Современные избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 01:33, реферат

Описание работы

Избирательная система — составнаячасть политической системы.
Подобно любой другой системе,она подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболееобщих выделяются:
избирательное право — теоретико-юридическийкомпонент;
избирательная процедура (или избирательныйпроцесс) — компонент практически-организационный.

Содержание работы

Введение
1. Избирательная система: сущность и основные компоненты
2. Современная процедура выборов президента США
3. Избирательная система в современной России
Заключение
Список литературы и источников

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 37.38 Кб (Скачать файл)

5) Имущественный цензпредполагает  право участвовать в выборах  при условии обладания имуществомопределенного  размера или уплаты налогов. В  начале XX в.это ценз практически  повсеместно был отменен. Однако, например, в СШАограничение избирательных  прав по причине неуплаты налогов  было отменено тольков 1964 г.

Само по себе существованиеизбирательных цензов не означает, что избирательное право являетсянедемократическим.

Важно, какие это цензы и каковмасштаб ограничений, обусловленный их применением. Наличие цензов возраста,гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая возрастнаяпланка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властныеполномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста инакопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участиев управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Чтокасается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избратьтого представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает ихкак часть собственных.

Если же избирательное правосодержит ограничения имущественного характера, по признаку пола, расы,этнической или религиозной принадлежности, идейным убеждениям, то это ставитпод сомнение его демократический характер.

2. Принцип равенствапредполагает  одинаковую для всех избирателей  возможность влиять на результатывыборов. Равенство избирательного права  достигается:

• наделением каждого избирателяравным числом голосов (как правило, одним, но иногда избиратель может обладатьдвумя и более голосами);

• обеспечением единой нормыпредставительства, т.е. каждый депутат представляет примерно равное числожителей или избирателей.

С учетом последней нормыобразуются избирательные округа.

Возможны определенные отклоненияот этого принципа, например, с помощью так называемой «избирательнойгеометрии». В этом случае при нарезке избирательных округов нарушаетсяединая норма представительства, и голоса избирателей приобретают разный вес. Например,если от округов с населением 100 тыс. и 200 тыс. жителей избирается по одномудепутату, то голос избирателя в первом округе весит примерно вдвое большеголоса избирателя второго округа.

Нарушением принципа равенстваизбирательного права является также деление избирательного корпуса поэтническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и другим признакамна неравноправные части — курии — с заранее установленным числом мандатов,предоставляемых каждой из этих групп. Так, в Палате депутатов Иордании девятьмест зарезервировано за христианами, шесть — за бедуинами, три места — зачеркесами и чеченцами.

3. Принцип прямогоизбирательного  права предполагает право граждан  участвовать в формированиивыборных  институтов власти непосредственно. Он действует практическиповсеместно  на выборах органов местного  самоуправления, однопалатныхпарламентов, нижних палат двухпалатных парламентов, иногда — верхних палат (например,в  США, Италии, Польше), президентов (например, во Франции, Австрии, Финляндии).

Косвенное избирательное право, вотличие от прямого, предусматривает право граждан участвовать в формированиивыборных институтов власти через посредство избираемых ими представителей,которые затем выбирают президента или депутатов. Пожалуй, самым известнымпримером применения косвенного избирательного права являются выборы президентаСША, осуществляемые избирателями не напрямую, а через коллегию выборщиков.

4. Принцип тайного голосованияпредполагает  исключение контроля за волеизъявлением  избирателя. Тайнаголосования обеспечивается  тем, что избиратель заполняет  бюллетень в закрытойот посторонних  взглядов кабине.

Из этого правила есть исключения.Например, при выборах в Народную палату индийского парламента осуществляетсянумерация бюллетеней, что позволяет определить, за кого голосовал избиратель.

Выделенные принципыизбирательного права должны быть не просто закреплены в конституции. Этогонедостаточно. Они должны применяться на практике. В противном случае этипринципы превратятся в красивую декларацию, не более того.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современная процедура  выборов президента США

В целом избрание президента СШАосуществляется по следующей схеме (рис.1).

