Внутренняя внешняя политика СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

На международной арене главным последствием, Второй мировой войны стало соперничество двух наиболее сильных в военно-экономическом отношении стран-победительниц – Советского Союза и США. СССР стал лидером государств, где к власти пришли коммунисты или другие левые партии. Постепенно советскому руководству удалось установить полный контроль над политическими процессами в Восточной Европе. Затем последовало оформление политико-идеологического (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий, сентябрь 1947 года) и экономического (Совет экономической взаимопомощи, январь 1949 года) союзов, что привело к складыванию так называемого «социалистического лагеря».

Содержание работы

I. Изменение в мире после окончания II Мировой войны. Основные направления советской внешней политики.
II. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР.
III. Общественно-политическая жизнь, характерные черты и противоречия.

Файлы: 1 файл

Ольга Алексеевна.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

Принятие государствами Западной Европы «плана Маршалла», который предполагал  сохранение и развитие рыночных структур по американской модели, политическое господство буржуазных партий и вытеснения коммунистов из состава правительств, с одной стороны, и постепенное  утверждение в Восточной Европе тоталитарных режимов просталинского типа – с другой, были первым свидетельством раскола Европы на просоветскую и  проамериканскую зоны влияния. Стоит  отметить, что «план Маршалла», оказавшийся  довольно эффективным (особенно для  Западной Германии, Италии, Франции, Голландии, скандинавских стран) заложил основы не только тесного экономического сотрудничества стран Западной Европы с США, но и  их объединения в рамках антисоветского военно-политического союза.

Наиболее быстро и остро изменение  отношений между бывшими союзниками проявились в германском вопросе. Германия всё еще оставалась разделенной  на 4-е оккупационные зоны (советскую, американскую, английскую и французскую) и находилась под полным контролем  оккупационных властей. После безуспешных  попыток договориться о создании единого германского правительства  и единой политики в отношении  немецкого населения4 назрел конфликт. В ответ на односторонние действия союзников (создание так называемой «Тризонии» из английской, американской и французской оккупационных зон, где в июне 1948 г. была проведена денежная реформа и намечены выборы в западногерманское Учредительное собрание), Советский Союз объявил о ликвидации четырехсторонней администрации Берлина и о полной блокаде города, который был до этого разделен на восточный, контролируемый советскими войсками и западный – принадлежавший США, Англии и Франции. Отрезанный от западных частей Германии советской оккупационной зоной Западный Берлин в течение целого года (с 24 июня 1948 г. по 12 мая 1949 г.) снабжался продовольствием по «воздушному мосту» авиацией США и Англии. Не добившись от бывших союзников обязательства отказаться от создания сепаратного западногерманского государства, СССР снял блокаду и тем самым признал будущее разделение Германии на две страны. 23 мая 1949 г. была принята конституция Федеративной Республики Германии, в ответ в советской оккупационной зоне 7 октября 1949 г. провозгласили создание Германской Демократической Республики. Таким образом, раскол Европы получил логическое завершение.

Психологическая атмосфера, создавшаяся  в результате «берлинского кризиса» и политических изменений в Восточной  Европе, облегчила создание западного  альянса, направленного против СССР. Экономический союз, рожденный в  рамках «плана Маршалла», быстро превратился в военно-политический союз. 4 апреля 1949 г. США и Канада подписали с 10 европейскими государствами договор о создании Организации Североатлантического альянса (НАТО)5, оборонительные цели которого не исключали превентивного удара по СССР и его союзникам. Сходные интегративные процессы происходили и Восточной Европе. Еще в январе 1949 г. в Москве было решено создать Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), куда вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, позже к ним присоединились ГДР и Албания. В январе 1951 г. в условиях корейской войны (см. ниже) между СССР и его европейскими союзниками было заключено тайное военной соглашение, по которому в случае войны с США войска восточно-европейских государств поступали в распоряжение советского командования.

Начало эпохи «холодной войны» нашло отражение в политическом развитие не только Европы, но и Азии. В 1949 г. китайские коммунисты (КПК) нанесли  окончательной поражение сторонникам  буржуазного развития (партия Гоминдан) и овладели всем Китаем. В стране постепенно складывалась партийно-государственная  система по аналогии с советской. Лидером коммунистического Китая  стал Мао Цзэдун, авторитет которого складывался из руководства коммунистами в более чем 20-летней гражданской  войне. Копируя исторический опыт Советского Союза, Китайская Народная республика быстро превращался в тоталитарное государство. Сходная судьба наверное ждала бы и Корею, однако вмешательство  международных сил позволило  коммунистам утвердить свою власть только к северу от 38 широты.

К 1949 г. в Корее в зонах в  период войны с Японией занятых  советскими и американскими войсками сформировались 2-а правительства («северное» возглавил бывший советский офицер, коммунист Ким Ир Сен). В результате Корея фактически была разделена на два государства с весьма условной границей по 38 широте. Причем руководство Севера и Юга провозглашало свою юрисдикцию над всей страной в целом, что неизбежно вело к военному конфликту.

