Современные избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 01:33, реферат

Описание работы

Избирательная система — составнаячасть политической системы.
Подобно любой другой системе,она подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболееобщих выделяются:
избирательное право — теоретико-юридическийкомпонент;
избирательная процедура (или избирательныйпроцесс) — компонент практически-организационный.

Содержание работы

Введение
1. Избирательная система: сущность и основные компоненты
2. Современная процедура выборов президента США
3. Избирательная система в современной России
Заключение
Список литературы и источников

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 37.38 Кб (Скачать файл)

                                       Министерство аграрной политики Украины

                            Луагснкий Национальный  Аграрный  Университет

                                      Факультет ветеринарной медецины

 

 

 

 

                                                            Реферат

                          

                       

                                    По дисциплине «Политология»

                      На тему: «Современные избирательные системы»

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

                                                                                                                         Выполнил : 
                                                                                                                         Дорогин Антон

                                                                                                                         ст. группы:    741

 

 

                                                                                                                        Проверил:                    

 

                                                              2015 год

Содержание 

 

Введение

1. Избирательная система: сущность и основные компоненты

2. Современная процедура  выборов президента США

3. Избирательная система  в современной России

Заключение

Список литературы и источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Избирательная система — составнаячасть политической системы.

Подобно любой другой системе,она подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболееобщих выделяются:

избирательное право — теоретико-юридическийкомпонент;

избирательная процедура (или избирательныйпроцесс) — компонент практически-организационный.

Нынешняя избирательная системаРоссии сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995гг., начавшейся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. новой конституции — Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральныхзаконах «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РоссийскойФедерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «Овыборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации», «О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации».

В Конституции (ст.32) провозглашается:«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными ворганы государственной власти и органы местного самоуправления, а такжеучаствовать в референдуме». Пункт 3 статьи 32 определяет круг лиц,лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избраннымиграждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местахлишения свободы по приговору суда».

Это единственное ограничениепозволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее,равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст.81Конституции.

Цель работы: изучить принципысовременной избирательной системы.

Задачи заключаются в следующем: ответитьна вопросы каковы основные параметры избирательной системы в современной Россиии какой тип избирательной системы предпочтителен для России и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Избирательная система: сущность и основныекомпоненты

Выборы, являясь характернымпризнаком демократической политической системы, и сами могут быть представленыкак системный объект. В этом случае говорят об избирательной системе.

Избирательная система — этоцелостная совокупность политических субъектов, институтов, норм, принципов,процедур, составляющих механизм организации и проведения выборов [9; c.282]. В числе основных компонентов избирательной системывыделяют субъектов выборов и избирательное право, характеристика которых вследующем.

1. Избиратели — одно из главныхдействующих  лиц в процессе выборов. Предпочтения, высказанные в процессеголосования  избирателями, т.е. гражданами, которые  в соответствии с закономобладают  правом голоса, есть, по сути, критерий  для определения того, каков будетконкретный  состав представительного органа  или кто займет отдельную выборнуюдолжность. Вся совокупность избирателей  страны илиадминистративно-территориальной  единицы называется избирательным  корпусом.

Чтобы прийти в день выборов ипроголосовать, недостаточно просто иметь право голоса. Необходимо, чтобыгражданин был внесен в списки избирателей. Эта процедура может носитьобязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службывносят в списки всех имеющих право голоса, вне зависимости от их желания (например,в Германии, Италии, Великобритании, Швеции и др.). Таков порядок и в России. Вовтором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативесамого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.). В этом случаеизбирательный корпус оказывается более узким, чем предусмотрено законом.

2. Важное место среди субъектоввыборов  занимают их коллективные участники  — политические партии. И это  неслучайно, поскольку главная цель  деятельности партии — овладение  политическойвластью или участие  в ее осуществлении. Участие политической  партии в выборахможет быть  обусловлено соблюдением ряда  требований ограничительного характера,к  числу которых относятся:

• минимальное число членов;

• получение определенногопроцента голосов на предыдущих выборах;

• сам факт периодическогоучастия в выборах.

В современной России правомсамостоятельного участия в выборах до недавнего времени обладали не толькопартии, но и другие общественные объединения. В процессе трансформации политическойсистемы на рубеже 1980-1990-х годов возникло множество общественных организацийи движений. В этих условиях, когда отсутствовало четкое разграничениеполитических партий и других общественных объединений, появляется термин «избирательноеобъединение», закрепленный позже в избирательном законодательстве. Считатьсяизбирательным объединением, а значит, самостоятельно участвовать в выборах,могло практически любое общественное объединение, в уставе которого в качествеосновной цели деятельности записано участие в политической жизни. В результатеправом участия в выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. обладали 258общественных организаций. Число тех, которые были зарегистрированы в качествеизбирательных объединений, было значительно меньше — 43, однако и эта цифра,видимо, избыточна. В их числе были и такие, как, например, Партия любителейпива, которые были партиями лишь по названию.

С принятием в 2001 г. Закона«О политических партиях» ситуация изменилась. Согласно ст.36 этогоЗакона политическая партия признается единственным видом общественногообъединения, которое обладает правом самостоятельно участвовать в выборах. Теже политические партии, которые в течение пяти лет подряд не принимали участияв выборах, ликвидируются (ст.37).

3. Кандидаты на выборнуюдолжность  — также субъекты выборов. То  или иное конкретное лицо приобретаетстатус  кандидата после того, как пройдет  процедуру регистрации. Все кандидатыобладают  равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещеноиспользовать  преимущества своего служебного  положения (если речь идет окандидате, занимающем государственную должность).

