Внутренняя внешняя политика СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

На международной арене главным последствием, Второй мировой войны стало соперничество двух наиболее сильных в военно-экономическом отношении стран-победительниц – Советского Союза и США. СССР стал лидером государств, где к власти пришли коммунисты или другие левые партии. Постепенно советскому руководству удалось установить полный контроль над политическими процессами в Восточной Европе. Затем последовало оформление политико-идеологического (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, сентябрь 1947 года) и экономического (Совет экономической взаимопомощи, январь 1949 года) союзов, что привело к складыванию так называемого «социалистического лагеря».

Содержание работы

I. Изменение в мире после окончания II Мировой войны. Основные направления советской внешней политики.
II. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР.
III. Общественно-политическая жизнь, характерные черты и противоречия.

Файлы: 1 файл

Ольга Алексеевна.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

  1. Изменение в мире после  окончания II Мировой войны. Основные направления советской внешней политики.
  2. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР.
  3. Общественно-политическая жизнь, характерные черты и противоречия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Изменения в мире после окончания II мировой войны. Основные направления советской внешней политики.

На международной  арене главным последствием, Второй мировой войны стало соперничество двух наиболее сильных в военно-экономическом отношении стран-победительниц – Советского Союза и США. СССР стал лидером государств, где к власти пришли коммунисты или другие левые партии. Постепенно советскому руководству удалось установить полный контроль над политическими процессами в Восточной Европе. Затем последовало оформление политико-идеологического (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, сентябрь 1947 года) и экономического (Совет экономической взаимопомощи, январь 1949 года) союзов, что привело к складыванию так называемого «социалистического лагеря». Впервые годы «холодной войны» союз базировался на военно-экономической мощи СССР и откровенном вмешательстве советского руководства во внутренние дела восточноевропейских государств. Это вызывало беспокойство в США и странах Западной Европы и давало повод для «раздувания» темы «советской угрозы» свободе и демократии в мире.

Другим полюсом международных  отношений стали развитые промышленные страны Запада во главе с США. Первенство США сложилось автоматически  из того огромного военно-промышленного  потенциала, которым обладала эта  страна. В экономическом отношении  Англии и Франции потребовалось  не менее десятилетия, чтобы преодолеть последствия войны. Именно США создали  и претворили в жизнь план экономической  помощи странам Европы («план Маршалла»). В военном и экономическом  отношении только США, территория которых  не подвергалась бомбежке и оккупации, могли противостоять СССР. За годы войны потенциал мощностей промышленности США вырос на 50%, а объем выпускаемой  продукции увеличился в 2,5 раза. При  этом США потеряли в войне 450 тысяч, а СССР более 27 млн. человек. В целом  соотношение между промышленностью  СССР и США составляло 1:5. К тому же США с 1945 г. обладали атомной бомбой - оружием нового поколения. «Мы вышли  из этой войны как самая мощная в мире держава, возможно, самая могущественная в человеческой истории», - говорил президент Г. Трумэн.

Экономическое и военное превосходство  США позволило отказаться от совместного  с СССР решения судеб европейских  народов. Оказывая экономическую помощь странам Западной Европы Соединенные  Штаты, навязывали им антисоветскую ориентацию. Фактически также действовал СССР в Восточной Европе. Однако именно США первыми пошли на создание в 1949 г. крупного военно-политического союза – Организации Североатлантического договора (НАТО), призванной бороться с распространением «коммунизма».

Обладая ядерной монополией США, были готовы начать войну против СССР в любой момент. Во второй половине 1940-х гг. командование США неоднократно разрабатывало планы наступательной войны против СССР с нанесением ядерных ударов. В частности американские военные стратегии под кодовыми названиями «Троуджэн» (1948 г.), «Троян» и «Оффтэкл» (1949 г.) предполагали одновременное уничтожение атомными бомбами 70 крупнейших городов Советского Союза. Даже после успешного испытания СССР в 1949 г. собственной атомной бомбы, советскому военно-промышленному комплексу понадобилось еще несколько лет, чтобы создать достаточное для ответного удара количество бомб и средств их доставки (стратегических бомбардировщиков).

Таким образом, главными причинами «холодной войны» были мировое соперничество СССР и США – двух сверхдержав, обладавших ядерным оружием, и их борьба за утверждение в своих зонах влияния соответствующих общественных систем – социалистической и капиталистической.

