Политические учения Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468—399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон.

Файлы: 1 файл

история политической мысли.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Бенджамин Констан . После французской революции традиция либерализма была продолжена в трудах мыслителя Бенджамина Констана. Он увидел главный парадокс великой революции в том, что народ-суверен оказался отчужденным от власти. Тирания нового типа (якобинский террор, бонапартизм) возник как выражение общей воли. Не отрицая идею народного суверенитета, он, в противовес идеям Руссо, утверждал, что общая воля не должна обладать неограниченным авторитетом отношении индивидуальной свободы. Свобода в толковании Констана - это "мирное пользование своей независимостью". Гражданская свобода раскрывается в правах индивида как свобода вероисповедания и слова, свобода собраний, неприкосновенность личности и собственности.

Алексис де Токвиль . Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также было обеспокоено проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". Собственно он и ввел понятие "тирания большинства". Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования является универсальным процессом, вызванным утверждением социального равенства. Спор о превосходстве демократии или аристократии решена в пользу первой, но возможны различные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой или равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы скрывается в том, что демократия может обладать трудно выраженным разновидностью деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.

Джон Стюарт Милль . Идея Токвиля о том, что опасность для индивидуальной свободы может исходить от общественного мнения, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслителя Джона Стюарта Милля. Гарантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мысли. Подавление дискуссий несправедливое и даже вредное для общества, так как оно теряет возможность познать мнение, которое может оказаться справедливым. Следование догмам, которые не поддаются экзамена свободного обсуждения, не оставляет обществу шанс дальнейшего развития.

Представители утопического социализма . Противоречия капитализма, который развивался, породили новые представления о необходимости общественных преобразований. Идея естественного равенства людей перешла границы политико-правового толкования (политические права, равенство перед законом) и распространялась на сферу социальных экономических отношений. Вопрос о лучшем обустройстве общества рассматривался через призму решения вопроса о ликвидации эксплуатации человека человеком и решение других социальных вопросов.

Эти идеи были развиты такими представителями утопического социализма начала XIX века:

  • Шарлем Фурье;
  • Робертом Оуэном;
  • Анри де Сен-Симоном.

Они высказали  целый ряд идей, которые стали  исходным моментом для коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса.

Среди них:

  • противоречивый характер общественного процесса, борьба классов как содержание исторического процесса;
  • уничтожения противоречий между умственным и физическим трудом, городом и деревней;
  • труд как первая потребность человека;
  • принцип распределения в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;
  • индустриальные технологии (Сен-Симон, собственно, и ввел в обиход термины "индустриализация" и "индустриальное общество").

Проектируемые ими черты будущего справедливого  общества уже не несли рис уравнительности, присущих первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон  не пошли путем полного уничтожения  частной собственности. Сен-Симоном, полное равенство недостижимо. Приближение к равенству заключается в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он выразил весьма оригинальные мысли о политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна относиться индустриалов - наиболее способным представителям промышленного класса, к которому он относил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он считал, что в будущем может быть уничтожена разница между управляющими и руководителями, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единая промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов.

Ш. Фурье  выступил с идеей децентрализации  власти. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг (производственно-потребительских обществ). Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов общества.

Проект политической реорганизации общества Р. Оуэна  предусматривал объединение "поселений  сообщества и сотрудничества", которые  самоуправлялися на основе конституции в национальные федерации, в свою очередь перерастают в объединение международного масштаба с единым управлением и едиными законами.

Представители коммунистической теории . Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия, - марксизма . Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом .

Марксистский анализ включает в себя ряд положений:

  • обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности влиять на экономику;
  • идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;
  • классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений;
  • трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;
  • борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;
  • классовое видение процесса происхождения и сущности государства;
  • необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу;
  • идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирания государства.

Отношение к марксизму со стороны политической науки противоречивое. Многие современные концепций появилось или в споре с марксизмом, или как углубление его отдельных теоретических положений. Но в целом современная политология рассматривает марксизм как один из подходов при исследовании сущности политической жизни.

Развитие политической мысли второй половины XIX в. связан со становлением социологии как самостоятельной  науки. Ее возникновение связывают  с именем основателя позитивизма Огюста Конта . Примечательный факт: его известна классификация наук по степени сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - первоначально имела другой вид: на месте социологии находилась "политическая наука".

Многие идеи позитивизма  оказали влияние на развитие собственнополитической науки: представление об обществе как о системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, поддерживающих устойчивые социальные связи . Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды О. Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал главное требование позитивизма: беспристрастный, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами.

В конце XIX в. начинается процесс выделения политической науки в самостоятельную научную  дисциплину со своим предметом, объектом и методами исследования.

5


Информация о работе Политические учения Древнего мира