Выделяя кандидатов в качествесубъектов выборов, необходимо затронуть следующую проблему. Определенное числоиз тех, кто претендует на места в парламенте, по итогам выборов становятсядепутатами. Чьи интересы в этом случае они должны выражать — своих избирателейили всего народа? Ответ на этот вопрос определяется характером депутатскогомандата.

Принцип императивного мандатапредполагает право избирателей давать депутатам обязательные наказы и отзыватьтех, кто их доверия не оправдал. Этот принцип зафиксирован в конституцияхвесьма ограниченного числа государств (например, Китая, Кубы, Вьетнама),являясь при этом скорее формальностью. В большинстве стран действует принципсвободного мандата, предполагающий, что депутат является представителем всегонарода, и возможность его отзыва не предусматривается. Например, статья 27Конституции Франции прямо гласит: «Любой императивный мандатнедействителен». В Конституции России столь точных указаний не содержится,что и позволило депутатам Государственной Думы в 2001 г. инициироватьподготовку законопроекта, предусматривающего отзыв депутата.

Организационное руководство всемпроцессом выборов осуществляют избирательные комиссии. Значимость их положенияв избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми ониобладают. В их числе [11; c.134]:

• контроль за соблюдениемизбирательных прав гражданина;

• регистрация выдвинутыхкандидатов;

• распределение финансовыхсредств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковыепредусмотрены);

• организация голосования попочте;

• принятие решения одействительности бюллетеней;

• определение результатоввыборов и др.

Ясно, что возможности влиянияизбирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основнымитребованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность инезависимость их персонала.

Действия всех субъектов выборови отношения, возникающие между ними, регламентируются избирательным правом,представляющим еще один важный компонент избирательной системы.

Любые взаимоотношения людей втой или иной степени регламентируются сложившейся системой норм. В этом случаеони становятся упорядоченными и предсказуемыми. В некоторых ситуацияхдостаточно неписаных правил. Если вы пришли покупать билет на поезд, а околокассы стоит несколько человек, значит, вы должны встать в очередь и приобрестибилет после них. Таково правило. Большинство людей именно так и поступают, ачисло желающих «проскочить без очереди» все же невелико. Политика — этосфера взаимодействия большого числа людей, и она связана с властью. Поэтомуздесь не обойтись неписаными правилами, и значительная доля политическихотношений, в том числе и в процессе выборов, регламентируется правовыми нормами.

Итак, в широком смысле словаизбирательное право — это совокупность юридических норм, обеспечивающих ирегулирующих формирование выборных институтов власти [14; c.7].

Термин «избирательное право»употребляется и в другом, узком, значении:

избирательное право — это правограждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случаеразличают:

1) активное избирательное право- право гражданина избирать;

2) пассивное избирательное право- право гражданина избираться.

Признание выборовдемократическими, а их результатов легитимными обусловлено соблюдением рядаосновных принципов избирательного права. Нарушение же этих принципов подрываетдоверие граждан к сформированным институтам власти.

1. Принцип всеобщностипредполагает  право всех взрослых и психически  здоровых граждан участвовать  ввыборах. Но это максимум возможного, который на деле практически  нигде недостигается.

Реальная практика выборовсвязана с наличием избирательных цензов, т.е. специальных условий,ограничивающих приобретение избирательного права. Цензы пассивного права, какправило, гораздо жестче цензов активного права.

1) Возрастной ценз предполагаетправо  участвовать в выборах по достижению  определенного возраста. В настоящеевремя  примерно в двух третях стран  мира активным избирательным  правом обладаютграждане при  достижении 18 лет, а в некоторых  странах (Бразилия, Иран, Куба) — дажес 16 лет. При этом, например, в США  возрастной ценз был снижен  с 21 года до 18лет относительно  недавно — в 1971 г., в Дании —  с 20 лет до 18 — в 1978 г. [7; c.46].

Для пассивного избирательногоправа возрастной ценз выше. Например, в Италии, чтобы быть избранным в Палатудепутатов, гражданин должен достигнуть возраста 25 лет, в Сенат Республики — 40лет, президентом — 50 лет.

2) Ценз гражданства означает,что  избирательные права предоставляются  только гражданам данного государства. Приобретениепассивного избирательного  права может быть оговорено  сроком гражданства (например,в США  он составляет семь лет для  избрания в Палату представителей  и девять лет- в Сенат) или даже  требованием быть гражданином  по рождению (для кандидатов впрезиденты, например в США, Финляндии, Беларуси, Казахстане, Грузии).

3) Ценз оседлости предполагаетправо  участвовать в выборах при  условии проживания на данной  территории неменее определенного  законом срока. Так, в Японии для  участия в голосованииустановлен  ценз оседлости, равный трем месяцам. Что касается пассивногоизбирательного  права, то, например, в США избрание  в Конгресс предполагает самфакт  проживания на территории штата, президентом же может быть  избрангражданин, который не менее 14 лет постоянно проживает на  территории США.

4) Ценз пола заключается впризнании  избирательных прав только за  мужчинами. Борьба за предоставлениеженщинам  равных избирательных прав с  мужчинами началась в середине XIX в., и ее результатом является  практически полное (несчитая некоторых  мусульманских государств) снятие  ограничений по признаку пола.Впервые  женщины получили избирательные  права в 1893 г. в Новой Зеландии, а вЕвропе в 1906 г. — в Финляндии, которая в это время входила  в состав Российскойимперии. В  США же ценз пола был снят поправкой XIX кКонституции только в 1920 г. В ряде стран, в том числе и известных своимидемократическими традициями, женщин уравняли в избирательных правах с мужчинамине так давно, например во Франции и Италии — в 1945 г., в Швейцарии — в 1971 г.

Информация о работе Современные избирательные системы