Сущностью «холодной войны» было идеологическое и военно-политическое противостояние двух мировых систем. Важно учесть, что угроза атомной, а затем и  ядерной или водородной войн, результаты которых были непредсказуемы (при  наращивании ядерных потенциалов  она могла привести к уничтожению  всей планеты), исключали прямое столкновение СССР и США (хотя во время Берлинского  и Карибского кризисов мир стоял  в шаге от ядерной войны). Это противостояние превратилось в гонку вооружений, которое выразилось в проведении различного рода идеологических компаний, в создании образа врага, в широкой деятельности разведывательных служб, в соперничестве за влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах мира. А также в закулисное и открытое противоборство в различных точках мира (Корея, Ближний Восток, Вьетнам, Афганистан и т.д.).

Выделяют следующие  этапы «холодной войны»:

Первый этап (1946 – 1955 гг.). Начало «холодной  войны» и ядерной гонки вооружения, раскол Европы на просоветскую и проамериканскую  зоны и складывание противостоящих блоков (НАТО и Организации Варшавского  договора). Наиболее остро противоборство США и СССР отразилось в Берлинском кризисе и корейской войне.

Второй этап (1956–1959 гг.). Провозглашение Советским Союзом политики «мирного сосуществования» с западными странами. Первые попытки остановить гонку  ядерных и обычных вооружений.

Третий этап (1960-1964 гг.). Новое обострение «холодной войны» - Берлинский и  Карибский кризисы, подписание договора об запрете ядерных испытаний  в атмосфере, под водой и в  космосе и стабилизация советско-американских отношений.

Четвертый этап (середина 1960-х –  середина 1970-х гг.). Поражение США  в войне с Северным Вьетнамом, достижение ядерного паритета (количество ядерных боеголовок и средств  доставки), переход к политике «разрядки», заключение соглашений – ОСВ 1, ОСВ 2, признание СССР хельсинской декларации по защите прав человека.

Пятый этап (конец 1970-х – начало 1980- гг.). Последний рецидив «холодной  войны». Ввод советских войск в  Афганистан, размещение СССР и США  ракет средней дальности в  Европе, взаимные угрозы и обвинения.

Шестой этап (1985–1991 гг.). СССР, истощенный гонкой вооружения и неудачной войной в Афганистане вынужден был перейти к политике «нового мышления» в международных отношениях, провозглашенной М. Горбачевым. Вслед за этим последовало потепление советско-американских отношений, реальное сокращение вооружений, распад ОВД, а затем и Советского Союза, что позволило администрации президента Дж. Буша заявить о победе в «холодной войне».

В послевоенный период в странах  Восточной Европы к власти приходят левые силы, как наиболее последовательные борцы с фашизмом. Постепенно начинает меняться социальный облик восточноевропейских  стран, которые получили название «стран народной демократии». Расширение объемов  сотрудничества с Советским Союзом, вело к тому, что коммунисты и  социалисты Восточной Европы не только проводили реформы в «социалистическом  духе» (как правило, по 3-м основным направлениям: аграрные реформы, национализация крупной промышленности и введение плановой экономики), но и стремились к созданию у себя политического аппарата по образцу советского, что поощрялось руководством СССР. Вскоре (1946 - 1947 гг.) это привело к распаду единых антифашистских демократических фронтов на просоветские и почвеннические (чаще всего крестьянские и либерально-демократические) группировки. В Польше фактически разгорелась гражданская война с участием советских войск и спецслужб, в которой только сторонников просоветского правительства погибло более 15 тысяч человек. В Румынии и Болгарии после свержения монархий коммунисты использовали армию для давления на оппозицию. В Чехословакии и Венгрии в основном использовались парламентские методы борьбы. Так или иначе к лету 1947 г. влияние непролетарских, в основном крестьянских, партий было подорвано. Однако эти успехи зиждились не только на прямом политическом вмешательстве Москвы.

Коммунистам в странах Восточной  Европы в послевоенной период, при  экономической поддержке СССР, удалось  быстро побороть инфляцию, восстановить экономику и приблизить уровень  жизни к довоенным стандартам. Именно эти позитивные изменения  в социально-экономических условий  и устранение политической оппозиции  привели к последующему формированию в Чехословакии, Болгарии, Польше, Румынии  и Венгрии режимов сталинского  типа.

Как уже отмечалось выше, взаимное недоверие и подозрительность, конфликты по значимым вопросам характеризовали отношения СССР с США ,Англией еще в 1945 – 1946 гг. Не случайно, что первый американский план войны против СССР «Тоталити» был разработан еще в 1945 г. Однако открытым провозглашением «холодной войны» 5 марта 1946 г. стала речь бывшего премьер-министра Англии У. Черчилля в Фултоне (США). Отдавая, дань заслугам Советского Союза в годы борьбы с фашизмом У. Черчилль критически оценивал политику СССР в Восточной Европе: «От Штецина на Балтике до Триеста на Адриатике железный занавес спустился на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской зоне и все подчиняются в той или иной форме… увеличивающемуся контролю Москвы … Я не верю в то, что Советская Россия желает войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин …». Далее оратор призвал сплотить «мир, говорящий по-английски» против «восточного коммунизма». Политический резонанс этого выступления был связан с присутствием среди слушателей президента США Г. Трумэна и означал согласованный переход США и Англии к жёсткому курсу в отношении СССР.