/>

Рис.1. Схема избранияпрезидента США

Голосование избирателей напрезидентских выборах в США не носит окончательного характера. Голосуя за тогоили иного кандидата, американцы фактически голосуют за список выборщиков отсвоего штата, который составляет каждая партия. Задача избирателей состоит втом, чтобы из нескольких списков (а на деле — из двух: списков республиканцев идемократов) выбрать один. Результаты голосования на этом этапе определяютсяформулой «победитель получает все», т.е. та партия (а значит, и еекандидат), за которую проголосовало избирателей больше, чем за любую другую,получает все голоса выборщиков. Их количественный состав известен заранее. Числовыборщиков от каждого из 50 штатов равно общему числу сенаторов и депутатовПалаты представителей в Конгрессе. Если число депутатов Палаты представителейменяется, и оно пропорционально численности населения штата, то число сенаторовнеизменно — по два от каждого штата. Кроме того, трех выборщиков имеетФедеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США [2; c.72]. В целом по стране избирается 538 выборщиков (рис.2).

/>

Рис.2. Определение общегочисла выборщиков на президентских выборах в США

Через шесть недель выборщикисобираются, как правило, в столице штата для решающего голосования покандидатуре президента. Если жители штата проголосовали, например, задемократов, то выбирать президента будут выборщики-демократы. И хотя ниКонституция, ни федеральные законы не содержат требования голосовать всоответствии с волеизъявлением избирателей, выборщики практически всегдаголосуют за своего кандидата.

После окончания голосованиявыборщиков избирательные бюллетени отправляются в Конгресс, где в январе насовместном заседании обеих палат производится подсчет голосов. Тот кандидат,который получил больше половины голосов выборщиков, становится президентом. Исходяиз численности коллегии выборщиков, для победы необходимо собрать минимум 270голосов.

Предположим, что численностьизбирателей и жителей совпадает и на каждые 10 тыс. избирателей приходится поодному представителю. Число выборщиков от каждого штата, напомним,соответствует общему числу представителей и сенаторов (последних всегда двое),а собравший голосов избирателей больше, чем соперник, получает и все голосавыборщиков. Промежуточные и окончательные итоги выборов могут выглядетьследующим образом:

/> 

 

*Примечание. Число выборщиков32 определяется следующим образом: 30 (по числу представителей — 300 тыс.: 10тыс. = 30) + 2 (по числу сенаторов). Аналогично и в других штатах.

Таким образом, хотя за кандидатаА проголосовало в два раза меньше избирателей, он получил 84 голоса выборщикапротив 82 и поэтому становится президентом. Подобный результат, как мы знаем,имел место и на последних выборах тысячелетия. Некоторые СМИ называли этивыборы беспрецедентными. Однако это не так, поскольку в американской историиподобные ситуации уже были в 1876 и 1888 гг.

Искажение результатовволеизъявления народа в ходе косвенных выборов возможно не только по причиненаличия института выборщиков, но и вследствие применения экстраординарнойпроцедуры избрания президента. В том случае, если ни один из кандидатов ненаберет больше половины голосов или их голоса разделятся поровну, президентаизбирает Палата представителей, а значит, между волеизъявлением народа ивыявлением победителя оказывается еще одна ступень. Такая процедура избранияиспользовалась дважды: в 1800 г. по решению нижней палаты президентом стал Т. Джефферсон,в 1824 г. — Дж. Адаме. Применение экстраординарной процедуры, проводимой поособым правилам, может привести к тому, что судьбоносное решение будет зависетьот 26 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Избирательная система  в современной России

Современная избирательнаясистема сложилась в 1993-1995 гг., а также в ходе после дующих изменений,вносимых в избирательное законодательство.

Избирательная системасовременной России строится на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции РФ, в выборахне участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиесяпо приговору суда в местах лишения свободы (ст.32).

Выборы президента РоссийскойФедерации проводятся по единому федеральному избирательному округу на основемажоритарной системы абсолютного большинства.