В июне 1950 г. с одобрения СССР и  Китая северокорейские части  развернули наступление, в ходе которого им удалось захватить почти всю  территорию Юга. На стороне последних  активно выступили США. Пользуясь  тем, что Советский Союз бойкотировал работу ООН6, США добились решения Совета Безопасности ООН об оказании международной военной помощи Южной Кореи. Основу международного контингента составили американские войска, быстро разгромившие северокорейскую армию. Тогда в свою очередь «северянам» поддержали Китай и СССР. Китайское командование отправило на корейскую войну около миллиона солдат, формально считавшихся «добровольцами». Советский Союз оказывал помощь военной техникой и продовольствием, в корейской армии было много советских инструкторов. Учитывая плохую летную подготовку корейцев и китайцев, воздушные бои велись в основном силами советских летчиков. В итоге американцы были отброшены из Северной Кореи, и линия фронта стабилизировалась в районе 38 широты, где почти два года шла позиционная борьба (до 1953 года).

Корейский конфликт дал миру несколько  важных уроков. Во-первых, руководство  США осознало, что их страна не всесильна  и даже манипуляция решениями  ООН не позволит Америке беспрепятственно утверждать свое господство в отдельных  регионах планеты. К тому же, американское военное командование пришло к печальному выводу, что наличие тяжелой бомбардировочной авиации (самолеты типа В-29 и В-50) не дают гарантии успешного ядерного удара  по противнику, так как во время  корейской войны эти бомбардировщики  часто сбивались советскими «МИГами».

Во-вторых, война в Корее показала, что «холодная война» не решила руководителей  ведущих держав здравого рассудка. Командующий американскими войсками в Корее генерал Макартур в  ходе конфликта неоднократно выступал за его расширение и, в крайнем случае, был готов использовать ядерное оружие. Однако применению ядерной бомбы воспротивились даже союзники США, особенно Англия. Не случайно, что новый президент США Д. Эйзенхауэр, хотя и представлял военные круги, но пришел к власти с обещанием заключить мир.

В-третьих, стало ясно, что после  успеха коммунистов в Китае, попытка  просоветских сил в какой-либо другой стране мира прийти к власти встретит более или менее значимое сопротивление  США. Таким образом, противоборство СССР и США приобрело мировой характер.

В условиях противостояния с «империалистическим  миром» особую роль для СССР приобретали  ядерные технологии. Советская атомная  программа контролировалась лично  Л. Берия. Перед советскими учеными  ставилась задача создания современного оружия, которое позволило СССР предъявить новые аргументы в соперничестве  с США. Скорее всего не без помощи советской разведки7, первое успешное испытание атомной бомбы произошло в августе 1949 г. Через 4 года была испытана ядерная бомба, а затем водородная. С этого времени наибольшее внимание стало уделяться средствам доставки (тяжелым бомбардировщикам и ракетам среднего и дальнего радиуса действия). В итоге соперничество сверхдержав вышло на новый уровень. Между СССР и США развернулась «гонка вооружения».

Смерть  И. Сталина внесла определенные коррективы в советскую внешнюю политику. Компромиссной стала позиция СССР в вопросе объединения Германии (инициатива Л. Берия). Наметилось сближение с Югославией, начались переговоры по корейской проблеме, которые привели в 1953 г. к перемирию, смягчились режимы в странах Восточной Европы8. В 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны между СССР и Германией, а через год – с Японией. Тем не менее, стереотипы «холодной войны» оказывали важнейшее влияние на международные отношения. США не ограничиваясь созданием НАТО, перешел к формированию военных блоков с участием стран Азии. В 1954 г. возник блок СЕАТО (Организация договора юго-восточной Азии),которая включала США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Пакистан, Филиппины). В 1955 г. – Багдадский пакт (США, Англия, Турция, Ирак, Иран и Пакистан), целью которых была борьба с ростом национально-освободительного движения и распространением советского влияния в Азии. Рядом с границами СССР и других социалистических стран появились десятки военных баз. В начале 1955 г. США добились включения ФРГ с состав НАТО. В ответ 14 мая 1955 г. в Варшаве СССР, ГДР, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Румыния и Албания подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, получившей название Варшавского договора (ОВД). В соответствие с договором для координации политических и военных усилий были созданы Объединенное командование вооруженными силами государств Варшавского договора и Политический Консультативный комитет. Так к середине 1950-х гг. завершилось создание противостоящих военно-политических альянсов, так сказать инфраструктуры «холодной войны».

 В отчетном докладе Н.С. Хрущева на XX съезде были обозначены новые принципы внешней политики СССР, которые существенно повлияли как на отношения между сверхдержавами, так и на положение СССР в социалистическом лагере.