Новые реалии американской внешней  политике были обозначены в «доктрине  Трумэна». В марте 1947 г. президент  Г. Трумэн, ссылаясь на «коммунистическую  угрозу», призвал конгрессменов  выделить деньги на оказание помощи Греции, там шла гражданская война с участием коммунистов и Турции, СССР выдвигал территориальные претензии Турции, требовал свободного прохода кораблей в Средиземное море и организации советской военно-морской базы на Дарданеллах. Получив поддержку конгресса, американское правительство разместило на территории Греции и Турции военные базы, призванные остановить «экспансию коммунизма». Отныне задача Америки формулировалась как противоборство с «обществами угнетения и тирании» (СССР и его союзники) и поддержка «свободных обществ».

Пожалуй, единственный раз в решении важной международной проблемы конца 1940-х гг. СССР и США сошлись во мнение. Обе сверхдержавы выступили за воссоздание на Ближнем Востоке еврейского государства Израиль. Однако начавшаяся в 1948-1949 гг. между арабами1 и поселенцами-евреями война дала новый повод для противоборства. СССР встал на сторону арабских стран, и США превратились в традиционного союзника Израиля.

Летом 1947 г. государственный секретарь  США Дж. Маршалл объявил о плане  экономической помощи странам Европы, пострадавшим от войны. Первоначально  кредиты и инвестиции предполагались и для стран Восточной Европы, переживавшим острый экономический кризис (Чехословакия, Венгрия, Польша). Но под давлением СССР правительства восточноевропейских стран отказались от американской помощи2.

Политическим ответом на американские предложения стало создание в  сентябре 1947 г. в Польше на совещании  коммунистических партий Европы Информационного  бюро коммунистических и рабочих  партий (Коминформбюро). В программных  докладах представителей советской  и югославской делегаций была дана оценка современного международного положения и установки руководству  коммунистических партий Восточной  Европы. Политика США была охарактеризована как «империалистическая» и «антидемократическая», а деятельность СССР - как направленная на «сохранение прочного демократического мира». В этих условиях нельзя было игнорировать распоряжений из Москвы, необходима была также координация  действий коммунистов через Коминформбюро. Главными задачами в политической жизни  «стран новой демократии» формулировались  как отказ от союза с другими  левыми партиями и переход власти к правительствам, сформированным только из коммунистов.

В соответствие с новыми установками  в 1947 – 1949 гг. в Польше, Румынии, Чехословакии, Болгарии и Венгрии у власти утвердились  коммунисты в основном путем объединения  и поглощения социалистических движений (например, в Польше появилась ПОРП - Польская объединенная рабочая партия, реальная власть в которой принадлежала коммунистам). Во всех перечисленных странах свертывались демократические институты (чтобы не допустить легального существования антикоммунистических сил) и утверждалась сталинская государственная модель. Символом сталинизма в Восточной Европе стала волна чисток среди руководителей коммунистических партий, прокатившаяся в 1948 - 1949 гг. (в Польше снят Гомулка; в Венгрии казнен Райк и посажен в тюрьму Кадар; в Чехословакии казнили генерального секретаря ЦК КПЧ Сланского и еще около 30 его приближенных). Руководя в годы войны антифашистской борьбой, данные политики обладали сравнительно независимыми взглядами, стремились к сохранению хотя бы формальной автономии от СССР и не годились на роль сталинских марионеток.

В этом процессе «заковывания» в  жесткие цепи сталинского контроля исключением стала только Югославия, где коммунисты во главе с Броз Тито стали подлинными организаторами широкого народного антифашистского  движения и обладали в своей стране непоколебимым авторитетом. Самостоятельная  позиция Б. Тито и других руководителей Югославии по многим вопросам международной политики, отказ от прямого следования решениям Москвы и в частности, от предложения И. Сталина объединить в союзное государство Югославию и Болгарию3 привели к советско-югославскому конфликту и полному разрыву отношений в 1949 г. К осуждению «клики Тито» вынуждены были присоединиться коммунистические лидеры восточноевропейских государств. Тем самым И. Сталин пресек возможность возникновения альтернативных советскому путей развития в данных странах.

Информация о работе Внутренняя внешняя политика СССР