Порядок формированияФедерального Собрания — парламента страны — является смешанным, посколькуосуществляется на основе различных процедур. Нижняя палата — ГосударственнаяДума — формируется путем прямых выборов. На этих выборах действует смешаннаяизбирательная система: 225 депутатов избираются по одномандатным округам наоснове мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов — поединому федеральному округу на основе пропорциональной системы.

Процедура формирования СоветаФедерации — верхней палаты парламента — претерпела за последние годысущественные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993 г. одновременнос выборами в Государственную Думу избирались 178 депутатов (по два от каждогосубъекта Федерации) и в Совет Федерации. В соответствии с законом 1995 г. о порядкеформирования этой палаты Совет Федерации перестал быть институтом, избираемымнепосредственно народом. В его состав стали входить глава законодательногооргана и глава исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Однако СоветФедерации не утратил при этом своих представительских функций, поскольку егочлены проходили через процедуру региональных выборов. В третий раз порядокформирования верхней палаты был изменен в 2000 г. Согласно новому закону, с2002 г. в ее состав входят по два представители от каждого субъекта: один — избираетсязаконодательным органом из своего состава и один — назначается главойисполнительной власти (ст.2 и 4).

Обозначенные контуры российскойизбирательной системы складывались и реализовывались в ходе выборов<sup/>1993,1995, 1999 гг. в Государственную Думу и президентских выборов 1996 и 2000 гг. Какиетенденции проявились за этот период? Какова оказалась роль выборов вполитическом развитии России? Можем ли мы утверждать, что в нашей странесложилась избирательная система, в полной мере соответствующая общепризнаннымдемократическим принципам?

В ходе трансформацииполитического режима выборы сыграли важную роль в формировании новыхполитических институтов, установлении новых правил «политической игры».Несмотря на имевшуюся угрозу отмены выборов, этого все же не произошло. Однаконельзя упускать из виду того, что в России имели место факты переноса выборов.

Так, президентские выборы 2000 г.в связи с досрочной отставкой Б. Ельцина были перенесены с июня на март. Считатьли этот шаг тщательно продуманным маневром или нет, но, по мнению рядаполитологов, факторы социально-политического и социально-экономического порядкамогли к лету «сработать» против В. Путина. Надо сказать, что егосоперникам после только что проведенной предвыборной парламентской кампаниипришлось сразу же включиться в следующую.

Можем ли мы рассматриватьпрошедшие выборы как свободные в плане доступа к участию в них избирателей икандидатов? В целом — да, по крайней мере, на федеральном уровне. Но вряд литаковыми в полной мере следует считать парламентские выборы 1993 г. ипрезидентские выборы 1996 г. Ряд партий и политиков не были допущены к участиюв них, другие подвергались давлению и вели агитационную кампанию под угрозойисключения.

Серьезная проблема любыхвыборов, происходящих в процессе модернизации политической системы, состоит вобеспечении их справедливости. Не избежала ее и Россия.

Настоящие выборы 2008 года,тоже, на мой взгляд, нельзя считать свободными в плане доступа к участию в нихизбирателей и кандидатов. Почему? Потому что изо дня в день с экрановтелевизора, со страниц газет и журналов мы видели, все чаще, кандидата надолжность президента Дмитрия Медведева. В то время, как другим кандидатам былоотведено конкретное время в телеэфирах. Я считаю, что в результате этого нельзясчитать выборы 2008 полностью демократичными.

На мой взгляд, в современнойполитической науке получила широкое распространение теория элитарной демократии.Согласно этой теории, реальная власть в демократическом обществе принадлежитфактически правящей политической элите, а народные массы — имеют лишь правопериодического электорального контроля. Демократия представляет собой нерасширение участия народа в политическом процессе, а создание эффективныхмеханизмов рекрутирования результативной элиты, подконтрольной народу [3; c.36].

Подводя итог, отмечу, чтоучастие граждан в голосовании на выборах рассматривается как один из наиболеезначимых показателей степени их политического участия в целом. Однако, что касаетсярегиональных и местных выборов, то здесь наблюдается снижение электоральнойактивности граждан, т.е. происходит нарастание абсентизма. Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — это уклонение граждан от участия ввыборах.

Информация о работе Современные избирательные системы