Во-первых, в отношениях с капиталистическими государствами основным должен был  стать принцип «мирного сосуществования», не исключавший экономического сотрудничества со странами Запада. Более того, политика «мирного существования» была объявлена  единственной альтернативой «третьей мировой войне».

Во-вторых, Н.С. Хрущев призвал отказаться от представлений  о мире, разделенном только, на два открыто враждебных лагеря. По его мнению, вне этих союзов создавалась «обширная зона мира», в которую кроме социалистических стран входили государства движения «неприсоединения» и бывшие колониальные страны Азии и Африки, приобретшие независимость (Индия, Египет, Бирма, Индонезия и т.д.). СССР признал право народа любой страны самому выбирать путь общественного развития. Поддержка советским правительством национально-освободительного движения и демократический реформ, советская военно-экономическая помощь обеспечили СССР довольно сильное влияние в этих государствах. В международной политике появился новый фактор.

В-третьих, стремясь снизить темпы «гонки вооружения», которая отнимала значительные средства из бюджета страны, СССР в публичной  международной политике стал выступать  как защитник мира и инициатор  разоружения. В частности, Советский  Союз в одностороннем порядке  сократил численность своих вооруженных  сил, а в 1957 г. предложил приостановить  ядерные испытания.

В-четвертых, стараясь изменить характер взаимоотношений  со своими союзниками и сделать их равноправными, советское правительство предоставляло лидерам стран «народной демократии» известную свободу в выборе тактики социального и экономического развития. Еще летом 1955 г. восстановив отношения с Югославией, СССР фактически признал «законными» иные модели строительства социализма. Однако эта позиция оказалась наиболее уязвимой в новом внешнеполитическом курсе СССР. В Европе это привело к попыткам существенных изменений политических режимов стран «народной демократии», а в Азии – к осложнению отношений, а затем и разрыву с Китаем.

По-прежнему центральное место во внешней  политике Советского Союза занимали отношения с США. Новая политическая линия СССР «мирного сосуществования» со странами Запада не ограничивалась декларативными заявлениями. Комплекс предпринятых советской стороной мер  действительно привел к ослаблению международной напряженности, к  «передышке» в холодной войне (хотя «гонка вооружения» только набирала темп) и «потеплению» в советско-американских отношениях.

 

II. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР

 

Переход от войны к миру в СССР совершался чрезвычайно трудно. Это  было следствием как огромных жертв  и разрушений, так и режима сталинщины, который мешал полнее использовать творческий потенциал советского народа.

Потери, понесенные страной, создавали  грандиозные трудности в восстановлении хозяйства. СССР понес самые большие  людские потери во второй мировой  войне. Население страны за период войны  сократилось с 196,8 млн. человек до 162,4 млн. человек, то есть на 18%. Число  инвалидов в 1946 г. составляло 2,5 млн. человек.

Огромны были и материальные потери. Полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Крова лишились 25 млн. человек. Материальный ущерб, нанесенный Советскому Союзу в годы войны, составил 2 трлн. 169 млрд. рублей. Таким образом, страна потеряла треть своего национального  дохода.

Разруха народного хозяйства страны была настолько катастрофичной, что  по оценкам западных экспертов для  ее восстановления потребовались бы долгие годы. Именно столько потребовалось  для восстановления стран Запада. Однако, как известно, СССР восстановил  и превзошел довоенный уровень  развития экономики за 5 лет. Почему и за счет чего?

Отвечая на этот вопрос, необходимо оценить  все факторы и ресурсы, которыми располагала страна для решения  задач восстановления.

Прежде всего, следует учитывать, что, несмотря на жесткость и жестокость режима сталинизма, советский народ  в большинстве своем продолжал  свято верить в преимущества социализма. Пройдя суровые военные испытания, советские люди горели страстным  желанием в короткий срок восстановить нормальный, мирный образ жизни. Все  это рождало энтузиазм и создавало  благоприятные условия для значительного  роста производительности труда  и эффективности производства.

Важную роль играли огромные природные  запасы и ресурсы. Страна располагала  также опытными кадрами специалистов, ученых, инженерно-технических работников, которые доказали всему миру свою способность создавать передовые  в мире образцы науки, техники, производства. Положительным моментом стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из европейской России на Восток были заложены основы для мощного развития промышленной базы теперь уже не только в центре страны, но и по всей ее территории.

И, конечно, не следует забывать, что, как и прежде в экстремальных  условиях, свою положительную роль сыграла административно-командная, плановая система управления экономикой. Именно в условиях, когда требовалась  мобилизация, напряжение сил, короткие сроки выполнения задач такая  система давала наибольший эффект. Так, в СССР в эти годы степень  производительного накопления была выше, чем в странах Запада. Она составляла более 50% национального дохода.

Информация о работе Внутренняя внешняя политика СССР