. Дж.Локка  называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

К естественным, невидсуджуваних прав человека он отнес  следующие:

  • право на жизнь, защищающая безопасность человека;
  • право на свободу, уничтожает угнетение человека и дает возможность определить свою жизнь согласно своим желаниям;
  • право на собственность - право работать и владеть результатами своего труда. Дж. Локк оправдывал частную собственность, поскольку считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.

Жан-Жак Руссо . Радикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должен гарантировать человеку возмещения естественного равенства в виде договорено установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, потому что именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя во власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между любыми органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

Политические  идеалы Руссо взаимоисключающими. Убежденный сторонник свободы, которому принадлежит известное выражение "человек рождается свободным, но везде она в кандалах", в своем политическом трактате "Общественный договор" конструирует модель политической ассоциации, гарантирует личности его права и свободы. Но его модель создает новые оковы. Общая воля народа, которая формируется при заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид превращается в нераздельную часть коллективного целого. Никто из граждан не может выразить своей частной любопытства. Руссо выступает против общественного и политического плюрализма, полагая, что партии и частные ассоциации усложняют процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воле, можно заставить быть свободными.

Идеи  Просвещения способствовали формированию революционного сознания во Франции. Один из первых документов Великой французской  революции - Декларация прав человека и гражданина (1789) - провозглашал право человека на свободу, собственность и на сопротивление насилию. Получила практическое воплощение также идея "общей воли" Руссо. Знаменитый доминиканец М. Робеспьер и его сторонники использовали идеи Руссо для оправдания массового террора. Главным средством утверждения "общей воли" стала гильотина. В годы революции результате ее использования погибло семнадцать тысяч человек, среди которых были как сторонники монархии, так и сами революционеры. В XX веке идея господства коллективного целого (государства, общества) над личностью была реализована тоталитарными режимами .

В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей . Ее смысл заключался в обосновании соответствующей организации государственности, которая позволяла бы создавать дополнительные гарантии против тирании и нарушения политических свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил разделить суверенитет между двумя ветвями власти: законодательнойи исполнительной . Законодательная власть хотя и является верховной, не носит абсолютного характера. Среди условий, которые ее ограничивают, он называет равенство закона для всех - богатых и бедных, а также направленность закона на достижение блага людей.

Функции исполнительной власти принадлежат  монарху и министрам. Теоретическая модель Локка отражала, как ему казалось, форму политического управления, сложившееся в Британии после Славной революции 1688 г. В действительности ветви власти были не столь независимы друг от друга: суд был частью исполнительной системы, а монарх через министров осуществлял влияние на работу парламента.

Шарль Луи де Монтескье . Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Ш. Луи де Монтескье. Он увлекался римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления. Сторонник уравновешенной конституции и разделения властей, он идеализировал форму правления в Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие чертымонархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей.

1. Каждая  ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:

  • законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
  • исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;
  • судебная власть отвечает за безопасность граждан.

2. Взаимоконтроль  ветвей власти, что позволяет достичь баланса сил. Сторонник народовластия, он понимал, что сам народ через организационные сложности не сможет постоянно выполнять функцию контроля над властью, поэтому предложил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина выбирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражают народную (общий) волю.

Джеймс Мэдисон . Идеи Монтескье повлекли большое влияние на практику конституционализма. Последователем его идей был один из "отцов" американской конституции Джеймс Мэдисон. Эффективность разделения властей он связал с механизмом струмувань ипротивовесы , позволявшие устранить угрозу гарантии со стороны любого органа: хотя каждая власть имеет определенные полномочия, но ряд из них контролируется ветвями власти. Дополнительным барьером от ошибок произвол должен был стать, согласно утверждению Эдисона, разделение самой законодательной власти на две палаты. Идея системы струмувань и противовесы в современном мире воплощена в конституциях современных демократических государств, что обеспечивает стабильность этих политических систем. Так, исполнительная власть может наделяться правом законодательной инициативы, законы могут быть приостановлены правом вето, в то же время глава исполнительной власти может быть отстранен от должности через процедуру импичмента при соответствующей функции Конституционного суда и т.п. Обращаясь к проблеме форм правления, он разрабатывает концепцию республиканского правления какпредставительной демократии .

Иммануил Кант . Традиция Просвещения была продолжена знаменитым немецким мыслителем Иммануилом Кантом. Он заложил философскую основу теории правового государства . Согласно учению Канта, государство - это сочетание множественности людям, которые подчиняются праву. Но сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию. Идея обязательности права в учении Канта сочетается с идеей народного суверенитета, что выразилось в следующей фразе: "Чего народ не может решить относительно самого себя, того и правитель не может решить относительно народа". В правовом государстве сами граждане в своих действиях руководствуются умением ума и моральными нормами, т.е. требованиями категорического императива.

Он дает два определения категориального  императива:

  • "Поступай так, чтобы твои действия были образцом общего закона поведения";
  • "Всегда относись ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не относись к нему только как к средству". Иными словами, нельзя использовать другого человека как средство для достижения чужого благополучия.

Эдмунд Берк и Жозеф де Местр . На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. У его истоков стояли английский философ Эдмунд Берк и французский философ Жозеф де Местр.

Консерватизм  стал своеобразной реакцией на идеологию  Просвещения и французской революции. Выступая против революционных изменений, идеологи консерватизма подчеркивали, что в основе органической целостности общества лежит традиция, уничтожение традиционной основы ведет к гибели общества. Если просветители верили в возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая порядок и традиции, сделали ставку на религиозные чувства и веру.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель . Оппозицию либерализма и идеи народного суверенитета составила политико-правовая теория Гегеля. Восторженное отношение к французской революции и Наполеона в конце жизни изменилось на критику демократии и защите прусской полицейского государства, что казалось ему реализацией политической разумности. Он поставил государство выше общества и личности. Личность обретает свободу, выполняя свой долг перед государством. Само государство в состоянии защищать себя от людей, чьи убеждения нарушают общественный порядок. Вместе с тем Гегель сделал большой вклад в развитие следующей философской и политической мысли, создав теорию диалектики и обосновав идею закономерного развития истории. Довольно интересны и взгляды Гегеля на гражданское общество. Сторонники теории общественного договора фактически отождествляли гражданское общество с государством. У Гегеля гражданское общество хотя и связано с государством, оно является другим социальным образованием, чем государство. В его учении гражданское общество неустойчиво и конфликтное. Противоречивость общества определяется имущественным неравенством людей и наличием в его структуре состояний, преследующих личные интересы. Наоборот, государство - это единый организм, поскольку все его части существуют ради целого. Соотношение гражданского общества с государством - это соотношение здравого смысла с умом. Отсюда следует, что государство призвано доминировать над обществом. Только ограничивая гражданское общество, государство может обеспечить его свободу.

Информация о работе Политические учения Древнего мира